Доклад для конференции в Киеве 16 сентября 2007 г.

Е. Удалова

О ШКОЛЕ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИОНИКИ

Самая актуальная проблема сегодняшнего этапа развития соционики — это проблема типирования. Отсутствие согласованной методики, расхождения в присвоении типов известным людям, огромное количество самоучек типировщиков — приводит к падению авторитета нашей науки в глазах окружающих. И затрудняет ее внедрение.

Учитывая прикладной характер наших интересов, мы поставили себе задачу всеми силами увеличить число людей, грамотно умеющих использовать соционические методы для определения типа человека. Кроме того, наши ученики, обученные по стандартной программе, прекрасно находят общий язык, по крайней мере, друг с другом. И поскольку число их постоянно растет, и они всегда готовы искать общий язык с другими эффективными школами типирования, есть надежда, что со временем в этой области все же, наступит единообразие.

Продукты

В Школе Прикладной Соционики существует целая линейка продуктов, ориентированных на различную степень заинтересованности учащихся.

Ознакомительная лекция-презентация по основам соционики.
Это лекция с демонстрацией видеоматериалов и рассказом о базисе Юнга. Она может длиться от 40 минут до 3-х часов, в зависимости от обстоятельств. Практика показывает, что слушатели активно включаются в дискуссию, начинают интересоваться книгами и другой соционической информацией.

Тренинг по базису Юнга.
Это 4 занятия по 2,5 часа, проводимых на базе компьютерных упражнений и специально подобранных статей, собранных в рабочую тетрадь. Здесь учащиеся получают представление о проявлении различных юнговских признаков, учатся самостоятельно выделять их в потоке информации. В качестве учебника здесь используется книга Е. Удаловой «Соционика в работе с персоналом».

Курс «Основы соционической диагностики».
Это наш базовый курс, состоящий из 16 занятий по 3 часа. Он включает освоение базиса Юнга, семантики информационных аспектов, изучение модели А, освоение нескольких признаков Рейнина и практическое типирование примерно 40 человек.
Здесь учащиеся получают практический навык работы типировщика. Они просматривают видеоматериалы, анализируют 20 статей, выделяя характерные аспекты, учатся вести интервью в свободном режиме, отслеживать невербальные проявления типов, провоцировать проявление каждой функции модели А испытуемого. В результате тип человека определяется не только с многократными подтверждениями, но и аргументировано обосновывается. Что важно для создания общего языка в сообществе. В качестве учебника здесь используется книга Е. Удаловой и Л. Бесковой «Уроки соционики».

Интенсивный курс «Основы соционической диагностики».
На базе основного курса диагностики создан интенсивный курс для иногородних, который читается 6 дней по 6 часов. Практика показывает, что навыки типирования в таком режиме передаются хорошо, не забываются со временем, при тренировке позволяют набрать хороший уровень мастерства.

Курс «Интертипные отношения».
Для прошедших курс диагностики разработан курс второй ступени «Интертипные отношения». Это 10 занятий по 3 часа, на которых подробно с нескольких точек зрения разбираются информационные обмены между типами. Учащиеся просматривают видеоматериалы, анализируют статьи и собственные коллизии, находят пути разрешения конфликтных ситуаций.
В качестве учебника здесь используется книга Е. Удаловой «Уроки соционики-2 или Секреты наших отношений».

Методический курс
Для студентов, желающих заняться преподаванием соционкики, разработан методический курс, на котором передаются навыки преподавания основ диагностики.
Учащиеся знакомятся со структурой курса, методическими приемами, учатся взаимодействовать с партнерами и аудиторией. Обучение продолжается и в процессе проведения первой собственной группы и сопровождается обязательными письменными отчетами после каждого занятия.

Метод

Главным методическим принципом Школы является преподавание в дополняющем режиме. Это значит, что любой курс ведут два преподавателя, типы которых дополняют друг друга хотя бы, по признаку логика/этика. Но лучше, и мы постепенно переходим на этот режим, если дополнение есть еще и по признаку сенсорика/интуиция.

