Автор: Фролова М.Г., магистр соционики

Доклад к XIV научно-практической
конференции в НИИ Соционики. 2018
«Соционические инновации: практика применения в бизнесе, семье, общении, личном развитии»

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОНИКИ НА ПУТИ К ЛИЧНОЙ ГАРМОНИИ И БЛАГОПОЛУЧИИ

Для начала следует определить — какого человека мы можем считать гармоничным и благополучным? Каковы признаки именно такого состояния? Полную картину нам даст совокупность внешних и внутренних факторов. Внутренним будет самоощущение человека, его мысли о себе. А внешним — восприятие его со стороны — другими людьми.

Необходимыми компонентами самоощущения будут спокойная уверенность в себе, достоинство, отсутствие сомнений в собственной качественности. Такой человек в целом доволен тем, как складывается его жизнь, своим местом в ней. Это не означает полного отсутствия каких-либо проблем или недовольства какими-то отдельными составляющими своей жизни, но гармоничный и благополучный человек спокойно идентифицирует отклонения от желаемого и конвертирует их в задачи, которые затем адекватно решает.

Внешне такой человек выглядит спокойным, уравновешенным, открытым. В нем отсутствует нервозность. Считывается уверенность, «укорененность» в самом себе.

Важным шагом на пути к становлению гармоничной личности является идентификация в ТИМе, признание и принятие себя со всеми сильными и слабыми сторонами. И здесь возникают многочисленные сложности. В детстве человек не встречает понимания, принятия и поддержки своих типовых особенностей. Во взрослом возрасте сталкивается с гендерными стереотипами, традиционными взглядами, вступающими в конфликт с типовыми особенностями, ожиданиями своих родных, близких, друзей, коллег и работодателей.

В результате мы имеем множество людей прячущихся, закрытых, не нашедших своего места в жизни, тратящих массу сил на то, чтобы казаться не тем, кто они есть, пытающихся засунуть себя в чужие неподходящие образы, неудовлетворенных, неуверенных, не ощущающих полноты жизни, с проблемами в семье, в отношениях, в работе.

Вот примеры из практики:

1
На типирование приходила девушка — Этико-Сенсорный Экстраверт(Гюго). Вела себя скованно и настороженно. Считала, что она «какая-то не такая, неправильная». Об этом ей говорили многочисленные знакомые. «Все время ей куда-то надо, ко всем пристает, вытащить пытается из дома». «Слишком шумная, много ее». Все время сдерживает себя, но очень от этого страдает. Она страшно обрадовалась, когда ей рассказали про ее ТИМ, сказали, что с ней все в порядке, и что присущие ей качества могут быть очень востребованы, и что именно такая, как она есть она нужна многим и многим людям. Окрыленная ушла, с верой в себя.

2
На обучение пришла девушка которая считала себя Интуитивно-Этическим Экстравертом (Гексли). Так ее протипировал коллега по работе, и она была в этом убеждена. Вела себя на занятиях замкнуто и настороженно. Разговаривала нервно. Не улыбнулась ни разу. В процессе обучения столкнулась с противоречиями между содержанием Юнговских признаков и представлениями о себе. Обратилась к преподавателям с просьбой уделить ей отдельное время и помочь разобраться.

В процессе консультации было определено, что ее ТИМ — Логико-Интуитивный Экстраверт (Джек). После столь кардинального изменения «диагноза» она поначалу совсем замкнулась в себе, ушла в глубокие раздумья. Время от времени задавала вопросы, возникающие из конвульсивных попыток обнаружить-таки в себе этику. Все эти вопросы по сути своей были следствием непрофессионального представления о ТИМах, их свойствах, сути и характеристиках. К примеру, она аппелировала к тому, что очень отзывчива, срывается и несется на помощь тем, кто в этом нуждается, даже в ущерб себе. Считала такое поведение признаком сильной этики отношений. Однако мы знаем, что такое поведение очень часто бывает свойственно Логико-Интуитивным Экстравертам (Джекам). И оно действительно связано с этикой отношений, но не с творческой, а с суггестивной. Так же про Логико-Интуитивных Экстравертов (Джеков) мы знаем, что чаще всего они весьма открыты и активно-дружелюбны ко всем благодаря ролевой этике эмоций и демократии.

