Е.А. Удалова

ТИПИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

Типирование знаменитых личностей всегда занимает изучающих соционику. И здесь очень важно, чтобы информация о них была бы максимально достоверной. В этой работе взяты источники примерно первого века нашей эры. И хотя со времени смерти Александра прошло почти 300 лет, авторам были известны многочисленные записки, дневники и письма, связанные с жизнью Александра. Греки были пишущим и читающим народом, поэтому людей, записавших многие эпизоды жизни великого человека, было очень много.

Впоследствии к описанию подвигов Александра прибавились мифы и легенды и материал поздних эпох уже не годится для соционического типирования.

 

ИСТОЧНИКИ

ПлутархПлутарх
Полное имя Местрий Плутарх (ок. 46, Херонея, Беотия — ок. 127, место смерти неизвестно) — древнегреческий писатель и философ, общественный деятель римской эпохи.

Наиболее известен как автор труда «Сравнительные жизнеописания», в котором воссоздавал образы выдающихся политических деятелей Греции и Рима. Плутарх оставил после себя около 210 сочинений. Значительная их часть дошла до нашего времени. По традиции, идущей от издателей эпохи Возрождения, литературное наследие Плутарха делят на две основные группы: философско-публицистические сочинения, известные под общим названием «Моралии» и биографии (жизнеописания).

Он писал о своих намереньях: «…нам пусть будет позволено углубиться в изучение признаков, отражающих душу человека, и на основании этого составлять каждое жизнеописание, предоставив другим воспевать великие дела и битвы».

 

Квинт Курций РуфКвинт Курций Руф
Автор труда «История Александра Македонского».

О времени его жизни существуют разные мнения. Называются даты начиная от рубежа I века до н. э. и I века н. э. вплоть до начала II века н. э. По мнению большинства исследователей он жил в I веке н. э. и написал свой труд в царствование императора Клавдия (41-54 годы).

Все его внимание направлено на одного героя его повествования, которого он старается осветить с разных сторон: его деяния, жизнь, характер, а государство, история и судьба народов, их дела и взаимные отношения для него вещь второстепенная. На завоевание мира Александром, на соединение Европы и Азии под его владычеством он смотрит только как на дело его геройской силы и его счастья.

 

БЕРЕМЕННОСТЬ ОЛИМПИАДЫ

Для более надежного определения типа человека очень полезно знать какие-нибудь сведения о периоде беременности его матери. В нашем случае не очень повезло с подробностями беременности Олимпиады, но одна легенда, дающая материал для гипотезы типа Александра, все же имеется.

Александр Македонский
Картина Олимпиада и Зевс (фрагмент) Джулио Романо 1530 г.

Охлаждение отношений в процессе беременности, несомненно, беспокоило Олимпиаду. Это обстоятельство связано с белой этикой, попадающей в болевую точку типа ребенка. И наша гипотеза быстро сводится к выбору из двух типов, имеющих такую болевую точку: Дон Кихот и Жуков. Жаль, что ничего не написано про мысли матери, обращенные к ребенку.

Так, если она думала о том, какой красивый и здоровый родится у нее ребенок, то это был бы Жуков, а если мечтала о том, какие перспективы откроются перед ними, когда ребенок родится, то — Дон Кихот.

Разберемся в этом по фактам его жизни.

 

БАЗОВАЯ ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Самая частая характеристика Александра во всех источниках — необычайная везучесть, когда пренебрегая осторожностью и рассуждениями, он ввязывался в ситуации, веря в свою судьбу. Вот несколько рассказов об этом.

Александр и Букефал

АлександрНиже мы видим в цитате настрой на уникальность и ревнивое отношение к информации, свойственное именно базовой черной интуиции.

А вот еще пример, иллюстрирующий стимул к деятельности экстравертных интуитов — уникальность.

Или вот случай вещего сна, в котором приходит более удачная мысль, чем в бодрствующем состоянии.

Faros

Вот известный пример, отражающий уверенность в своем видении благоприятного варианта событий.

АлександрА в этом фрагменте мы видим, как с сильной интуиции возможностей Александр адекватно решал вопросы предательства, не вдаваясь в слабую этику отношений.

Доверие к своей интуиции, чувство возможностей позволяет Александру принимать ответственные решения при неполных данных.

 

ТВОРЧЕСКАЯ СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА

Структурная логика во второй позиции отличается неформальным подходом к правилам и законам. Отчетливо понимая дух закона, она как правило, не очень требовательна к букве. Человек хорошо понимает смыслы и символы, интересуется причинами вещей, любит и умеет разбираться в непонятном. Вот эпизод, показывающий полное понимание того, как рождается авторитет.

С творческими логиками нетрудно договариваться, если предлагать справедливые и осмысленные решения.

Интерес к знаниям законов природы и смыслу существования – ключевая черта творческих логиков.

