Автор: Фролова М.Г., магистр соционики

ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОНИКИ — ОБЗОР

Введение

В опубликованной Scopus статье «Основы соционики — обзор» (Кароль Пьетрак (Karol Pietrak) 2017 Elsevier B.V) обсуждаются основы теории соционики, так что знакомство читателя с этой наукой можно считать состоявшимся.

В качестве сферы применения соционики К.П. упоминает следующее:

С полным основанием он пишет: «Модель соционики — это удобный, систематический способ описания динамики ума. Он также имеет прогностический потенциал в области отношений между людьми с разными типами личности и психической диагностики» («the socionic model is a convenient, systematic way to describe the dynamics of the mind. It also has predictive potential in the field of relationships between individuals with different personality types and mental diagnostics”). Однако это далеко не полный перечень полезных свойств этой молодой науки, впрочем, у автора были совсем иные цели.

В этой статье мы хотим остановиться именно на прикладных вопросах соционики. Показать читателям широту ее применения, важность и значимость для жизни каждого без исключения человека и всего человеческого общества.

Соционика — наука универсальная. Она может быть приложена к очень разным сферам человеческой жизни. Везде, где понимание себя и другого человека существенно влияет на результаты совместной деятельности, соционика может подсказать эффективные решения. По сути своей — это язык, на котором четко и адекватно описываются наши информационные проблемы. В результате освоения его инструментария «потемки» чужой души в значительной степени развеиваются. Проблемы становятся задачами, а задачи имеют понятные способы решения.

Соционика имеет следующие направления практического применения:

1. Определение соционического типа человека выявляет:

2. Описание интертипных взаимодействий показывает:

и позволяет обеспечить:

Всеми этими вопросами, обучением, консультированием, исследованиями и подготовкой грамотных соционических кадров занимается Школа прикладной соционики под руководством Е.А.Удаловой, существующая в Москве с 1997 года, наряду с упомянутыми К.П. Международным институтом соционики в Киеве и Научно-исследовательским институтом соционики в Москве.

Цель и мотивация авторов

Основная цель этой статьи — донести значимость, важность и необходимость изучения и применения соционики до максимально широкого круга лиц по всему миру.

Соционическая наука помогает человеку познать себя, свои сильные стороны, и понять, что именно с их помощью можно обогатить мир новыми достижениями. Овладев соционическими знаниями, каждый сможет узнать, какие задачи являются творческими именно для него, какими средствами ему лучше всего их решать. Но при этом у каждого есть и свои зоны неуверенности, по которым можно и нужно обращаться за помощью к другим, оберегать себя от перегрузок.

Соционика объясняет, почему не нужно стремиться к тому, чтобы «выковать» из себя «идеального» человека, развивая в себе в равной мере абсолютно все качества. Она помогает разобраться с собой, объяснить свои склонности и трудности, полюбить свой тип. С помощью соционики человек сам открывает те области, в которых он наиболее эффективен, которые приносят ему наибольшее удовлетворение.

Все мы разные, благодаря соционике появляется возможность понять, в чём именно. Появляется также и возможность ценить другого за те качества, которыми силён именно он. Идеи толерантности к другому, не похожему на тебя человеку, перестают быть абстрактным призывом. Настоящее, не формальное освоение этого знания, даёт реальные основания для глубокого и осознанного принятия нравственных норм человеческого общежития.

Другой своей гранью соционика выходит на проблемы взаимодействия между людьми. Применение соционических методов дает понимание партнера, высокую предсказуемость результатов общения. Предоставляет способы донести нужную информацию до собеседника, и понять иногда больше, чем он хотел сказать. Таким образом, исключаются неоправданные ожидания, снимаются проблемы недопонимания и повышается эффективность общения. Соционический подход позволяет выявить суть конфликта поколений, раскрыть особенности наших взаимоотношений с родителями и с детьми.

Без соционического знания также трудно представить себе подбор профессионального коллектива, строительство команд единомышленников, занимающихся одним делом. Уже стало общепризнанным, что учет человеческого фактора, корпоративная этика, идеология фирмы являются таким же ресурсом, как капитал и люди. Но как именно строить этику внутри коллектива, как превратить его в коллектив единомышленников, как добиться принятия идеологии фирмы каждым человеком, пока что было не вполне понятно. Соционика решает эти проблемы необыкновенно изящно и эффективно.

Управление персоналом

Соционика уже накопила огромный опыт решения производственных вопросов. Соционическое обследование работников даёт надёжный, подтвержденный практикой результат, который позволяет оптимально использовать персонал фирмы для реализации замысла руководителя. При этом исключаются конфликты, обусловленные нестыковкой информационных структур психики различных людей. Выбираются нужные для них стимулы. Уменьшаются потери времени и ресурсов.

Нет сомнения, что персонал фирмы — это один из основных её ресурсов, способствующий воплощению в жизнь стратегических замыслов руководителя. Существует огромное количество методик подбора кадров, оценки эффективности их работы, и управления возникшими среди сотрудников коллизиями. При этом практически не рассматривается очень важный момент в работе руководителя с персоналом — четкое представление о том полном наборе функций, которые будут выполнять его сотрудники, чтобы предприятие было жизне- и конкурентоспособным. Особенно плохо обстоит дело с распределением обязанностей внутри рабочего коллектива.