Принятие этой девушкой своего ТИМа происходило небыстро и непросто. При нашей поддержке она прошла через серьезные внутренние переживания, подвергла переосмыслению прежние представления о себе. И этот процесс сопровождался видимыми внешними изменениями. Она постепенно расслаблялась и успокаивалась. Нервозность уходила. Плечи распрямлялись, взгляд становился открытым, общение непринужденным. Пришел учиться один человек — дерганный и сомневающийся, а закончил обучение совсем другой — спокойный и уверенный. Очень радуемся мы всегда, когда наблюдаем такие метаморфозы.

3
Примечательна для рассмотрения нашей темы и следующая история молодого человека. В определенный момент он пришел на типирование. Его протипировали в Логико-Интуитивного Интроверта (Робеспьера). Забегая вперед, следует сказать, что, к сожалению, ошибочно, но до поры мы будем называть его так. Затем он прошел обучение в группе, где никак особенно себя не проявлял, и противоречий с назначенным ТИМом не обнаружил.

Было ему в то время около тридцати лет. У него все было довольно благополучно в карьере — работал в крупной компании, что-то связанное с программированием, неплохо зарабатывал. Однако жил он с родителями, а личной жизни не имел вовсе. На обучении он познакомился с другим молодым человеком — Этико-Сенсорным Экстравертом (Гюго), и на почве «дуальности» и взаимного интереса они подружились.

Этико-Сенсорный Экстраверт (Гюго) убедил «Логико-Интуитивного Интроверта(Робеспьера)», что жить в таком возрасте с родителями негоже, и они стали снимать квартиру на двоих. Дальше стали происходить и накапливаться события, которые со стороны выглядели очень странно. Логико-Интуитивный Интроверт (Робеспьер) постоянно ныл и предъявлял претензии. Этико-Сенсорный Экстраверт (Гюго) привел его на тусовку и бросил там одного. Не взял его с собой на тусовку. Устроил дома тусовку, не согласовав предварительно этот вопрос. Не слушает его. Не уделяет ему достаточно внимания. Этико-Сенсорный Экстраверт (Гюго) то увещевал, то злился и ругался. Знакомые посмеивались, говорили «вы, прямо, как семейная пара себя ведете». При том, что ни о каких нетрадиционных отношениях и предпочтениях речи там не шло.

Что же касается общения Логико-Интуитивного Интроверта (Робеспьера) с девушками, то общения было достаточно, поскольку в тусовках их было много. Многим девушкам он помогал — кому полку прибить ездил, кому с переездом помочь. Отзывчив был чрезвычайно и безотказен. А вот личная жизнь так и не складывалась — отсутствовала как факт.

Через какое-то время с Этико-Сенсорным Экстравертом (Гюго) они рассорились окончательно и разъехались. И после этого Логико-Интуитивный Интроверт (Робеспьер) пришел на соционическую консультацию и оказался… Сенсорно-Логическим Экстравертом (Жуковым).

Дальнейшее его преображение стало поразительным и молниеносным. Тут, конечно, поспособствовало то, что он уже обучался, и материал со своей хорошо наполненной структурной логики вполне усвоил. Ответственность стала ключевым, системообразующим элементом в его жизни. Из ноющего и неуверенного великовозрастного юноши он превратился в мужчину, который сам решает и сам отвечает за себя, за свою жизнь, берет ответственность за других. Он стал организатором многих мероприятий. Его стали уважать и ценить.

4
Еще одна история из практики. На консультацию пришла семья с ребенком-подростком. Ребенок заканчивал школу. При взгляде на него не создавалось ощущения, что он счастлив и благополучен. На консультации выяснилось, что родители оба потомственные математики, и сыну прочат ту же судьбу. Он учится в физико-математическом классе. Справляется очень плохо при том, что все свое время по настоянию родителей посвящает учебе. И здоровье хромает.