Структурированное мышление, оптимизация схем и четкое понимание главных и второстепенных моментов характерны для аналитического мышления.

Справедливое возмездие и ясное понимание своего положения соединенное с умением рассказать об этом просто и убедительно — свойство хорошо натренированной структурной логики.

Понимание чужих традиций, желание соблюдать законы, чтобы поддержать свой имидж справедливого владыки — показывает отношение к договорам как к серьезному ресурсу.

Но творческая белая логика свободна от формализма. И обман как военная хитрость может быть допущен в определенных обстоятельствах, когда носитель этой логики видит свою выгоду в нарушении договора.

АлександрВот еще пример неформального подхода к традициям.

В этом описании мы видим не только четкое представление о правах граждан, но и оттенок всеобщности — признак демократизм, присущий, в частности типам первой квадры.

 

РОЛЕВАЯ ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА

Ролевая функция не отличается адекватностью. Она настроена скорее потакать социальным нормам, чем их игнорировать. Волевая сенсорика в этой позиции проявляет себя как отвага и задиристость, часто не соответствующая ситуации. И всегда в ней присутствует опасение не оправдать чьих-то ожиданий.

Опасение, того, что друзья или враги примут тебя за слабого — отчетливый мотив излишней жестокости. Вот несколько примеров этого.

Опасение за свой авторитет в занятиях, в которых он знал о своей слабости, тоже отражает настрой на героический облик в глазах окружающих

Филипп МакедонскийСтремление к славе вызывает зависть к более удачливым людям, небольшой обзор слабой функции не позволяет оценить, сколько еще побед может предоставить жизнь.

Третья функция целиком зависит от общественного мнения и нуждается в постоянной подпитке. Когда человек сосредоточен на ней, он становится зависимым от окружающих и легко поддается на их манипуляции.

Стремление продемонстрировать свою неустрашимость независимо от обстоятельств — характерная черта неадекватной, но гордой ролевой волевой сенсорики.

Демонстрация своего величия, силы и славы окружающим — неотъемлемая черта этого типа, когда он сосредотачивается на внешнем впечатлении.

А вот как Александр описал свою миссию в мире, выступая перед уставшим войском.

 

БОЛЕВАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

Самая слабая функция модели — этика отношений. Это сфера политики и психологии, сложных нюансов человеческих отношений, своих и чужих чувств. В болевой позиции эта функция ищет простых однозначных решений, быстро верит в предательство или дружбу, плохо отличает друзей от врагов и всех подозревает в изменах.

Вот пример не очень сложной политической игры, которую Александр принял за прямое оскорбление, когда наоборот, именно его старались оградить от непрестижного, но нужного по политическим мотивам брака.

АристотельДаже привязанность к учителю в разлуке превратилась в отчуждение и подозрение, хотя для этого совершенно не было причин. Просто, при слабой белой этике требуются постоянные знаки душевной привязанности, иначе отношения остывают.

Ссоры близких людей непереносимы с болевой этики отношений, но и в этом случае выбирается простой способ не видеть этих ссор – обещание убить зачинщика. Видимо, угроза была реальной, поскольку люди перестали задирать друг друга вообще.

Вот еще пример слабой ориентации и повышенной подозрительности, приведший к трагическому концу из-за нежелания глубоко разбираться в мотивах подозреваемого.

А вот забавный результат принятия решений на фоне слабой этики отношений.

Ему не пришло в голову, что людям, живущим в этих городах, придется говорить о себе: «Я из города, названного «Бобик» — по имени любимого пса великого царя».

 

ПРОЯВЛЕНИЯ БЛОКА СУПЕРЭГО МОДЕЛИ
(в виде подростка типа Наполеон )

Блок суперэго в модели каждого типа отвечает за социальную адаптацию. Когда важно общественное мнение или перед авторитетным персонажем человек часто выступает с позиций не своего, а чужого типа, причем, в подростковом варианте. У Александра проявляется образ типа Наполеон: компанейский, доминирующий, демонстративно щедрый к друзьям. Но само проявление не отличается адекватностью и ориентировано больше не мнение окружающих, чем на целесообразность.

 

СУГГЕСТИВНАЯ СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ

Суггестивная функция очень слабая, неосознанная и легко внушаемая в данной модели представлена сенсорикой ощущений. Все связанное с телесными удовольствиями, то притягивает, то пугает, ощущение меры отсутствует. Решения гуляют из крайности в крайность, зависят от того, что предлагают окружающие.

Вот пример, показывающий, что захват добычи, золота и рабов — обычное явление при победе в войне — по впечатлению Александра, ни в какое сравнение не идет с роскошной косметикой ванны Дария.

Александр Македонский

А вот примеры не имеющего особого смысла отказа от удовольствий, но видимо, следствие принципов воспитанных с детства его наставником Леонидом.