Каждый руководитель хочет видеть сотрудника, способного решить любые задачи если того потребуют обстоятельства. Есть устойчивое убеждение, что если заплатить сотруднику достойные деньги, он может и должен освоить тот навык, который сейчас требуется предприятию. Однако это не так. От каждого можно требовать только то, что он может дать. Беда заключается в том, что мы имеем крайне расплывчатое представление о том, что может дать конкретный человек, а чего с него спрашивать не следует. Психологические тесты, не дают четкой картины психоинформационной структуры личности. А ведь именно от неё зависит способность человека экспертно разбираться в той или иной области.

Отсутствие ясных представлений о человеческих возможностях приводит к тому, что проблемы с персоналом закладываются не на стадии подбора работника, а гораздо раньше — на стадии проектирования персонала. В должностные инструкции закладываются противоречивые, заведомо невыполнимые одним человеком требования.

Стремление руководителя понятно — сэкономить на кадрах. Понятно также стремление работника получать деньги за дополнительные обязанности. Но должно быть не менее понятно, что требование невозможного от человека обязательно приведет к конфликту. Рано или поздно выяснится, что часть работы делается неквалифицированно. Последуют разоблачения и скандалы. Фирма потеряет ценного в других отношениях работника. И снова начнёт искать универсального исполнителя.

Между тем, существуют некоторые признаки того, что работник подобран правильно. Хотя они и не вполне объективны, но всё-таки ориентируют руководителя. Первое — работник удовлетворён исполняемой работой. Второе — он стремится к повышению квалификации. Третье — он хочет работать в данной фирме. Понятно, что все эти три условия выполняются только тогда, когда работа отвечает не только поверхностным потребностям человека (скажем, заработать на жизнь), но и глубоким внутренним ожиданиям, которые во многом определяются врожденной информационной структурой его личности.

Предоставим себе, что мы планируем решить некую задачу. Если задача поставлена грамотно и непротиворечиво, то соционика дает четкие рекомендации о типе человека, который будет решать ее наиболее эффективно. И при этом не только задача будет решена наилучшим образом. Можно быть уверенным, что человек, ее решивший, получит творческое удовлетворение, толчок к развитию личности и расширение кругозора. Его не придётся уговаривать повышать квалификацию. По сильным функциям человек сам ищет нужную информацию. Она, как бы, «прилипает» к нему, усваиваясь полно и творчески.

Таким образом, только за счёт правильного подбора кадров, без всяких «заигрываний» с работником или воспитательных санкций, мы получаем решение всех задач.

Если же учесть ещё интертипные взаимодействия в коллективе, и рассадить людей, непроизвольно напрягающих друг друга по разным «углам», будет предотвращена большая часть непримиримых конфликтов. Главное, соционика позволяет заранее определить, кому с кем будет некомфортно общаться. И исключить этот стресс из жизни коллектива.

Профориентация

Грамотный соционик может указать множество мест, где ресурсы утекают впустую. Ведь не только при приеме на работу следует учитывать тип человека. Профориентация вообще превращается в шаманство без соционического базиса. Ориентируюсь на интерес человека, мы рискуем здорово ошибиться. Ведь интерес возникает не только по сильным, но и по слабым, суггестивным функциям. Здесь играют роль и традиции, и образцы, и ожидания близких. Но усвоение информации и формирование навыков по сильным и слабым функциям происходит совсем по-разному. Лучше всего человеку заниматься делом, которое соответствует его соционическому типу.

Сейчас против такой определенности человек бунтует из-за своего представления о собственной свободе. Он не хочет быть «вычисленным». А главное, он не хочет знать, что каких-то способностей у него нет. Потому что в сегодняшней культуре это означает определённую несостоятельность. Ещё не появилось представления о том, что наличие слабых функций человека не портит. Портит человека неразвитость сильных функций. Вот тогда можно считать, что он не вполне состоялся, мир не получил от него полной отдачи. Пусть даже он и тратит всё свое время и силы на развитие слабых функций, это примерно то же самое, что учиться ходить на руках. Требует огромных тренировок, а годится только в цирке показывать. И на руках никогда не дойти туда, куда легко добежит любой ребёнок. Понятно, что такой результат принесёт только разочарование и зависть.

Корнями эта ситуация уходит в раннее детство. Сейчас в большинстве случаев способности ребенка определяются «на глазок». Маме кажется, что он в маму. Папе, что в папу. А бабушка думает, что надо продолжить фамильную традицию и стать врачом. Те учителя, которые сумели заинтересовать ребёнка, рекомендуют ему свой предмет как профилирующий. Те учителя, которые не сумели «достучаться» до ребёнка, считают, что их предмет не для него. Психологи рекомендуют ребенку заполнить многочисленные тесты, и на основании расставленных галочек объявляют его способным к профессии сферы человек-человек.

Надо понимать, что тяга подростка к какой-то деятельности может быть вызвана не только его собственным интересом. Например, «увлечённо рассказали друзья» – ещё один аргумент «за». Или «кто-то на этом зарабатывает хорошие деньги». В семье существует династия, все увлечённо обсуждают дома рабочие моменты, интересные повороты своей профессии. Или эту профессию романтично показали в кино. И ребенок поступает в этот ВУЗ. Мало ли подобных аргументов бродит в голове у подростка. А взрослые ориентируются на его горячее желание заниматься именно этим видом деятельности. В результате человек получает профессию, которая его не увлекает. Занимается ею через силу, скучает, не достигает серьезного уровня. Треть своей взрослой жизни проводит в положении троечника. Если вычесть из жизни время, потраченное на нелюбимую работу, на сон и хозяйственные заботы, то остаётся час-два в день, которые человек может уделить своим собственным интересам. Если останутся силы, энтузиазм. Разве это жизнь.