На типировании у мальчика определили ТИМ Этико-Интуитивный Экстраверт (Гамлет). Очевидно, насколько жизненные реалии этого ребенка не соответствуют его информационной структуре личности. Но убедить в этом родителей было очень и очень непросто. Нам удалось, по крайней мере, посеять сомнения в их головах. А до ребенка донести, что он вполне «правильный» и «качественный», и показать ему подходящее направление развития. Он воспрял духом. Интуит. Есть надежда, что найдет способ выкарабкаться даже вопреки возможному продолжению со стороны родителей движения по прежней траектории.

5
В целую отдельную группу можно выделить несколько практически идентичных случаев. Приходят девушки Сенсорно-Логических типов — Сенсорно-Логические Экстраверты и Сенсорно-Логические Интроверты. Проявляют себя крайне неестественно. Это довольно сложно объяснить, но очень видно и выглядит у них одинаково. Можно представить себе купеческую дочку или жену, какими мы их представляем по фильмам, рядящуюся в скромную, нищую, но добрую сиротку, очи долу, тихая улыбка. Смотришь, и не веришь. Ну не втиснуть ей себя в этот костюмчик.

В беседе выясняется, что увлекаются славянскими практиками или индийскими ведами, женскими энергиями или чем-нибудь еще в этом роде. Пытаются жить, руководствуясь философией, транслируемой кем-то из гуру соответствующего направления.

Эти девушки не принимают в себе естественно присущие им качества, обусловленные логикой и сенсорикой. Отказываются быть умными. Отказываются быть сильными. Поскольку считают эти качества противоречащими «женской природе» и исключающими «женское счастье». От себя отказываются, но и противоположных качеств, естественно, не приобретают. Как не приобретают и гармонии и благополучия.

Опять непрофессиональный взгляд на вещи губит все дело. И девушка Сенсорно-Логический Экстраверт (Жуков), и девушка Сенсорно-логический интроверт (Габен) могут, оставаясь умными и сильными, быть вполне женственными и привлекательными в мужских глазах. И мы знаем такие истории. Любая из них может быть «кошечкой». Но не жалкой и облезлой дворовой, а сильной пантерой, полной грации и достоинства.

Но говоря об этой вот группе, увлеченной идеями, с грустью приходится констатировать, что их побудить обратиться к себе бывает очень и очень сложно и удается далеко не всегда.

6
Еще одна условная группа — мальчики-юноши-мужчины интуитивных типов, озабоченные тем, чтобы не показаться или не оказаться не мужественными. В этой группе процветают разговоры и поступки, усиленно демонстрирующие эту самую мужественность, бесстрашие, силу и даже агрессивность. Эти демонстрации выглядят порой смешно, порой жалко (тут впору вспомнить басню «Слон и моська»). Никого не пугают или же пугают своей очевидной неадекватностью.

Часто представители этой группы, ощущая неуверенность в вопросах силовых противостояний, пытаются «прокачивать» в себе волевую сенсорику. Занимаются боксом, единоборствами. Но это никак не меняет того факта, что это лишь потуги освоить чуждый и неподходящий для них инструмент.

В то же время мы имеем и другие примеры, когда не вступая в противостояния, а пользуясь именно своей интуицией, интуитам вполне удается выигрывать. У нас пара училась, он Логико-Интуитивный Экстраверт (Джек), она Интуитивно-Логический Экстраверт (Дон Кихот). И однажды они рассказали такую историю. У них на работе начальник Сенсорно-Этический Экстраверт (Наполеон). И у них была проблема — он «задавливал» все их конструктивные предложения. Пытались с ним бороться, спорить, убеждать — ничего не могли сделать. После курса по развитию интуиции придумали. Мы, теперь, говорят, на переговорах с ним садимся не радом, а напротив друг друга. Он между нами оказывается. И начинаем быстро-быстро наперебой забрасывать его идеями. Он только одного «подавить» нацелится, ему с другой стороны летит, он переключаться не успевает и сдается, соглашается с нашими идеями.

Интуитов обычно проще сподвигнуть сменить свои представления и линию поведения, они более восприимчивы к идеям.

Рассмотрим более подробно причины сложностей идентификации в ТИМе.

В семье и в обществе каждому человеку устанавливаются многочисленные «рамки». Каким он должен быть и каким не должен. Каким его готовы принимать, а каким — нет. Какие проявления одобряются, а какие порицаются. Этот процесс «подгонки» индивидуума под некий шаблон начинается с самого раннего детства и продолжает всю жизнь. С возрастом требования меняются, но никогда не исчезают. Конечно, есть некоторые адекватные границы социально приемлемых проявлений, этого мы отрицать не будем. Но большинство не являются хоть сколько-нибудь оправданными с точки зрения реальной жизни, а являются исключительно отражением устоявшихся взглядов более или менее обширной группы людей или даже одного авторитетного для «рихтуемого» человека.

Девочка должна быть помощницей маме. Она будущая хозяюшка. Аккуратность — ее наиважнейшее качество. Играть девочка должна в куклы, а машинки — это для мальчиков.

Мальчик не должен проявлять своих эмоций, мужчины не плачут. Он должен развивать в себе лидерские качества, силу воли и способность аргументировать свою позицию. А уж если он захотел поиграть в куклы, то с ним точно что-то не то.

Девочке следует заниматься музыкой и танцами, а мальчика отдать в секцию бокса и кружок юного конструктора, и ни в коем случае наоборот. Если же ребенок проявляет интерес к несвойственным полу занятиям — это очень тревожный знак, чуть ли не предвестник нетрадиционной ориентации. И его срочно надо усиленно переориентировать. Можно даже насильно.

Девушка должна быть веселой, легкой, гибкой и уступчивой. Молодой человек должен быть защитником, целеустремленным, и обязательно умнее.

За отношения в семье отвечает женщина. За бытовые вопросы и выращивание детей тоже. Она должна быть мягкой, заботливой и послушной. Мужчина должен семью обеспечивать, доминировать, все решать и быть главным.

Соискатели на вакансии должны быть деловыми, целеустремленными, напористыми, гибкими, коммуникабельными и креативными в одном флаконе.

Список требований можно продолжать до бесконечности. В зависимости от ТИМа каждый человек может соответствовать той или иной части этого списка, но все требования никто не осилит…

Как соционика помогает становлению в ТИМе.

Соционика говорит о том, что есть шестнадцать вариантов «нормы», и эти варианты равнозначны и равно нужны. Соционика говорит о том, что у каждого нормального человека помимо сильных есть слабые стороны, и это не повод «рвать себе жилы» в бесплодных попытках достичь универсального совершенства или же тщательно скрывать ото всех свои слабости, а повод конструктивно взаимодействовать с другими людьми ко взаимному благу. Соционика говорит о том, что того, кто от тебя отличается, следует не считать неправильным, а ценить как открывающего новые горизонты партнера.

Распространение соционического знания является прямой дорогой к становлению каждого человека гармоничной личностью и достижению благополучия.

Консультации квалифицированных специалистов могут быть как первым, так и завершающим шагом. Однако основным инструментом должно быть изучение соционики через проживание личного опыта в учебных группах под руководством опытных преподавателей, обеспечивающих как грамотную подачу материала, так и принятие и усвоение его слушателями.

Москва, 24.02.2018


Список литературы:

Юнг К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского; пер. С. Лорие. //СПб., Азбука, 2001

Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности №1, 1995

Аугустинавичюте А. Социон // Соционика, ментология и психология личности. №№4-5, 1996

Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека

Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности №2, 1995

Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века //Соционика, ментология и психология личности. №1, 2000

Букалов А.В. Соционика и психоинформатика: универсальный инструмент анализа, структурирования и организации человеческого знания // Соционика, ментология и психология личности, №3, 2002

Карпенко О.Б. Восприятие аспектов мира // Соционика, ментология и психология личности, №1, 1995

Карпенко О.Б. Несколько слов о четвертой функции // Соционика, ментология и психология личности", №4, 1999

Удалова Е., Бескова Л. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе // М., Астрель, 2003