Е.А. Удалова
ТИПИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ
Типирование знаменитых личностей всегда занимает изучающих соционику. И здесь очень важно, чтобы информация о них была бы максимально достоверной. В этой работе взяты источники примерно первого века нашей эры. И хотя со времени смерти Александра прошло почти 300 лет, авторам были известны многочисленные записки, дневники и письма, связанные с жизнью Александра. Греки были пишущим и читающим народом, поэтому людей, записавших многие эпизоды жизни великого человека, было очень много.
Впоследствии к описанию подвигов Александра прибавились мифы и легенды и материал поздних эпох уже не годится для соционического типирования.
ИСТОЧНИКИ
Плутарх
Полное имя Местрий Плутарх (ок. 46, Херонея, Беотия — ок. 127, место смерти неизвестно) — древнегреческий писатель и философ, общественный деятель римской эпохи.
Наиболее известен как автор труда «Сравнительные жизнеописания», в котором воссоздавал образы выдающихся политических деятелей Греции и Рима. Плутарх оставил после себя около 210 сочинений. Значительная их часть дошла до нашего времени. По традиции, идущей от издателей эпохи Возрождения, литературное наследие Плутарха делят на две основные группы: философско-публицистические сочинения, известные под общим названием «Моралии» и биографии (жизнеописания).
Он писал о своих намереньях: «…нам пусть будет позволено углубиться в изучение признаков, отражающих душу человека, и на основании этого составлять каждое жизнеописание, предоставив другим воспевать великие дела и битвы».
Квинт Курций Руф
Автор труда «История Александра Македонского».
О времени его жизни существуют разные мнения. Называются даты начиная от рубежа I века до н. э. и I века н. э. вплоть до начала II века н. э. По мнению большинства исследователей он жил в I веке н. э. и написал свой труд в царствование императора Клавдия (41-54 годы).
Все его внимание направлено на одного героя его повествования, которого он старается осветить с разных сторон: его деяния, жизнь, характер, а государство, история и судьба народов, их дела и взаимные отношения для него вещь второстепенная. На завоевание мира Александром, на соединение Европы и Азии под его владычеством он смотрит только как на дело его геройской силы и его счастья.
БЕРЕМЕННОСТЬ ОЛИМПИАДЫ
Для более надежного определения типа человека очень полезно знать какие-нибудь сведения о периоде беременности его матери. В нашем случае не очень повезло с подробностями беременности Олимпиады, но одна легенда, дающая материал для гипотезы типа Александра, все же имеется.
- Однажды слуги увидели змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады. Говорят, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение и любовь Филиппа к жене, и он стал реже проводить с нею ночи. То ли потому, что боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что она связана с высшим существом, и потому избегая близости с ней. Говорят также, что Филипп потерял тот глаз, которым он, подглядывая сквозь щель в двери, увидел бога, спавшего в образе змея с его женой. (Плутарх)
Картина Олимпиада и Зевс (фрагмент) Джулио Романо 1530 г.
Охлаждение отношений в процессе беременности, несомненно, беспокоило Олимпиаду. Это обстоятельство связано с белой этикой, попадающей в болевую точку типа ребенка. И наша гипотеза быстро сводится к выбору из двух типов, имеющих такую болевую точку: Дон Кихот и Жуков. Жаль, что ничего не написано про мысли матери, обращенные к ребенку.
Так, если она думала о том, какой красивый и здоровый родится у нее ребенок, то это был бы Жуков, а если мечтала о том, какие перспективы откроются перед ними, когда ребенок родится, то — Дон Кихот.
Разберемся в этом по фактам его жизни.
БАЗОВАЯ ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Самая частая характеристика Александра во всех источниках — необычайная везучесть, когда пренебрегая осторожностью и рассуждениями, он ввязывался в ситуации, веря в свою судьбу. Вот несколько рассказов об этом.
- Все были убеждены, что он ничего не предпринимает без помощи богов; ибо если кому-либо постоянно сопутствует счастье, то даже безрассудство ведет его к славе. (Квинт Курций Руф)
Александр и Букефал
- Букефал оказался конем диким и неукротимым; никто из свиты Филиппа не мог заставить его слушаться своего голоса, никому не позволял он сесть на себя верхом и всякий раз взвивался на дыбы. Филипп рассердился и приказал увести Букефала, считая, что объездить его невозможно. Тогда присутствовавший при этом Александр сказал: «Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его». Филипп сперва промолчал, но когда Александр несколько раз с огорчением повторил эти слова, царь сказал: «Ты упрекаешь старших, будто больше их смыслишь или лучше умеешь обращаться с конем». «С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой», — ответил Александр. «А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость?» — спросил Филипп. «Клянусь Зевсом, — сказал Александр, — я заплачу то, что стоит конь!» Поднялся смех, а затем отец с сыном побились об заклад на сумму, равную цене коня. Александр сразу подбежал к коню, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по-видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Букефал успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и легким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Букефала, не нанося ему ударов и не дергая за узду. Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Букефал рвется вперед, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. (Плутарх)
Ниже мы видим в цитате настрой на уникальность и ревнивое отношение к информации, свойственное именно базовой черной интуиции.