Соционика определяет тип человека на основании анализа его реакций на широкий веер информационных стимулов. При этом совершенно объективно определяются зоны уверенного приема информации, и зоны информационной тени, в которых человеку плохо видны нюансы и детали предлагаемой задачи. Эти данные используются для построения модели информационного метаболизма человека, а сильные стороны каждого типа уже прекрасно изучены.

Иногда прямо на консультации человек «нащупывает» себя и преображается на глазах. Естественные таланты личности существуют объективно, просто пока они не развиты, «зов» слабо слышен человеку, к тому же его затмевают авторитетные мнения. Соционика обращается к таланту человека напрямую. Специалисту четко видно, в какой зоне информации человек оценивает мир всесторонне правильно. Именно там он может найти себе наилучшее применение и получить наибольшее творческое удовлетворение. Тогда работа превращается в высокооплачиваемые хобби, результаты высоко ценятся окружающими, и удовольствие от жизни получается прямо на рабочем месте.

Соционика утверждает: нет, и не может быть человека, одинаково хорошо разбирающегося во всех вопросах бытия. Крылатое выражение «талантливый человек талантлив во всём» абсолютно не соответствует реальности. Именно тот факт, что у каждого типа своя специализация, и делает нас нужными друг другу. Накопленный нами личный опыт становится ценным для тех, кто сам не в состоянии правильно оценить одну из сторон жизни.

Таким образом, соционика утверждает, что не разбираться в каком-то аспекте жизни совсем не стыдно, наоборот, это нормально и свойственно любому человеку. Ненормально делать вид, что ты гений во всех отношениях. И опять очень простая мысль, что наши слабости — это обратная сторона наших достоинств, играет огромную роль в освобождении человека от этих заблуждений. Человек начинает понимать, что слабости никого не портят, их не нужно прятать. Нет нужды в имитации владения вопросом. Можно просто сказать «это не моё». Уступить место специалисту и успокоиться. Ты ничего не потеряешь в глазах окружающих. Более того совсем слабую функцию, которая называется в соционике болевой точкой, а в психологии местом наименьшего сопротивления, нужно тщательно оберегать от перегрузок. Именно постоянное ожидание своей несостоятельности по сравнению с другими порождает у человека массу комплексов и страхов, это снижает его самооценку, подрывает веру в себя.

Соционика позволяет человеку снижать нагрузку на слабые функции. Дозы информации, скорости их подачи на слабые функции должны, быть существенно уменьшены. И поскольку это касается каждого человека, ведь те или иные слабые функции есть у каждого, то такое положение не следует считать позорным. Его следует считать нормальным, и позаботиться о том, чтобы самые важные достижения культуры были сформулированы просто и доступно для человека, который сам не в состоянии совершить подобные открытия. При таком бережном отношении друг к другу люди получают шанс проявить и получить так необходимую им заботу. Это хороший повод для развития доверия и сотрудничества, которые при таком подходе реально становятся взаимовыгодными. Таким образом, соционика не только открывает в человеке его таланты. Она дает ему точное знание сюжетов, которые разрушают его психику при перегрузках. Значит, человек получает знания о том, как уберечь себя от опрометчивых шагов, которые в будущем грозят разрушить его психическое здоровье, подорвать социальный статус, исковеркать судьбу.

Ранняя диагностика

Современная соционика знает о каждом типе информационного метаболизма очень многое. Описаны сильные и слабые стороны. Ценности и срединная мечта. Стимулы и стиль общения. Жизненные стратегии. Зоны программирования и болевые точки. Мы знаем, как точно определить тип человека. И как выбрать ему профессию, максимально раскрывающую его истинный потенциал.

Знать всё это о близких людях чрезвычайно интересно и полезно. Но прежде всего существует эффект самоидентификации, когда человек узнаёт свои сильные стороны. Когда он видит, что зоны неуверенного приема информации его не портят. Он становится значительно свободнее. Самооценка его резко улучшается. Уверенность в себе возрастает. Всё это с неизбежностью наводит на мысль, что тип человека должен определяться не в тридцать лет при случайно проявленном любопытстве, а как можно раньше — в раннем детстве. Чтобы окружающие бережно относились к его трудностям. И активно развивали врождённые способности.

Не менее важно защитить ребёнка от людей, тип которых не подходят для комфортных ему коммуникаций. Без знания соционического типа невозможно ни развить, ни защитить, ни понять ребёнка. Именно соционика позволит рассортировать все рекомендации педагогов и психологов, обещающих гармоничное развитие, на те, которые действительно помогут, и те, которые разрушат внутренний мир конкретного ребёнка.

Не менее важно знать точно, какие изменения произойдут с ребенком в процессе формирования его системы обработки информации. Какие недопонимания возможны в его взаимодействии с матерью. Чтобы мифы о том, что подростковый возраст ужасен, а дошкольный прекрасен, не затмевали реальную картину, которая может совершенно не соответствовать таким ожиданиям. Мама должна заранее знать динамику ожидаемых отношений. Быть к ним готовой. И наученной сохранять коммуникацию в каждом кризисном периоде. Но такое заявление требует наличия методики раннего определения типа ребёнка.

Школа прикладной соционики много лет занимается этой проблемой. Проведены обширные исследования. Разработаны и методики диагностики, и рекомендации, связанные с возрастными изменениями информационного метаболизма ребёнка. Работы по созданию и уточнению методики определения типа у детей позволили получить большое количество подтверждений выбранного пути. Уже выросли дети, которые были первыми испытуемыми. И жизнь показала достоверность предложенных методов.

Палитра возможных отношений мать-ребёнок чрезвычайно широка как по «ассортименту», так и по временным периодам. В свете этого странно смотрятся некие общие рекомендации, обещающие счастье, развитие, и взаимопонимание всем с гарантией.

Надо чётко усвоить, что информационная сфера нашего бытия устроена по дополняющим принципам. Никто не может всего. Каждый отвечает за ту часть информации, которая доступна его способностям. В остальных аспектах человек должен полагаться на партнеров. Для каждого аспекта информации есть типы, которые его хорошо переносят, и типы, которых нагрузка по нему разрушает. А это значит, что ни одна рекомендация не может быть универсальной. В воспитании человека не может быть простых рецептов. Потому что человек сам по себе существо крайне сложное. Особенно сложна именно его информационная составляющая. Порождением которой являются культура и наука, религия и технологии. Словом, вся небиологическая часть нашего существования.

Из ребёнка нужно вырастить не здорового звереныша, а полноценного участника человеческого сообщества. Поэтому его мало кормить, мыть и наряжать. Надо снабдить его опытом предков и научить коммуникациям с окружающими. Надо создать творческую, социально-приемлемую личность с высокой самооценкой, склонную к развитию и обладающую чувством собственного достоинства. И нет таких биологических инстинктов, которые обеспечили бы успешное продвижение по этому пути автоматически. Надо включать разум. Надо точно знать, каким образом сформировать из своего малыша достойного взрослого человека.

К счастью, соционика подробно и четко отвечает на этот вопрос. И дает точные практические рекомендации. В свете вышеизложенного, роль детского консультанта-соционика сложно переоценить. Он даёт маме «карту» всех опасных «рифов и мелей» в море отношений с ребёнком. Готовит ее к неизбежным переменам. Предупреждает об опасности деформации его структуры психики. Предлагает раннее выявление и развитие истинных способностей ребёнка. Все эти вопросы, будучи вовремя и грамотно решены, позволят обойтись без кризисов и конфликтов в отношениях матери с ребенком на каждом этапе его становления. Таким образом, одна грамотная консультация может оградить две судьбы от разрушения отношений, неоправданных ожиданий и тяжёлых разочарований.

Большинство родителей хотят ребёнку только хорошего. И готовы развивать его таланты, не жалея сил и средств. Жаль, что представления о хорошем для своего ребёнка сейчас крайне расплывчаты. Конечно, он должен быть порядочным, справедливым, трудолюбивым, и социально приемлемым, и всесторонне развитым. И вроде бы все педагогические усилия семьи и школы на это направлены. Но результат оставляет желать лучшего. Соционика говорит о том, что в плане усвоения информации разного вида люди различаются весьма значительно. Именно поэтому наши попытки обучать всех детей одному и тому же дают принципиально разные результаты.

Соционические законы утверждают, что в информационном плане человеческое общество устроено как некий «муравейник», в котором у каждого типа восприятия информации есть своя незаменимая роль, обеспечивающая всё сообщество необходимой и уникальной информацией о каком-то аспекте мира. Способ переработки информации закладывается во время беременности, чтобы родившийся ребёнок был оперативно вписан в существующие вокруг матери информационные обстоятельства максимально эффективно. Поэтому в плане информационного статуса ребёнок может родиться ни на кого в семье не похожим. Хотя физически он может быть «вылитый папа». Такое положение может привести к драматическим ошибкам воспитания, обусловленным иллюзией сходства и идеей наследственности.

Все родители знают, что ребёнка надо тренировать в сфере его способностей как можно раньше и упорнее. Но саму эту сферу способностей сейчас определяют «на глазок», «по себе» или «по совету подруги», и это не так безобидно, как кажется. Соционикам хорошо известен эффект торможения в развитии сильных функции человека при перегрузке слабых. Другими словами, если ошибиться в определении сильных сторон ребенка и начать развивать его слабые функции, раскрыть их выше пользовательского исполнительского режима не удастся. Но перегрузка приведет к полному угасанию истинных талантов ребёнка. Поэтому важно не только развивать естественные способности человека, но и защитить от перегрузок его слабые функции. Последние даже важнее, поскольку сильные функции свою информацию найдут и усвоят рано или поздно, даже если их не тренируют специально, информация «разлита в воздухе».

А вот слабые функции не в состоянии защитить сами себя. По ним у человека нет критериев достаточности. Он не может отказаться делать то же что и все. Не понимает, что такие усилия его разрушают. И хорошо бы чтобы родители понимали эти вещи про своего ребёнка. Может оказаться, что навыки, элементарные для родителя, ребёнку не даются и не усвоятся им никогда. Не следует разочаровываться в нём из-за этого. Следует понимать — это означает, что у ребёнка просто совсем другие таланты, чем у родителя. И в какой-то момент именно ребёнок может помочь родителю в сложной ситуации, которая для ребёнка может оказаться простой и прозрачной.

Мир информации построен по дополняющему принципу. Принимать и оказывать поддержку близким для нас естественное состояние. Именно этому надо учить ребёнка. Человек должен проявлять ответственность за себя и окружающих по своим сильным функциям. И не стесняться принимать помощь по слабым. Мы должны защитить детей от разрушительных перегрузок в зоне неуверенного приёма информации, облегчать такие задачи, брать их на себя, и быть уверенными, что это не портит нашего ребёнка. Он не должен завидовать и комплексовать из-за своего типа. Каждый тип достоин уважения и гордости. И родители должны максимально развивать естественные таланты ребенка. И максимально защитить от перегрузок его слабые функции. Именно тогда получится гармоничный, уверенный в себе человек, творческий, успешный и открытый миру, каким мы мечтаем видеть своего ребенка.

Соционика исследует именно типовые проявления личности, и может рассказать маме как устроена информационная система её ребёнка. Несомненно, что у каждого ребёнка существует зона сильных функции, где он может проявить свои таланты, получить потрясающие результаты, и быть счастливым и реализованным в жизни. Но эти таланты никак не связаны с наследственностью, традициями семьи, желаниями родителей. Разные дети в одной семье могут не иметь ничего общего в части восприятия информации. Важно помнить, что не существует универсальных рекомендаций по воспитанию. В силу дополняющей структуры нашего информационного сообщества, каждая рекомендация будет разрушительна для какого-то типа ребёнка. Кормить, сочувствовать, пороть, объяснять — всё это кому-то пойдёт на пользу, а кого-то затормозит в развитии и разрушит. Традиционные взгляды на детей, ориентированные на наследуемые таланты и гендерное представление о гармоничном развитии, очень часто не соответствуют реальному положению дел. Развитие несуществующих качеств не помогает, а глубоко травмирует ребёнка. Именно поэтому сначала, ещё до приложения активных воспитательных усилий, хорошо бы знать какой он на самом деле ваш ребёнок. Школа прикладной соционики занимается детским консультирование много лет. Мы многократно убеждались в том, что отношения расцветают после изучения мамой соционических законов.

Возрастная динамика

Различные воспитательные концепции обещают гармонизацию отношений мать-ребёнок. А как только этого не происходит, из «рукава» вытаскивается понятие кризиса некоего возраста, который мешает получить предсказанные результаты. Ценность соционики в том, что она даёт маме четкую пошаговую стратегию общения с ребенком на каждой из четырех стадий развития его информационной структуры. И разумеется, это не общие слова, а конкретные рекомендации для каждого соотношения типов матери и ребёнка.

Во всех концепциях, связанных с идеями развития человека, отмечают примерно семилетний период резких перемен в характере детей и подростков. От Ж.Пиаже до антропософии Штейнера идёт разговор о неких кризисах сопровождающих жизнь человека. И только соционика, только модель А (см. статью КП) может подробно и точно описать что и как творится в процессе развития людей каждого типа во время взросления. Об этом подробно писал В.Д.Ермак в своих работах.

Основываясь на идее возрастной динамики наполнения психики человека, кратной приблизительно семи годам, мы можем выделить несколько наиболее важных этапов, которые человек проходит до полного вхождения в собственный тип. Важно понимать, что изменения поведения и круга интересов связаны именно с поэтапном формированием модели А ребёнка, включением очередного блока его модели А в программу развития, и это позитивное явление, а не кризис, которого надо стараться избегать.

Изменения эти никак не связаны с порчей характера или попаданием в дурную компанию. Или с гормональными перегрузками, как это принято объяснять. Ребёнок должен освоить все возможности и стороны своего типа, чтобы быть готовым к выходу в реальный мир, чтобы справиться с задачами которое его там ожидают.

Главная проблема подросткового периода развития человека состоит в том, что именно в это время подросток должен выбрать основное направление своей деятельности, осуществить профориентацию. Родители должны понимать, что ребёнок в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года — не такой человек, каким он будет потом. Принципиально не такой, и нельзя ориентироваться на его пристрастия в этом возрасте, выбирая профессию. Очень важно в это время, принимая решение о дальнейшей профориентации ребенка, не идти на поводу у таких расхожих идей, как династические соображения, или «все друзья поступают туда».

Неправильно выбранная профессия тормозит развитие взрослого блока «эго», оставляя человека надолго в состоянии неуверенного подростка, занижает его самооценку, разрушает здоровье от постоянного напряжения болевой точки. Остановка в развитии человека, невозможность испытать радость творчества, так называемый кризис середины жизни, - вызваны неверной профориентацией и неверным представлением о своих способностях. К сожалению, опыт показывает, что практически половина подростков сейчас выбирает себе профессию, по блоку «суперэго».

В анализе этих возрастных трансформаций роль модели А совершенно неоценима. Только она даёт полное описание спектров интереса ребёнка каждого типа в каждом возрастном периоде. Только она позволяет описать динамику движения интересов от функции к функции на 21 год, определить дозировки обучения каждому навыку, и не упустить главные способности ребенка, которые приведут его к успеху и развитию. И мы отчётливо видим, что у каждого типа рисунок этой динамики интересов разный. Таким образом, мы уходим от идеи научить ребёнка сразу всему на всякий случай, чтобы он был гармонично развитый. На деле же такое всестороннее развитие, грозит обрушить, самооценку ребёнка на долгие годы.

Воспитание и обучение детей

Модель А позволяет навести порядок и ясное понимание задач и методов в вопросах гармоничного воспитания человека. Опираясь на модель, отражающую особенности информационной структуры каждого типа, можно утверждать, что формирование личности, гармоничной в своём типе, с соционической точки зрения возможно. И распадается на два направления. Первое — это гармонизация самой модели. Балансировка соотношений между ячейками, обеспечивающая адекватную самооценку и ориентацию человека в мире. Второе — это наполнение информацией функций модели А в соответствии с их силой и осознанностью. При этом, сильные четырехмерные функции должны получать большие объемы различной информации по-своему аспекту, а слабые — справочный и пользовательский материал, который обеспечит им оптимальное существование в социуме.

Первое направление — это воспитание, второе обучение. С накачкой информации в модель всё более или менее ясно, хотя до типоориентированной педагогики ещё очень далеко. А вот с балансировкой модели, со связями подчинения между её функциями, в педагогике полный вакуум. Существуют, например, высказывания, а на самом деле убеждения, которые перетягивают приоритеты с первой на другие функции модели, и тормозят развитие основы личности. Если ребёнок будет выслушивать эти сентенции каждый день, то его личность «погаснет», самооценка никогда не вырастет. Чтобы он стал в итоге взрослым и самостоятельным, чтобы развить его личность, следует формулировать и думать совершенно иначе.

Ресурсы всех семи функций модели должны быть перераспределены в пользу первой. Здесь нет ничего сверхъестественного. Соционика показывает механизмы формирования модели А и пути сделать это правильно. Для каждой из восьми функций модели мы можем записать идеи, которые либо разрушают человека, либо созидают, гармонизирует модель. Таких педагогических идей оказывается всего двадцать восемь, по числу связей между восемью функциями модели, а не бесконечное количество, как можно было бы представить.

Люди действуют наугад в этой сложной, с множеством обратных связей, системе, применяя силу и упорство. И можно представить себе всё поле последствий, если усилия попали не в нужном направлении — многие связи деформируются, самооценка искривляется, и тогда недостаточно совета просто сменить род деятельности, приходится долго «расчищать» систему ценности человека, чтобы он начал ценить свои таланты, а не равнялся на других. И вот эта работа далеко не всегда удается. Грамотный психолог в этом случае незаменим. Именно поэтому соционический взгляд на человека должен занять важное место в культуре, и его модель информационного метаболизма должна учитываться уже в детском саду, чтобы начать его беречь и развивать как можно раньше.

Эффективный подход к общению. Дискуссия

Итак, разница в восприятии мира между людьми огромна, не существует универсальных рекомендаций, программ воспитания или обучения, которые подошли бы всем и каждому. И каждая прекрасная, казалось бы, рекомендация кого-то разрушает. Соционические модели человеческих информационных систем четко показывают, как следует доносить информацию до каждого из шестнадцати типов информационного метаболизма, чтобы нас правильно поняли и адекватно отреагировали.

Теперь на вопрос «почему он меня не понимает?» появился вполне исчерпывающий и точный ответ. Следует определить «его» тип и доносить свои мысли на его языке. Иногда может оказаться, что мы требуем невозможного для данного типа. А иногда складывается так, что он на порядок лучше нас разбирается в данном вопросе и просто не видит смысла в нашей идее. Это разные варианты события и лучше это знать заранее, до того, как мы выступим со своим предложением, ориентированным в подавляющем большинстве случаев на наш (один из шестнадцати) тип восприятия информации.

Простой учет структуры типа собеседника дает потрясающий скачок взаимопонимания. Эффективность общения возрастает в разы, а отношения улучшаются на глазах.

Представления современного менеджмента о способах стимулирования сотрудников показывают понимание, что сотрудники нуждаются в некотором индивидуальном подходе при попытке заставить их работать эффективно. Но в литературе господствует шаманский подход к проблеме, переусложненное наукообразие при отсутствии системного доказательного метода и единой концепции самого такого явления, как стимул. Соционика же таких трудностей не имеет, поскольку восприятие любой информации, ее привлекательность или отвратительность для каждого типа хорошо изучена и осмыслена. Это позволяет четко ставить и успешно решать задачи взаимопонимания и конструирования предложений для каждого типа без привлечения «сущностей сверх необходимых», как рекомендовал Уильям Оккам.

Индивидуальный подход к каждому ребенку хорошая рекомендация. Но опираться в исследовании ребенка на тесты, которые заполняют сами дети или родители, шаг неверный. Потому что добиться искренних ответов при этом крайне проблематично. Ведь многие проблемы как раз и принимают нерешаемую форму, потому что люди не могут себе признаться в их причинах. К тому же, если считать каждого человека яркой и неповторимой индивидуальностью, то невозможно дать конкретный совет, поскольку опыт, приобретенный на других, ему не подойдет. В этом беда всех личностно ориентированных методик. Соционика, как типоориентированная наука, может давать рекомендации о взаимодействиях с людьми любого типа именно потому, что типовые характеристики изучены и проверены десятки тысяч раз. И определив типы ребенка и родителей, мы можем точно и подробно расписать особенности каждого, причины «нестыковок», рекомендации о том, что нужно, а что нельзя принимать друг в друге и кого просить помочь с формированием каждого нужного навыка у ребенка.

Когда бы речь ни зашла о стимулах к деятельности, постоянно всплывает сюжет с Пирамидой Маслоу и простая идея, что для успешного управления следует удовлетворять потребности каждого человека в определенном и известном порядке. То, что сам Маслоу не рисовал этой пирамиды и очень осторожно высказывался по поводу иерархии потребностей, никого не останавливает. И то, что Пирамида, оставаясь популярной игрушкой, не дает результатов — тоже не убавляет ее популярности.

Так о чем же на самом деле писал Маслоу? Он утверждал, что существует некая иерархия потребностей, часть из которых являются базовыми, а другая часть — надстроечными. И без удовлетворения базовых потребностей, человек не переходит к реализации вторых.

Принято думать, что первичными потребностями человека являются биологические: еда, сон, секс и безопасность. Что голодный человек не создаст никаких научных или гуманистических ценностей. Что в обстановке опасности человек не реализует свой творческий потенциал. Что лишенный секса человек будет думать только о нем, а не о поисках истины или красоты. Но это все не так. Голодные художники, монахи-философы, ученые в «почтовых ящиках» демонстрировали высоты творчества и духовности, будучи жестко ограниченными в своих биологических потребностях. Это исторические факты, которые в огромном количестве демонстрируют нам, что не все так просто с мотивацией человека.

Сам Маслоу писал, что случаи способности к творчеству без достаточного удовлетворения биологических потребностей, видимо, объясняются полным их удовлетворением в детстве. Тогда снимается их значимость, и телесная неудовлетворенность не мешает проявиться потребности в самореализации. Он отмечал также, что структура базовых потребностей у людей разная, там могут быть пропущены какие-то моменты, а какие-то вставлены как необходимые. Он пытался объяснить эту разницу личной историей человека. И он никогда не утверждал, что для самореализации каждого человека сначала его надо накормить, защитить и сексуально удовлетворить.

Более того, в своей последней работе А. Маслоу пишет, что, по его мнению, при нормальных условиях человек стремится к самореализации, а не к биологическому удовлетворению. «Невроз — это неудача личностного роста» — пишет он открытым текстом. Его исследования десятков успешных реализовавшихся людей показали, что когда человек следует своим природным талантам, он успешен, продуктивен, счастлив и независим от мнения окружающих.

И это описание дословно совпадает с описанием Э. Берна состояния «взрослый» и с описанием работы блока «эго» в соционике. И можно смело утверждать, что воспитание блока эго, тренировка именно его функций и является главным механизмом самореализации человека, освобождающим его от неврозов и запускающим процесс бесконечного развития. Другое дело, что в каждом конкретном случае можно долго гадать и пробовать, какие темы являются для человека элементами его взрослого состояния, а какие — наведенными обществом, родителями или собственными амбициями. Здесь нельзя ориентироваться на то, чего человек хочет, потому что желания могут быть наведенными или продиктованными завистью или подражанием. Нельзя ориентироваться на то, что человеку легко дается. У него может оказаться хороший терпеливый учитель, который привьет массу пользовательских шаблонов. Нельзя ориентироваться на то, чего человек не хочет и не любит. Потому что у него может оказаться плохой учитель, который отобьет у него веру в себя и интерес к предмету, открывающему путь к самореализации.

Соционика наводит в этом хаосе предположений кристальный порядок. Она точно описывает каждый из шестнадцати типов информационного метаболизма. Структура стимулирования каждого типа оказывается многослойной, сложной и не похожей на другие. Но в ней нет ничего непонятного или необоснованного. Опираясь на модели типов, можно снять все туманные предположения, описать что важно, а что не очень именно для данного типа и понять, какого вида самореализация сделает человека счастливым, продуктивным и ответственным.

Также из соционики точно известно, какие сюжеты человек каждого типа воспринимает некритически и внушаем по ним, ожидая приятных моментов. Это позволяет, например, делать ему прекрасные подарки и создавать праздники.

Известна для каждого типа и болевая точка, по которой ему трудно ориентироваться, разрушительно работать и больно выслушивать даже самую доброжелательную речь. Человека следует защищать от подобных сюжетов, решать за него данные проблемы и обходить эти темы в беседах и должностных инструкциях. Зачастую простое исключение болевых сюжетов из круга обязанностей работника резко повышает его эффективность, снимает нервозность и пробуждает творческий интерес к работе.

То есть, соционика знает, что стимулирует человека к развитию, а что — тормозит. Сложность только в том, что надо иметь в виду не одну простую неработающую схему, а шестнадцать многофакторных сценариев создания развивающей и стимулирующей среды. И правильно определять тип информационного метаболизма каждого человека.

Конечно, если мы хотим быть понятыми, надо говорить на языке собеседника. Если мы хотим получить хороший результат, предложение не должно содержать моментов принципиально невыполнимых для партнера. Если мы хотим позитивного общения, учитываем систему ценностей партнера. Простые и понятные мысли. Трудность только в том, что мы не знаем истинного языка собеседника, его возможностей и ценностей. Приходится думать, что он «нормальный человек», и значит, не сильно отличается от «меня».

Изучая соционику, приходится постоянно удивляться, насколько различаются между собой «нормальные» люди! Это различие не случайно. В нашей информационной сфере большой «муравейник», состоящий из шестнадцати типов обработки информации, называемый «социон», обеспечивает полноценное знание об окружающем мире и позволяет виду успешно в нем существовать. Социон составлен так, чтобы у каждого типа, экспертно воспринимающего информацию из некоего сектора реальности, была «страховка» в виде типа, экспертно воспринимающего информацию из противоположного сектора. Это необходимо и эффективно. Но вместо того, чтобы радоваться тому факту, что нас всегда есть, кому поддержать, защитить и научить тому, в чем мы по своей природе разбираться не можем, мы сопротивляемся, соперничаем, отказываемся от помощи и делаем глупости, зато независимо.

Идеи независимости людей друг от друга и возможности (и даже необходимости!) универсального и всестороннего развития каждой отдельной личности чрезвычайно деструктивны! Мир еще не оценил их разрушительную силу. Как компьютерный вирус они врываются в нашу жизнь, заставляют смотреть на партнера, как на соперника, рвут коммуникации, превращают сотрудничество в соревнование, отдаляют людей друг от друга. Сложные и тонкие социальные связи рассыпаются. Общество атомизируется, напоминая идеальный газ, в котором частицы взаимодействуют только при столкновениях. Такое положение, по сути, означает деградацию социального компонента, и оно очень опасно.

Обсуждение и резюме

Достоверное определение типа информационного метаболизма — самое «узкое» место соционического знания. Тесты не работают, описания противоречат друг другу. Модель А трактуется по-своему каждым, считающим себя специалистом. Такое разнообразие трактовок может дискредитировать авторитет науки. На самом деле, надо просто хорошо знать матчасть. Ещё в середине девяностых годов прошлого века В.Д.Ермак предлагал разработать методы верификации соционических гипотез с опорой на модель А. И уже с 1998 года в Школе прикладной соционики мы пользуемся этим советом, изучая способы проверки гипотез при типирование человека. Накопился огромный опыт практической верификации модели, который может быть полезен всем, кто занимается соционическим типированием.