Дело в том, что соционическая диагностика — процесс многоплановый. Знать и уметь — это разные процессы. Учащийся должен не только выучить специальные термины, но и почувствовать, что за ними стоит. А адекватно продемонстрировать ему со слабой функции появление ее в сильном варианте практически невозможно.

Например, как бы мы не воображали себя Шварценеггером, а если черная сенсорика в четвертой позиции, нам не удастся достоверно изобразить ни спокойного Жукова, ни разъяренного Габена. Трудно будет и скрыть свое отвращение к таким проявлениям, а это совершенно недопустимо при обучении.

Значит, первый плюс дополняющего преподавания — это возможность адекватного рассказа о проявлении сильных и слабых функций по всем моделям.

Второй важный момент в преподавании соционической диагностики состоит в том, что необходимо усвоить огромное количество информации, три четверти из которой — невербальная.

Дополняющий режим обеспечивает оценку и подачу любой информации с сильных функций одного из преподавателей. При этом КАЖДЫЙ ученик получает такую экспертную информацию и на свои сильные функции для сознательного усвоения и на свой детский блок для бессознательного запоминания.

преподаватели

   

сильные функции

4 6   3 5      
   

слабые функции

3 5   4 6      

учащиеся

3 6

сильные функции

4 6   3 5

сильные функции

4 5
4 5

слабые функции

3 5   4 6

слабые функции

3 6

 

Таким образом, второй плюс обучения в дополняющем режиме — это подключение огромного резерва суггестивной педагогики. Бессознательное усвоение материала формирует пассивный запас знаний, с которым довольно быстро можно начинать активную работу. Это позволяет учащимся в кратчайшие сроки «загрузить» всю аксиоматику, усвоить понятия и методику и после 5-6 занятий полностью перейти на язык соционики.

Кроме того, равноправное взаимодействие дополняющих партнеров является для учащихся образцом толерантности и разделения функций, на который они должны ориентироваться в своем дальнейшем развитии.

Результат

Результат обучения нужно обговорить особо. Первым и абсолютно необходимым условием правильного типирования является самоидентификация типировщика. Он должен полностью освоиться в своем типе.

Открыть свои сильные функции и брать на себя ответственность в соответствующих ситуациях.

Принять свои слабые функции и знать, насколько упрощенным кажется ему мир по этим аспектам.

Уметь принимать помощь и советы без комплексов, уважая экспертные суждения партнера.

Помогать партнеру по своим сильным функциям без ощущения превосходства и его унижения.

Если кристальная ясность в отношении своего типа у человека не наступила, его оценка других будет смазанной и неточной в той части аспектов, где он не может разобраться с собой.

Вторым обязательным для консультирования условием является подлинная толерантность. Если особенности другого типа кажутся недостатками, вызывающими презрение, как бы правильно ни определился тип, рекомендации будут неверными. Причем настрой «с вашими слабыми функциями только это и остается…» или «послушайте, как вам стать нормальным…» — одинаково плохи для консультируемого.

Типировщик должен понимать, что человек, чьи типовые особенности не позволяют ему хорошо разбираться в элементарных для тебя вещах, не становится от этого хуже. Его советы должны исходить из той реальности, в которой существует его клиент, а не из той, в которую его хочется перетащить из соображений «здравого смысла» или «гуманизма».

Вообще, без прохождения этих двух ступеней нельзя сказать, что человек соционку усвоил. Он может сколь угодно рассуждать на темы соционики, выучить все теории и истории, но знать соционику не будет.

Мысль об информационном разделении труда и равноценности людей с различными способностями к восприятию различных аспектов — должна быть принята на уровне личного существования. И это основной секрет правильного типирования. И надо сказать, что для этого требуется глубокая перестройка сознания, которая, как показывает практика, далеко не каждому по силам.