- Находясь уже в Азии, Александр узнал, что Аристотель некоторые из своих учений обнародовал в книгах, и написал ему откровенное письмо в защиту философии, текст которого гласит: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров». (Плутарх)
А вот еще пример, иллюстрирующий стимул к деятельности экстравертных интуитов — уникальность.
- Александр, рассмотрев царя Пора на слоне и индское войско, сказал: «Наконец-то я вижу достойную меня опасность. Предстоит иметь дело со зверями и необыкновенными людьми». (Квинт Курций Руф)
Или вот случай вещего сна, в котором приходит более удачная мысль, чем в бодрствующем состоянии.
- Рассказывают, например, что, захватив Египет, Александр хотел основать там большой, многолюдный греческий город и дать ему свое имя. По совету зодчих он было уже отвел и огородил место для будущего города, но ночью увидел удивительный сон. Ему приснилось, что почтенный старец с седыми волосами, встав возле него, прочел следующие стихи:
На́ море шумно-широком находится остров, лежащий против Египта;
его именуют нам жители Фарос.
Тотчас поднявшись, Александр отправился на Фарос, расположенный несколько выше Канобского устья; в ту пору он был еще островом, а теперь соединен с материком насыпью. Александр увидел местность, удивительно выгодно расположенную. То была полоса земли, подобная довольно широкому перешейку; она отделяла обширное озеро от моря, которое как раз в этом месте образует большую и удобную гавань. Царь воскликнул, что Гомер, достойный восхищения во всех отношениях, вдобавок ко всему — мудрейший зодчий. (Плутарх)
Вот известный пример, отражающий уверенность в своем видении благоприятного варианта событий.
- Подойдя к царю, только что закончившему жертвоприношения, воины посоветовали Александру напасть на врагов ночью, чтобы темнотою было скрыто то, что в предстоящей битве может внушить наибольший страх македонянам. Знаменитый ответ Александра: «Я не краду победу» — показался некоторым чересчур легкомысленным и неуместным перед лицом такой опасности. Другие считали, что Александр твердо уповал на свои силы и правильно предвидел будущее. (Плутарх)
А в этом фрагменте мы видим, как с сильной интуиции возможностей Александр адекватно решал вопросы предательства, не вдаваясь в слабую этику отношений.
- Македонян Парменион послал царю письмо, советуя ему остерегаться лекаря Филиппа, так как Дарий будто бы посулил врачу большие подарки и руку своей дочери и тем склонил его к убийству Александра. Царь прочитал письмо и, не показав его никому из друзей, положил себе под подушку. В установленный час Филипп в сопровождении друзей царя вошел к нему, неся чашу с лекарством. Александр передал ему письмо, а сам без колебаний, доверчиво взял у него из рук лекарство. Это было удивительное, достойное созерцания зрелище. В то время как Филипп читал письмо, Александр пил лекарство, затем оба одновременно взглянули друг на друга, но несходно было их поведение: на ясном, открытом лице Александра отражалось благоволение и доверие к Филиппу, между тем как врач, возмущенный клеветой, то воздымал руки к небу и призывал богов в свидетели, то, бросаясь к ложу царя, умолял его мужаться и доверять ему. (Плутарх)
Доверие к своей интуиции, чувство возможностей позволяет Александру принимать ответственные решения при неполных данных.
- Итак, они пустились плыть, ничего не зная о стране, в которой плыли. Далеко ли до моря, какие здесь живут племена, насколько спокойно в устье реки, могут ли плыть военные корабли, — обо всем этом у них было лишь смутное представление. Единственным утешением в этом опрометчивом предприятии была неизменная во всем удача. (Квинт Курций Руф)
ТВОРЧЕСКАЯ СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА
Структурная логика во второй позиции отличается неформальным подходом к правилам и законам. Отчетливо понимая дух закона, она как правило, не очень требовательна к букве. Человек хорошо понимает смыслы и символы, интересуется причинами вещей, любит и умеет разбираться в непонятном. Вот эпизод, показывающий полное понимание того, как рождается авторитет.