Роскошные наряды и телесные радости тоже притягивают, обещая наслаждение. Покрасоваться в тонких тканях вместо панциря и простого плаща, понежиться в обществе прекрасных и отзывчивых девушек — кажется очень привлекательной идеей.

Александр МакедонскийЧужая страсть в случае суггестивной сенсорики ощущений имеет очень большое, почти гипнотическое влияние. Отказать претенденту при его страстном желании практически невозможно. И если сильные функции не видят в этом опасности, событие, скорее всего, состоится. В данном случае победоносное завоевание Азии приостановилось на две недели.

 

РЕФЕРЕНТНАЯ ЭТИКА ЭМОЦИЙ

Эмоциональные проявления этой модели совмещают пользовательский и суггестивный элементы. Человек может научиться исполнению песен, танцев, музыки, но делает это тогда, когда есть внешние стимулы. Например, все веселятся – и он рассказывает веселые истории, все пляшут – и он участвует, все поют – и он подпевает. При этом ничего творчески оригинального не производится, но само исполнение может быть вполне качественным.

Люди с референтной этикой эмоций легко затягиваются всеобщим весельем или горем.

 

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ

Александр МакедонскийОщущение судьбы, шанса, своевременности в этой модели очень сильное. Грядущие удачи видятся довольно уверенно. При этом характерно нежелание ждать и стремление выкинуть нежелательное событие или контакт за пределы настоящего момента. Возможно и самоограничение, как ощущение тотальной нехватки времени, опасение не успеть что-то важное.

Категорическое неприятие кем-то навязанной судьбы, желание самому определять свои шансы определило медицинскую стратегию Александра во время болезни. Надо иметь в виду, что медицину он знал достаточно хорошо.

Неуверенность в том, что все пойдет по его плану – это самоограничение по интуиции времени. Но оно снимается мыслью, что славная гибель все равно, сделает его судьбу великой.

Вот совершенно наглядное правильное и понятное объяснение воинам, какова должна быть тактика на завоеванных территориях. Использование времени для формирования привычек покоренных народов.

 

ФОНОВАЯ ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА

Деловая логика в этой модели проявляется объемно без слов на деле, учитывая все возможные варианты поведения, реально оптимизируя затраты труда и времени.

Александр МакедонскийОказать помощь при таком огромном ресурсе несложно. А отказ от очевидно нужной помощи может восприниматься как высокомерие, недоверие или сокрытие ресурсов. Что вызывает тревогу при вышеописанной болевой этике отношений.

Решения о действиях при фоновой деловой логике принимаются быстро, правильно и эффективно, с мобилизацией всех наличных ресурсов.

 

РЕЗЮМЕ

Итак, мы имеем все основания считать, что тип Александра — Дон Кихот.

Тогда становится понятной его настроенность не на хозяйственную деятельность на завоеванных территориях, а на узнавание нового и внедрение на будущее легенд о себе, как о величайшем правителе мира.

Забавно наблюдать, как расширялись его амбиции по мере завоеваний.

Сначала он провозглашал себя потомком Ахиллеса и Геракла — героев полубогов. Затем, укреплял легенду о том, что он сын Зевса и чеканил монеты со своим профилем в рогах Аммона. Затем, покорив всю Персию, он стал считать себя просто солнечным богом, изображался в образе Гелиоса и требовал, чтобы люди падали перед ним ниц.

Александр Македонский

Из-за таких требований почитания он потерял некоторых друзей македонцев, не готовых так унижать свое достоинство.

Но идея остаться в веках в божественном образе была для него гораздо более значимой, чем конкретные обиды людей, не разделявших его амбиции. Надо сказать, что его затея вполне удалась. Средневековые романы об Александре и восточные поэмы полны его героических деяний и чудесных свершений, от полетов на орлах в небо до опускания на дно морское и битв с чудовищами, населявшими неизвестные земли.

 

Александр Македонский


И еще о пользе соционики.

В свете наших изысканий, выбор в фильме на роль Александра актера Колина Фаррелла, который по всем признакам имеет тип Драйзер, представляется серьезнейшей ошибкой. Тип актера, конфликтный герою, живущий в ортогональной вселенной и в другой системе ценностей, вряд ли может органично воплотить характер и убедить зрителей.

Александр Македонский

 

«Александр» (англ. Alexander) — исторический фильм режиссёра Оливера Стоуна о жизни и смерти полководца Александра Македонского (2004). Картина, снятая за рекордный для Стоуна бюджет (150 млн долларов), провалилась в американском прокате, получив негативные отзывы как критиков, так и зрителей. Сборы «Александра» в США составили 34 млн долларов. В остальных странах фильм прошёл с относительным успехом и заработал около 130 млн долларов.

 

Александр Македонский

 

Москва 2020