Работа с моделью А даёт исключительно точные проверяемые заключения о типах. Единственным неудобством при этом является тот факт, что человеку незнакомому с семантикой соционических аспектов, не умеющему определить размерность функций, и незнакомому с моделью А, невозможно объяснить своих выводов на бытовом языке. Но это, собственно, происходит с выводами любой науки — в популярном изложении многое становится неубедительным.

Зато освоение модели А даёт возможность продвигаться намного дальше в изучении информационной природы человека. Благодаря соционическому подходу, мы теперь точно знаем, как происходит становление типа, какие этапы проходит каждый тип от рождения до взрослого состояния, как реагировать на проявление различных интересов ребёнка, как правильно выбрать профессию, чтобы избежать кризиса середины жизни. Аналитический подход и объемное представление модели А помогает разобраться в сложных взаимоотношениях между двумя типами. Мы знаем, какие сюжеты разрушают, а какие созидают наши отношения. Это шестьдесят четыре схемы, которые предстоит «наложить» на хаос обыденной жизни. Но соционика позволила выделить точные сюжеты, ведущие к конфликтам в каждой паре типов. Это помогает разобраться с близкими и сохранить отношения.

Процесс воспитания человека тоже содержит огромное количество рецептов. И только соционика позволяет отсортировать те из них, которые подойдут конкретному ребенку, от тех, которые его разрушат. Формирование сбалансированной модели, обеспечивающее человеку стабильную самооценку, творческий потенциал и независимость от мнения окружающих, приобретает четкие правила и понятные методы.

Взрослый человек никогда не похож на классическое описание своего типа информационного метаболизма, поскольку жизнь, родители и традиции заставляют его подстраиваться под общественные ожидания. Искажения типа, которые при этом возникают, мешают его самореализации. Модель А помогает разобраться, где именно возникла основа искажения, каковы его причины, и как его «распутать». Иногда достаточно разгрузить, например, болевую точку, и жизнь становится творческой и свободной.

Оказалось, что простое ознакомление с соционикой как с набором, безусловно, интересных сведений, ничего не даёт, кроме возможности похвалиться новыми словами в беседе. Для настоящего, полного и всестороннего усвоения соционических знаний необходимо эмоциональное проживание нового видения мира, принятие его в себя. И достаточно серьёзная перестройка своего мировоззрения. Только в этом случае соционическое знание становится ресурсом, на который можно опереться как в повседневных, так и в сложных жизненных ситуациях. Но такого рода внутренняя эмоциональная работа обязательно должна контролироваться опытным специалистом во избежание возникновения у человека новых комплексов и страхов, которые помешают правильно ассимилировать эти знания.

 

Москва, 2019


Список литературы:

Юнг К. Г. Психологические типы. // Санкт-Петербург: «Ювента» // Москва: Прогресс — Универс, 1995

Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. Сост. Л. Филиппов. // Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 1998

Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности №1, 1995

Аугустинавичюте А. Социон. // Соционика, ментология и психология личности №№4-5, 1996

Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека.

Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. // Новосибирск, 1995

Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности №2, 1995

Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии XXI века. // Соционика, ментология и психология личности №1, 2000

Букалов А.В. Соционика и психоинформатика: универсальный инструмент анализа, структурирования и организации человеческого знания. // Соционика, ментология и психология личности №3, 2002

Карпенко О.Б. Восприятие аспектов мира. // Соционика, ментология и психология личности №1, 1995

Карпенко О.Б. Несколько слов о четвертой функции. // Соционика, ментология и психология личности №4, 1999

Удалова Е.А., Бескова Л. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе. // Москва: «Астрель», 2003

Удалова Е.А. Соционика в работе с персоналом, или что показывает MBTI. // Москва, 2006

Удалова Е.А. Уроки соционики — 2, или Секреты наших отношений. // Москва, 2007

Удалова Е.А. Искажения соционического типа. Быть или казаться. // Москва, 2009

Удалова Е.А. Соционика. Основы диагностики. // Москва, 2011

Удалова Е.А. Соционика: путь к homo harmonicus. // Москва, 2012

Удалова Е.А. Соционика взросления. Четыре «кризиса» — мифы и наука. // Москва, 2013

Удалова Е.А., Денисова А. СОЦИОНИКА — МАМЕ. Пособие для родителей. // Москва, 2014

Удалова Е.А. СОЦИОНИКА. Дуальные отношения — вымысел и реальность. // Москва, 2015

Удалова Е.А. СОЦИОНИКА. Модель А шаг за шагом. // Москва, 2018

Кочубеева Л., Миронов В., Стоялова М. Соционика. Семантика информационных аспектов. // Санкт-Петербург: «Астер Х», 2006

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. // Санкт-Петербург: Евразия, 1999

 

References

Augustinavičiūtė A. Socionics. Introduction (in Russian) (Vol. 1). St. Petersburg: Terra Fantastica, 1998

Jung C. G. Psychological types. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1946

Reinin G. Socionics. Typology. Small groups (in Russian). St. Petersburg: Education-culture, 2005

Yermak V. D. How to learn to understand people. Socionics – A new method of human study (in Russian). Moscow: AST Publishing, 2003

Yermak V. D. Classical socionics (in Russian). Moscow: Black Squirrel, 2009