- Войны зависят от славы, и часто та ложь, которой поверили, становится истиной. Не считаете ли вы, что я украсил золотом и серебром ваше оружие по своей склонности к роскоши? Я хотел показать тем, кто не знает ничего дешевле этого металла, что македонцев ни в чем нельзя превзойти, даже в обилии золота. Я прежде всего открою глаза тем, кто ожидал увидеть у нас все только бедное и невзрачное, и докажу, что мы пришли не из-за жажды золота или серебра, а с целью покорить весь мир. (Квинт Курций Руф)
С творческими логиками нетрудно договариваться, если предлагать справедливые и осмысленные решения.
- Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать. (Плутарх)
Интерес к знаниям законов природы и смыслу существования – ключевая черта творческих логиков.
- Александр, по-видимому, не только усвоил учения о нравственности и государстве, но приобщился и к тайным, более глубоким учениям, которые философы называли «устными» и «скрытыми» и не предавали широкой огласке.
Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал, и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады» — хорошее средство для достижения военной доблести. Список «Илиады», исправленный Аристотелем и известный под названием «Илиада из шкатулки», он всегда имел при себе, храня его под подушкой вместе с кинжалом, как об этом сообщает Онесикрит. (Плутарх)
Структурированное мышление, оптимизация схем и четкое понимание главных и второстепенных моментов характерны для аналитического мышления.
- Сражение при Гавгамелах. На этот раз царь обязан был этой победой не столько-своему счастью, сколько мужеству; он победил благодаря своему боевому духу, а не удобному местоположению, как раньше. Здесь он и строй поставил весьма искусно, и сам сражался энергично, и проницательно пренебрег потерей обоза, поняв, что судьба сражения решится в борьбе основного строя. При неясном еще исходе битвы он действовал уже как победитель: обратил в бегство разбитого врага и бегущих преследовал — вопреки пылкости своего характера — не с горячностью, а с благоразумием. (Квинт Курций Руф)
Справедливое возмездие и ясное понимание своего положения соединенное с умением рассказать об этом просто и убедительно — свойство хорошо натренированной структурной логики.
- Призыв продолжить завоевания после убийства Дария. «Нам надо отказаться от того, чем овладели, или овладеть тем, чего мы еще не взяли. Как врачи не оставляют в больном теле ничего, что может принести вред, так, воины, и мы отрежем все, что мешает нашей власти. Часто ничтожная искра вызывает большой пожар. Презирать врага небезопасно: на кого вы не обратите внимания, тому придадите больше силы… Нам осталось победить нескольких беглецов, убивших своего господина. Это благородная задача, клянусь богами, и среди славнейших наших дел, переданных потомству, будет упоминаться, как вы отомстили убийцам вашего врага, Дария, ненависти к которому вы после его смерти больше не имели, как ни одному бесчестному человеку вы не дали ускользнуть из ваших рук». (Квинт Курций Руф)
Понимание чужих традиций, желание соблюдать законы, чтобы поддержать свой имидж справедливого владыки — показывает отношение к договорам как к серьезному ресурсу.
- И его брак с Роксаной, красивой и цветущей девушкой, в которую он однажды влюбился, увидев ее в хороводе на пиру, как всем казалось, вполне соответствовал его замыслу, ибо брак этот сблизил Александра с варварами, и они прониклись к нему доверием и горячо полюбили его за то, что он проявил величайшую воздержанность и не захотел незаконно овладеть даже той единственной женщиной, которая покорила его. (Плутарх)
Но творческая белая логика свободна от формализма. И обман как военная хитрость может быть допущен в определенных обстоятельствах, когда носитель этой логики видит свою выгоду в нарушении договора.
- Храбрейшие из индийцев-наемников, переходившие из города в город, сражались отчаянно и причинили Александру немало вреда. В одном из городов Александр заключил с ними мир, а когда они вышли за городские стены, царь напал на них в пути и, захватив в плен, перебил всех до одного. Это единственный позорный поступок, пятнающий поведение Александра на войне, ибо во всех остальных случаях Александр вел военные действия в согласии со справедливостью, истинно по-царски. (Плутарх)
Вот еще пример неформального подхода к традициям.
- Сначала Александр послал за прорицательницей, но так как она, ссылаясь на закон, отказалась прийти, Александр пошел за ней сам, чтобы силой притащить ее в храм. Тогда жрица, уступая настойчивости царя, воскликнула: «Ты непобедим, сын мой!» Услышав это, Александр сказал, что он не нуждается больше в прорицании, так как уже получил оракул, который хотел получить. (Плутарх)
В этом описании мы видим не только четкое представление о правах граждан, но и оттенок всеобщности — признак демократизм, присущий, в частности типам первой квадры.
- «Я заставил забыть о вашем иноземном происхождении: вы мои граждане и воины. Все сравнялось. Как персам не следует порочить нравы македонцев, так и македонцам не должно быть стыдно перенимать нравы персов… Одинаковы должны быть и права всех, кто будет жить под властью одного царя…». (Квинт Курций Руф)
РОЛЕВАЯ ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА
Ролевая функция не отличается адекватностью. Она настроена скорее потакать социальным нормам, чем их игнорировать. Волевая сенсорика в этой позиции проявляет себя как отвага и задиристость, часто не соответствующая ситуации. И всегда в ней присутствует опасение не оправдать чьих-то ожиданий.
Опасение, того, что друзья или враги примут тебя за слабого — отчетливый мотив излишней жестокости. Вот несколько примеров этого.
- Македоняне считали, что Александру вовсе не следует вмешиваться в дела Греции и прибегать там к насилию, а восставших варваров надо привести к покорности, не обращаясь к жестоким мерам и стараясь пресекать попытки к перевороту в самом зародыше. Александр придерживался противоположного мнения и стремился добиться безопасности и спасти положение дерзостью и неустрашимостью, так как полагал, что, прояви он хоть малейшую уступчивость, и все враги тотчас на него набросятся. (Плутарх)
- Позднее, однако, его ожесточили многочисленные измышления, скрывавшие ложь под личиной истины, и в эту пору, если до него доходили оскорбительные речи по его адресу, он совершенно выходил из себя, становился неумолимым и беспощадным, так как славой дорожил больше, чем жизнью и царской властью. (Плутарх)
Опасение за свой авторитет в занятиях, в которых он знал о своей слабости, тоже отражает настрой на героический облик в глазах окружающих
- Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам. (Плутарх)
Стремление к славе вызывает зависть к более удачливым людям, небольшой обзор слабой функции не позволяет оценить, сколько еще побед может предоставить жизнь.
- Всякий раз, как приходило известие, что Филипп завоевал какой-либо известный город или одержал славную победу, Александр мрачнел, слыша это, и говорил своим сверстникам: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего». Стремясь не к наслаждению и богатству, а к доблести и славе, Александр считал, что чем больше получит он от своего отца, тем меньше сможет сделать сам. (Плутарх)
- Александр хотя и желал победы над врагом, был недоволен, что это успех Антипатра, и громко говорил об этом, считая, что слава другого наносит ущерб его собственной. (Квинт Курций Руф)
Третья функция целиком зависит от общественного мнения и нуждается в постоянной подпитке. Когда человек сосредоточен на ней, он становится зависимым от окружающих и легко поддается на их манипуляции.
- За пиршественным столом его хвастливость становилась тягостной. Он и сам безудержно хвастался и жадно прислушивался к словам льстецов, ставя тем самым в затруднительное положение наиболее порядочных из присутствовавших гостей, которым не хотелось ни соревноваться с льстецами, ни отставать от них в восхвалении. (Плутарх)
Стремление продемонстрировать свою неустрашимость независимо от обстоятельств — характерная черта неадекватной, но гордой ролевой волевой сенсорики.
- Александр стремился дерзостью одолеть судьбу, а силу — мужеством, ибо он считал, что для смелых нет никакой преграды, а для трусов — никакой опоры. (Плутарх)
- В то время удача еще не помрачила его духа: приняв ее в начале очень скромно и мудро, он в конце концов не выдержал ее величия. (Квинт Курций Руф)
Демонстрация своего величия, силы и славы окружающим — неотъемлемая черта этого типа, когда он сосредотачивается на внешнем впечатлении.
- Бывалые люди говорили, что все в Индии сверкает золотом и слоновой костью. Итак, Александр, превосходя всех и не желая, чтобы его в чем-либо превосходили, покрывает щиты серебряными пластинками, на коней надевает золотые уздечки, одни панцири украшает золотом, другие — серебром; 120 тысяч воинов шли за царем. (Квинт Курций Руф)
А вот как Александр описал свою миссию в мире, выступая перед уставшим войском.
- «Став победителем той и другой частей света на девятом году своего правления и на двадцать восьмом году своей жизни, могу ли я, по-вашему, прекратить свой путь к славе, которой одной я посвятил всего себя? Поистине я не откажусь от нее и, где бы ни стал сражаться, всегда буду сознавать, что действую на арене мирового театра. Я прославлю неизвестные места, открою для народов земли, долго скрывавшиеся от них природой. Прекрасна будет и гибель моя среди этих трудов, если только судьба мне в этом не откажет». (Квинт Курций Руф)
БОЛЕВАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ
Самая слабая функция модели — этика отношений. Это сфера политики и психологии, сложных нюансов человеческих отношений, своих и чужих чувств. В болевой позиции эта функция ищет простых однозначных решений, быстро верит в предательство или дружбу, плохо отличает друзей от врагов и всех подозревает в изменах.
Вот пример не очень сложной политической игры, которую Александр принял за прямое оскорбление, когда наоборот, именно его старались оградить от непрестижного, но нужного по политическим мотивам брака.
- Пиксодар, сатрап Карии, стремясь заключить военный союз с Филиппом, задумал породниться с ним и предложил свою старшую дочь в жены сыну царя Арридею. Друзья и мать Александра стали клеветать на его отца, утверждая, будто Филипп блестящей женитьбой и сильными связями хочет обеспечить Арридею царскую власть. Весьма обеспокоенный этим Александр послал трагического актера Фессала в Карию, поручив ему убедить Пиксодара отвергнуть незаконнорожденного и к тому же слабоумного Арридея, а вместо этого породниться с Александром. Узнав об этом, Филипп… горько корил сына и резко бранил его, называя человеком низменным, недостойным своего высокого положения, раз он хочет стать зятем карийца, подвластного царю варваров. (Плутарх)
Даже привязанность к учителю в разлуке превратилась в отчуждение и подозрение, хотя для этого совершенно не было причин. Просто, при слабой белой этике требуются постоянные знаки душевной привязанности, иначе отношения остывают.
- Александр сначала восхищался Аристотелем и, по его собственным словам, любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно. Впоследствии царь стал относиться к Аристотелю с подозрительностью, впрочем, не настолько большою, чтобы причинить ему какой-либо вред, но уже самое ослабление его любви и привязанности к философу было свидетельством отчуждения. (Плутарх)
Ссоры близких людей непереносимы с болевой этики отношений, но и в этом случае выбирается простой способ не видеть этих ссор – обещание убить зачинщика. Видимо, угроза была реальной, поскольку люди перестали задирать друг друга вообще.
- Гефестион и Кратер питали скрытую вражду друг к другу и нередко ссорились. Александр приведя их обоих к себе и примирив друг с другом, поклялся Аммоном и всеми другими богами, что никого из людей не любит так, как их двоих, но если он узнает когда-нибудь, что они опять ссорятся, то непременно убьет либо их обоих, либо зачинщика. Рассказывают, что после этого они даже в шутку ни словом, ни делом не пытались поддеть или уколоть друг друга. (Плутарх)
Вот еще пример слабой ориентации и повышенной подозрительности, приведший к трагическому концу из-за нежелания глубоко разбираться в мотивах подозреваемого.
- В армии Александра был перс по имени Сисен, когда-то присланный царю Филиппу правителем Египта; получив дары и почести всякого рода, он променял родину на изгнание, последовал за Александром в Азию и значился среди его верных друзей. Именно ему солдат-критянин передал письмо, запечатанное перстнем с незнакомой ему печатью. Это письмо прислал полководец Дария Набарзан, убеждая Сисена сделать что-либо достойное его происхождения и нрава, чтобы заслужить почет у Дария. Это письмо ни в чем не повинный Сисен часто пытался передать Александру, но видя, что царь занят разными заботами и приготовлениями к войне, дожидался удобного случая, и это усиливало подозрение, что он замышляет преступление. Ибо письмо еще ранее попало в руки Александра, который, прочитав его и запечатав незнакомым Сисену перстнем, велел отдать его персу, чтобы испытать верность варвара. Но так как последний не приближался к Александру несколько дней, решили, что он скрыл письмо с преступной целью; в походе он был убит критянами, без сомнения, по приказу царя. (Квинт Курций Руф)
А вот забавный результат принятия решений на фоне слабой этики отношений.
- Александр был очень опечален смертью коня, он так тосковал, словно потерял близкого друга. В память о коне он основал город у Гидаспа и назвал его Букефалией. Рассказывают также, что, потеряв любимую собаку Периту, которую он сам вырастил, Александр основал город, названный ее именем. (Плутарх)
Ему не пришло в голову, что людям, живущим в этих городах, придется говорить о себе: «Я из города, названного «Бобик» — по имени любимого пса великого царя».
ПРОЯВЛЕНИЯ БЛОКА СУПЕРЭГО МОДЕЛИ
(в виде подростка типа Наполеон )
Блок суперэго в модели каждого типа отвечает за социальную адаптацию. Когда важно общественное мнение или перед авторитетным персонажем человек часто выступает с позиций не своего, а чужого типа, причем, в подростковом варианте. У Александра проявляется образ типа Наполеон: компанейский, доминирующий, демонстративно щедрый к друзьям. Но само проявление не отличается адекватностью и ориентировано больше не мнение окружающих, чем на целесообразность.
- В городе Фаселида он провел несколько дней и видел там стоявшую на рыночной площади статую недавно скончавшегося Феодекта (он был родом из Фаселиды). После ужина Александр, пьяный, в сопровождении веселой компании, направился к памятнику и набросал к его подножью много венков. Так, забавляясь, он воздал дань признательности человеку, с которым познакомился благодаря Аристотелю и занятиям философией. (Плутарх)
- Во время семимесячной осады Тира, считая позором как безрезультатный уход, так и дальнейшую задержку, он полагал, что если он оставит Тир свидетелем своей неудачи, слух о его славе померкнет, а при помощи доброй молвы он достигал большего, чем своим оружием. (Квинт Курций Руф)
СУГГЕСТИВНАЯ СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ
Суггестивная функция очень слабая, неосознанная и легко внушаемая в данной модели представлена сенсорикой ощущений. Все связанное с телесными удовольствиями, то притягивает, то пугает, ощущение меры отсутствует. Решения гуляют из крайности в крайность, зависят от того, что предлагают окружающие.
Вот пример, показывающий, что захват добычи, золота и рабов — обычное явление при победе в войне — по впечатлению Александра, ни в какое сравнение не идет с роскошной косметикой ванны Дария.
- После победы в Дамаске воины предназначили для Александра наполненную драгоценностями палатку Дария со множеством прислуги и богатой утварью. Александр тотчас снял доспехи и направившись в купальню, сказал: «Пойдем, смоем пот битвы в купальне Дария!» «Не Дария, а Александра! — воскликнул один из друзей царя. — Ведь собственность побежденных должна не только принадлежать победителям, но и называться по их имени». Когда Александр увидел всякого рода сосуды — кувшины, тазы, флаконы для притираний, все искусно сделанные из чистого золота, когда он услышал удивительный запах душистых трав и других благовоний, когда, наконец, он прошел в палатку, изумлявшую своими размерами, высотой, убранством лож и столов, — царь посмотрел на своих друзей и сказал: «Вот это, по-видимому, и значит царствовать!» (Плутарх)
А вот примеры не имеющего особого смысла отказа от удовольствий, но видимо, следствие принципов воспитанных с детства его наставником Леонидом.
- Глядя на других красивых и статных пленниц, Александр говорил шутя, что вид персиянок мучителен для глаз. Желая противопоставить их привлекательности красоту своего самообладания и целомудрия, царь не обращал на них никакого внимания, как будто они были не живыми женщинами, а безжизненными статуями. (Плутарх)
- Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы. (Плутарх)
- «Мой воспитатель Леонид, — сказал он, — имел обыкновение обшаривать мою постель и одежду, разыскивая, не спрятала ли мне туда мать какого-нибудь лакомства или чего-нибудь сверх положенного». (Плутарх)
Роскошные наряды и телесные радости тоже притягивают, обещая наслаждение. Покрасоваться в тонких тканях вместо панциря и простого плаща, понежиться в обществе прекрасных и отзывчивых девушек — кажется очень привлекательной идеей.
- Сначала он надевал мидийское платье только тогда, когда встречался с варварами или беседовал дома с друзьями, но позднее его можно было видеть в таком одеянии даже во время выездов и приемов. Зрелище это было тягостным для македонян, но, восхищаясь доблестью, которую он проявлял во всем остальном, они относились снисходительно к таким его слабостям, как любовь к наслаждениям и показному блеску. (Плутарх)
- Едва отступили настоятельные заботы, как душа Александра, куда более стойкая на войне, чем на досуге и покое, стала добычей низменных страстей, и тот, кого не сломило оружие персов, был побежден пороками. Беспрерывные пиры, нездоровые до утра попойки и увеселения с толпами распутниц, всяческое погружение в чужеродные обычаи. (Квинт Курций Руф)
Чужая страсть в случае суггестивной сенсорики ощущений имеет очень большое, почти гипнотическое влияние. Отказать претенденту при его страстном желании практически невозможно. И если сильные функции не видят в этом опасности, событие, скорее всего, состоится. В данном случае победоносное завоевание Азии приостановилось на две недели.
- Царица амазонок Талестрис на вопрос, не желает ли она просить о чем-нибудь царя, не колеблясь, призналась, что хочет иметь от него детей, ибо она достойна того, чтобы наследники царя были ее детьми: ребенка женского пола она оставит у себя, мужского — отдаст отцу. Александр спросил ее, не хочет ли она сражаться на его стороне, но она, оправдываясь тем, что не оставила охраны для своего царства, настойчиво просила, чтобы Александр не обманул ее надежд. Страсть женщины, более желавшей любви, чем царь, заставила его задержаться на несколько дней. В угоду ей было затрачено 13 дней. Затем она отправилась в свое царство. (Квинт Курций Руф)
РЕФЕРЕНТНАЯ ЭТИКА ЭМОЦИЙ
Эмоциональные проявления этой модели совмещают пользовательский и суггестивный элементы. Человек может научиться исполнению песен, танцев, музыки, но делает это тогда, когда есть внешние стимулы. Например, все веселятся – и он рассказывает веселые истории, все пляшут – и он участвует, все поют – и он подпевает. При этом ничего творчески оригинального не производится, но само исполнение может быть вполне качественным.
Люди с референтной этикой эмоций легко затягиваются всеобщим весельем или горем.
- Повсюду раздавались звуки свирелей и флейт, звенели песни, слышались вакхические восклицания женщин. В течение всего этого беспорядочного перехода царило такое необузданное веселье, как будто сам Вакх присутствовал тут же и участвовал в этом радостном шествии. Прибыв в столицу Гедрозии, Александр вновь предоставил войску отдых и устроил празднества. Рассказывают, что однажды, хмельной, он присутствовал на состязании хоров, один из которых возглавлял его любимец Багой. Одержав победу, Багой в полном наряде прошел через театр и сел рядом с царем. Увидев это, македоняне принялись рукоплескать и закричали, чтобы царь поцеловал Багоя; они не успокоились до тех пор, пока Александр не обнял и не поцеловал его. (Плутарх)
- Воины, конечно, не по внушению богов, а ради удовольствия стали рвать листья плюща и виноградной лозы и, украсив себя венками, бегать по всему лесу, как в вакхической пляске. Тысячи голосов, призывавших бога, покровителя этого леса, огласили горные хребты и холмы. Разгул начали немногие, но, как это бывает, он быстро перекинулся на всех. Точно в мирное время воины распростерлись на траве и кучах листьев. Царю эта внезапная веселость не была неприятна. Щедро дав все нужное для пира, он позволил войску 10 дней предаваться [Вакху]. (Квинт Курций Руф)
ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ
Ощущение судьбы, шанса, своевременности в этой модели очень сильное. Грядущие удачи видятся довольно уверенно. При этом характерно нежелание ждать и стремление выкинуть нежелательное событие или контакт за пределы настоящего момента. Возможно и самоограничение, как ощущение тотальной нехватки времени, опасение не успеть что-то важное.
- Несмотря на то, что при выступлении Александр располагал столь немногим и был так стеснен в средствах, царь прежде, чем взойти на корабль, разузнал об имущественном положении своих друзей и одного наделил поместьем, другого — деревней, третьего — доходами с какого-нибудь поселения или гавани. Когда, наконец, почти все царское достояние было распределено и роздано, Пердикка спросил его: «Что же, царь, оставляешь ты себе?» «Надежды!» — ответил Александр. (Плутарх)
Категорическое неприятие кем-то навязанной судьбы, желание самому определять свои шансы определило медицинскую стратегию Александра во время болезни. Надо иметь в виду, что медицину он знал достаточно хорошо.
- Мне кажется, что я слышу звон вражеского оружия, а сам, начав эту войну, не могу в ней участвовать. Значит, Дарий, когда писал столь надменное письмо, определил мою судьбу. Но этого не будет, если я буду лечиться, как сам хочу. Мое положение не допускает медленно действующих средств и осторожных врачей: для меня лучше сразу умереть, нежели поправиться слишком поздно. (Квинт Курций Руф)
Неуверенность в том, что все пойдет по его плану – это самоограничение по интуиции времени. Но оно снимается мыслью, что славная гибель все равно, сделает его судьбу великой.
- Впрочем, как всегда бывает, когда наступил решительный момент, его уверенность сменилась беспокойством. Он боялся той самой судьбы, по милости которой он имел столько успехов, и от мысли о ее благодеяниях, он, вполне естественно, перешел к мыслям об ее изменчивости: ведь только одна ночь оставалась до исхода великого столкновения. С другой стороны, он убеждал себя, что ожидаемая награда больше, чем опасность, и что хотя нет твердой уверенности в его победе, но известно одно: что он погибнет храбро и с великой славой. (Квинт Курций Руф)
Вот совершенно наглядное правильное и понятное объяснение воинам, какова должна быть тактика на завоеванных территориях. Использование времени для формирования привычек покоренных народов.
- «В новой и, сказать правду, непрочной империи, игу которой варвары покоряются с протестом, нужно, солдаты, время, чтобы они приучились к более мягкой власти и чтобы их грубый нрав смягчился. Плодам тоже требуется определенное время, чтобы созреть, даже лишенные разума, они мягчеют каждый по своему закону. Что же? Или вы думаете, что столько племен, привыкших к иным правам и власти, не связанных с нами ни религией, ни нравами, ни языком, стали нам покорны с того времени, как были разбиты нами в бою? Их сдерживает ваше оружие, а не их расположение; кто боится нас в нашем присутствии, станет врагом в наше отсутствие. Мы имеем дело с дикими зверями, хотя они и посажены в клетки, но их может смягчить не природа, а долгое время». (Квинт Курций Руф)
ФОНОВАЯ ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА
Деловая логика в этой модели проявляется объемно без слов на деле, учитывая все возможные варианты поведения, реально оптимизируя затраты труда и времени.
- В пути царю было доставлено письмо хранителя царской казны Тиридата с указанием, что жители, оставшиеся в городе, услыхав о его приближении, хотят разграбить сокровищницу; пусть он поторопится ее захватить: путь открыт, хотя его пересекает река Аракс. Никакую другую доблесть царя я бы так не восхвалил, как его быстроту: оставив пешие войска, он со всадниками, утомленными столь длинным путем, прибыл на рассвете к Араксу. Поблизости были селения; разрушив их, он из их бревен быстро навел мост, подперев его камнями. (Квинт Курций Руф)
Оказать помощь при таком огромном ресурсе несложно. А отказ от очевидно нужной помощи может восприниматься как высокомерие, недоверие или сокрытие ресурсов. Что вызывает тревогу при вышеописанной болевой этике отношений.
- Вообще же он больше сердился на тех, кто отказывался от его даров, чем на тех, кто выпрашивал их. Так, Александр написал однажды в письме Фокиону, что не будет более считать его своим другом, если он и впредь будет отклонять его благодеяния. Серапиону, одному из тех юношей, с которыми он играл в мяч, он не дал ничего, так как тот ни о чем его и не просил. Однажды во время игры Серапион ни разу не бросил мяч Александру. Царь спросил его: «Почему ты не бросаешь мяч мне?» Серапион ответил: «Так ты ведь не просишь». Тогда Александр рассмеялся и щедро одарил юношу. (Плутарх)
Решения о действиях при фоновой деловой логике принимаются быстро, правильно и эффективно, с мобилизацией всех наличных ресурсов.
- Для перехода через реку Окс у Александра не было лодок, и мост нельзя было возвести, ибо берега реки были голы и совсем лишены леса. Итак, он принял решение единственно правильное, подсказанное обстоятельствами. Он раздал воинам все имевшиеся у него мехи, набитые соломой; те, лежа на них, переплывали через реку; переплывшие первыми несли охранную службу, пока не переправились остальные. Так он переправил все войско на противоположный берег только на шестой день. (Квинт Курций Руф)
- Ввиду того что нужно было переходить много рек, корабли строились так, чтобы их можно было разбирать, перевозить на повозках, а затем снова собирать. (Квинт Курций Руф)
РЕЗЮМЕ
Итак, мы имеем все основания считать, что тип Александра — Дон Кихот.
Тогда становится понятной его настроенность не на хозяйственную деятельность на завоеванных территориях, а на узнавание нового и внедрение на будущее легенд о себе, как о величайшем правителе мира.
Забавно наблюдать, как расширялись его амбиции по мере завоеваний.
Сначала он провозглашал себя потомком Ахиллеса и Геракла — героев полубогов. Затем, укреплял легенду о том, что он сын Зевса и чеканил монеты со своим профилем в рогах Аммона. Затем, покорив всю Персию, он стал считать себя просто солнечным богом, изображался в образе Гелиоса и требовал, чтобы люди падали перед ним ниц.
Из-за таких требований почитания он потерял некоторых друзей македонцев, не готовых так унижать свое достоинство.
- Царь не только позволил называть себя сыном Юпитера, но даже отдал об этом приказ; он хотел этим возвеличить славу своих подвигов, но на деле подорвал ее. И македонцы, привычные к царской власти, но все же с большей свободой, чем у других народов, отвернулись от своего царя, добивавшегося бессмертия с настойчивостью, смущавшей их самих и не подобавшей царю. (Квинт Курций Руф)
Но идея остаться в веках в божественном образе была для него гораздо более значимой, чем конкретные обиды людей, не разделявших его амбиции. Надо сказать, что его затея вполне удалась. Средневековые романы об Александре и восточные поэмы полны его героических деяний и чудесных свершений, от полетов на орлах в небо до опускания на дно морское и битв с чудовищами, населявшими неизвестные земли.
И еще о пользе соционики.
В свете наших изысканий, выбор в фильме на роль Александра актера Колина Фаррелла, который по всем признакам имеет тип Драйзер, представляется серьезнейшей ошибкой. Тип актера, конфликтный герою, живущий в ортогональной вселенной и в другой системе ценностей, вряд ли может органично воплотить характер и убедить зрителей.
|
|
«Александр» (англ. Alexander) — исторический фильм режиссёра Оливера Стоуна о жизни и смерти полководца Александра Македонского (2004). Картина, снятая за рекордный для Стоуна бюджет (150 млн долларов), провалилась в американском прокате, получив негативные отзывы как критиков, так и зрителей. Сборы «Александра» в США составили 34 млн долларов. В остальных странах фильм прошёл с относительным успехом и заработал около 130 млн долларов. |
|
|
Москва 2020