Этот кризис самоидентификации, который является признаком усвоения соционики, проходит гораздо легче, если преподаватель этик помогает ученикам восстановить пошатнувшуюся систему своих ценностей. На наш взгляд, именно конфликт юнговской типологии с общепринятыми взглядами часто является причиной недоверия людей к соционике. И сколько бы мы ни доказывали логически, что типы существуют, только эмоциональное принятие отрывает студенту пути к усвоению этого знания. Но такая работа требует от преподавателя этика не только досконального знания проблем каждого типа, но и умения эти проблемы конструктивно решать непосредственно на уроке.

Принцип деятельности школы

Чтобы успешно проводить в жизнь свои проекты, мы должны обеспечить оптимальное использование ресурса. В этом мы тоже пытаемся следовать соционическим методикам.

Известно, что любая сложная деятельность распадается на четыре составляющих. Это многократно описанные соционические клубы.

Любая деятельность, чтобы быть полной, должна содержать коммерческую, социальную, исследовательскую и коммуникационную компоненту. Тогда мы охватываем все пространство возможных проявлений, согласовываем их и добиваемся положительной обратной связи всех четырех компонент.

Схема целостного подхода к задачам производства

Производственники
Клуб 46

     

Исследователи
Клуб 36

производство, организация, оформление, внедрение, умножение и распределение ресурса, завоевание статуса, коммерческая деятельность

постановка задач, технологическая экспертиза, новые методики

фундаментальные исследования, перспективы, оперативный анализ и прогноз развития, новые методики, экспертиза, целостные концепции, пропаганда научных идей

 

оформление продукта, исследование и формирование спроса, престиж, безопастность

 

исследования, экспертиза, обучение, координация, обмен информацией

 

перспективные идеи, прогнозы, предупреждение кризисов, целостные концепии

 

расширение сферы влияния, поддержание репутации, продвижение продукта на рынок, формирование спроса, эмоциональная нагрузка и мобилизация

формирование спроса, идеология, корпоративная этика, популяризация, PR

идеалогия, реклама, этические прогнозы, бесконфликтные коммуникации, инициация новых людей, привлекательный образ деятельности, книги, фильмы, передачи, закладывание традиций

Клуб 45
Социалы

     

Клуб 35
Коммуникаторы

Задачи каждого блока

Опишем конкретные задачи по разработке, внедрению и продвижению соционических технологий, решаемые каждым базисным подразделением.

1. Производственники (сенсорно-логический блок)

2. Исследователи (интуитивно-логический блок)

3. Коммуникаторы (интуитивно-этический блок)

4. Социалы (сенсорно-этический блок)

Любое мероприятие Школы в обязательном порядке проводится так, чтобы удовлетворить этим требованиям. При разработке проекта мы учитываем все моменты, которые должны присутствовать, чтобы получить четыре описанных результата.

Например, мы проводим квадральные встречи наших учеников. Это, безусловно, социальное мероприятие. Оно дает людям возможность познакомиться, побыть в кругу единомышленников, встретиться с теми, с кем они учились в одной группе.

Но это и исследовательское мероприятие, потому что мы предлагаем ребятам поразмышлять на темы, например, становления личности в рамках их собственного типа. Это дискуссии мы записываем. И получаем интереснейший анализ проблем социальной адаптации для каждого типа.

И, конечно, это коммуникационное мероприятие. Оно становится хорошей рекламой, поскольку здесь те, кто еще не обучился, имеют возможность пообщаться с теми, кто уже все освоил. И увидеть, как интересно людям разговаривать на языке соционики. Мы подготовили несколько выпусков газеты, рассказывающей о жизни Школы и раздаем ее на этих встречах новичкам.

Коммерческая составляющая квадральных встреч пока не высока. Но мы планируем расширить там продажу наших книг и видеоматериалов, а также, набор в группы желающих учиться и запись на консультации.

Таким образом, на базе относительно небольшого ресурса можно получить множество полезных разноплановых результатов. Что, в свою очередь, позволяет нам подниматься на новые ступени опыта и создавать новые продукты, котрыми мы с удовольствием делимся с коллегами.

Литература: