А. Хорошавкина

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ БЛОКИРОВКИ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ — ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Научный руководитель д.ф.н. Е. А. Удалова

Автор выражает благодарность коллегам, преподавателям Школы прикладной соционики, организаторам и участникам 37 Международной конференции по соционике за обмен опытом, ценные наблюдения и обсуждение нашего исследования.

«Как вы злитесь?» — спрашиваем мы клиента, чтобы проверить ограничительную функцию и окончательно подтвердить гипотезу о его соционическом типе. И вдруг слышим в ответ нерешительное: «Никак… я стараюсь не злиться…»

«Даже если отвратительно себя ведут, явно нарушают ваши права, нападают?» — мы просим клиента вспомнить сложную для него жизненную ситуацию, такую, которую нельзя проигнорировать. Спрашиваем, каким образом ему удалось эту неприятную ситуацию разрешить. Если клиент затрудняется вспомнить такую ситуацию, мы задаём наводящие вопросы, сами приводим пример экстремальной ситуации, когда болевая клиента подвергалась бы давлению. Иногда немного «поддавливаем». (А потом, когда наконец получаем ответ, преподаватель-этик сглаживает напряжение, успокаивает клиента).

Выученная беспомощность

Ограничительная функция в Модели А — сильная, продуктивная, бессознательная. Она включается, когда человеку необходима защита, в первую очередь, от давления на болевую или негатива на суггестивную функцию. Ограничительная функция действует в значительной мере автоматически, без размышлений, очень быстро. Она настроена на то, чтобы резко дать отпор, продемонстрировать что «со мной так нельзя».

Проверка ограничительной функции часто выручает при типировании, помогает устранить сомнения. В норме лексика ограничительной функции звучит, как только человек вспоминает неприятную ситуацию. Это хороший индикатор типа, ведь одинаковая ограничительная функция — лишь у двух типов, один из которых — квестимный, а другой — деклатимный.

Но в некоторых случаях, вопреки всем нашим стараниям, ограничительная функция проявляется кране слабо. Клиент уходит от ответа, говорит, что не может вспомнить, когда бы он на кого-то злился, сердился. В ответ на наши примеры смущается: «Не знаю, я, наверное, ничего не сделаю, не скажу, не смогу сопротивляться».

В какой-то момент мы заметили, что подобные ответы — не единичные, их довольно много, причём подавляющее большинство — в возрастной группе от 30 до 40 лет.

Мы начали пристально изучать данный феномен. Расспрашивали клиентов, у которых заметили блокировку ограничительной функции, о том, какие чувства они переживали в этот момент, почему старались сдержаться, вырабатывали ли они специально эту сдержанность. Узнавали особенности их воспитания в детстве, запомнившихся персонажей книг и фильмов, с которыми они себя идентифицировали.

Выученная беспомощность

Многие из наших клиентов с заблокированной ограничительной функцией признавались, что стараются быть бесконфликтными, не обращать внимания на травмирующие ситуации вместо того, чтобы пресекать их. Многие рассказали, что специально учились этому на тренингах. Они расценивали собственную бесконфликтность как полезный навык, своеобразный soft skill, повышающий их профессиональную ценность и востребованность.

Люди с редуцированной ограничительной функцией удобны своему работодателю. Они послушны и одновременно беззащитны, с готовностью подстраиваются под окружающих и демонстрируют лояльность. Не высказывают собственное мнение, соглашаются с мнением начальства.

Приобретенный навык проявляется не только на работе, но и в обычной жизни. Размышляя о причинах формирования и закрепления такого способа реагирования на неприятности, мы вспомнили термин «выученная беспомощность», ведённый более полувека назад психологами М.Селигманом и С.Майером. Мы предположили, что наблюдаемые нами случаи блокировки ограничительной функции очень близки к открытому психологами явлению, так что они тоже заслуживают называться «выученной беспомощностью».

Для людей с выученной беспомощностью характерен конформизм. Они подчиняются семейным правилам, не спорят со старшими, безропотно следуют гендерным стереотипам. Не готовы отстаивать свои права и принимать собственные решения.

Дальнейшие наблюдения подтвердили замеченный нами характерный феномен: выученная беспомощность наиболее ярко выражена в возрастной группе от 30 до 40 с небольшим лет. Она не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, крупными городами, её география очень широкая.

Выученная беспомощность

У старших и более младших клиентов выученная беспомощность, по нашим наблюдениям, проявляется крайне редко. В более старших и более младших поколениях гораздо чаще встречается свободное, спонтанное и адекватное (а в отдельных случаях чрезмерное) реагирование ограничительной функции на сложную, некомфортную ситуацию.

При этом клиенты с заблокированной ограничительной функцией порой вполне ярко проявляют себя в типе, работают по сильным функциям верхнего блока, у них не наблюдается каких-либо серьезных искажений, за исключением отсутствия умения себя защитить.

Проблема оказалась очень масштабной и непростой. Недавно нам встретилась статистка по гендерно-поколенческим различиям предпочитаемых форм оплаты труда. Социологи проводили опрос трёх поколений респондентов: X (1961–1982 годов рождения), Y (1983–1998 годов рождения) и Z (с 1999 года рождения). Влияние гендерных различий на формирование трудовых ценностей работника – Виниченко В.А., Кочергина Т.В. и др. / Экономика труда / № 11, 2022 – Первое экономическое издательство – (1economic.ru)

Предпочтительная форма оплаты труда

Предпочтительная форма оплаты труда в зависимости от пола

Распределение ответов по поколениям, %

X

Y

Z

Мужчины, из них:

100,0

100,0

100,0

— гарантированная, но умеренная ежемесячная заработная плата

17,4

70,6

39,3

— высокая, но не гарантированная ежемесячная заработная плата

82,6

29,4

60,7

Женщины, из них:

100,0

100,0

100,0

— гарантированная, но умеренная ежемесячная заработная плата

22,2

76,5

49,5

— высокая, но не гарантированная ежемесячная заработная плата

77,8

23,5

50,5

Как показывают данные социологов, самым конформистским поколением оказались миллениалы, т.е. Поколение Y (как мужчины, так и женщины). Большинство из них предпочли бы гарантированную, но умеренную зарплату.

В той же статье приводятся данные о поколенческих различиях в готовности принять на себя вину (респондентам предлагалось представить, что они совершили какие-то действия, но явно нет причин, указывающих на их причастность).

Склонность представителей разных поколений к уклонению от ответственности в зависимости от пола

Готовность признать свою вину

Распределение респондентов по поколениям, %

X

Y

Z

Мужчины, из них:

100,0

100,0

100,0

— готовы

76,2

100,0

76,6

— не готовы

23,8

0,0

23,4

Женщины, из них:

100,0

100,0

100,0

— готовы

92,0

91,7

84,7

— не готовы

8,0

8,3

15,3

Здесь мужчины, представители поколения Y демонстрируют 100-процентную (выше, чем у других поколений) готовность признания вины.

Таким образом, мы нашли подтверждение нашим наблюдениям о том, что проблема блокировки ограничительной функции — сложная и комплексная. Она оказывает влияние на поведение человека в ситуации выбора, при принятии решений. С ней связана и самооценка, и представление о себе, о своих правах.

Перед нами закономерно встал вопрос: в каком возрасте и каким образом формируется выученная беспомощность? По одной из гипотез — в раннем детстве, до 7 лет, когда активно наполняется нижний блок. По другой — это результат уже взрослой сознательной работы по «самосовершенствованию». Мы предполагали возможным и сочетание этих факторов: в детстве создаются предпосылки ослабления ограничительной функции, а во взрослом возрасте при соответствующих условиях они закрепляются.

Мы просили клиентов с ослабленной 7-й функцией вспомнить детство. Доминирующим ответом был такой: Хотелось быть послушной, хорошей девочкой, завоевать одобрение мамы. Родители (чаще всего мама) не разрешали защищаться. К родительским требованиям добавлялись школьные. Клиенты-женщины часто вспоминали родительское требование в рамках гендерных стереотипов: девочка должна быть мягкой, как героини известных детских фильмов. А клиенты-мужчины такое же стереотипное требование сдержанности: мальчик должен молчать и не расстраивать родителей, чтобы они не переживали.

Примеры воспоминаний клиентов с выученной беспомощностью:

Выученная беспомощность

Женщина, габен: В детстве говорили, что лучше смолчать, отойти, терпеть, как Настенька из «Морозко».

Женщина, штирлиц: Хотелось быть хорошей, родители говорили, что девочка должна быть мягкой.

Женщина, бальзак, 3-й ребёнок в семье: Два старших брата были проблемные. А я хорошая девочка, старалась радовать родителей.

Женщина, достоевский: Мама очень жёсткая, при ней нельзя было распускаться, надо было держать себя в руках.

Женщина, жуков: Мама до сих пор считает меня плохой дочерью. Хотя я многого добилась, получила образование, стала руководителем, меня уважают все, кроме мамы.

Женщина, робеспьер: В школе я не могла воспринимать физику, очень боялась учительницу. У меня прямо паралич воли наступал.

Мужчина, габен: За упрямство меня всегда наказывали. Вроде я и должен быть сильным, но силу свою не показывать.

Мужчина, достоевский: Надо было сдерживаться, не плакать.

Мужчина, жуков: Не могу же я при уважаемых женщинах сказать, куда бы я послал эту секретаршу. В детстве старался не расстраивать маму, чтобы она не переживала, у мамы было слабое здоровье.

Ответы представителей типа жуков отметим отдельно. В данном случае ограничительная функция — белая сенсорика, то есть вопросы физиологии. В реакции ограничительной функции звучит физиологическая лексика, в том числе нецензурная. Но общественные нормы не поощряют её публичное выражение. Поэтому в некомфортных, но социально значимых ситуациях представители данного типа зачастую не проявляют свою ограничительную функцию публично, не выражаются вслух. На типировании для того, чтобы ограничительная функция прозвучала, диагносты должны завоевать доверие клиента, расположить его к себе.

Точно такая же ограничительная у типа наполеон, но представители этого типа, будучи этиками, лучше считывают настрой собеседников и более тонко подбирают уместные в конкретной ситуации выражения.

В нашей практике встречалось консультирование целых семей, нескольких поколений. Как оказалось, родители клиентов с выученной беспомощностью из-за заблокированной ограничительной функцией имеют собственные проблемы, перегрузку по слабым функциям, в том числе по 4-й, болевой. Так, клиентка максим вспоминала: «Надо было быть хорошей, завоевывать одобрение мамы, мама была строгая». А её мама жуков, с перегруженной болевой функцией, в свою очередь, вспоминала свою маму, её строгие требования быть вежливой, тактичной.

Выученная беспомощность

Как показывают наши исследования, недоразвитие ограничительной функции — не просто сознательно выбранная взрослым человеком стратегия поведения, облегчающая адаптацию в обществе. Сдерживание свободных проявлений ограничительной функции происходит в возрасте до 7 лет под влиянием родительских установок.

А уже потом, во взрослом возрасте, данная особенность подкрепляется социальным окружением и человек начинает сам ценить свою бесконфликтноть. Так строит свою жизнь, подбирает такие коллективы, где выученная беспомощность поощряется на уровне корпоративных и семейных ценностей.

Родители взрослых людей с выученной беспомощностью испытывали, а иногда и до сих пор продолжают испытывать хроническую перегрузку по болевой функции. И продолжают ориентировать своих давно выросших детей на бесконфликтное поведение.

Заблокированная ограничительная функция зачастую оборачивается вовнутрь, начинает работать на самоограничение. Тогда человек в ситуации внешнего давления склонен считать, что это с ним что-то не так, что он всегда и во всём сам виноват.

Чаще всего данные случаи выученной беспомощности встречаются у клиентов от 30 до 40 лет. У клиентов старше 50 лет блокировка ограничительной функции встречается крайне редко. По одной из наших гипотез, возможно, это связано с ослаблением контролирующей роли родительской фигуры в этом возрасте. Так ли это, покажет время, когда поколение Y перешагнёт данную возрастную планку.

Мы заметили, что клиенты с заблокированной ограничительной функцией в своих ответах вспоминали сказки и их экранизации, где поощрялось бесконфликтное поведение, терпение, сдержанность. Но все эти фильмы и мультфильмы были созданы раньше, их смотрели и предыдущие поколения детей. Однако на заметного влияния на работу ограничительной функции более старших поколений данные сюжеты не оказали.

Новым же явлением для детства поколения Y стали сериалы, преимущественно латиноамериканские. Их в те годы всей семьёй. В них, как и в сказках, положительный персонаж — добрая, терпеливая, «хорошая девочка» в конце получает награду — долгожданную взаимную любовь и замужество. Возможное влияние сериалов на блокировку ограничительной функции значительной части поколения Y нам ещё предстоит исследовать.

Выученная беспомощность

Так или иначе, блокировка ограничительной функции не помогает, а, напротив, усложняет жизнь. Люди с активной 7-й функцией менее остро переживают нагрузку на 4-ю и негатив на 5-ю функцию, т.к. готовы защищать свои границы. Люди с заблокированной 7-й функцией более зависимы и инфантильны.

Популярные тренинги бесконфликтности, как правило, закрепляют негативный шаблон и усиливают беззащитность человека, мешают видеть и отстаивать свои личные границы. И наоборот, активные усилия человека по принятию себя со всеми своими особенностями, разрешение себе проявлять злость освобождает ограничительную функцию. Так, мужчина, достоевский по типу, признался нам: «Мне стало легче, когда я услышал от своего психолога: «Не надо путать усилие и насилие над собой».

Освобождение ограничительной функции может проходить в кабинете психолога, но гораздо быстрее и эффективнее этому способствует знание основ соционики и принятие себя в своем типе информационного метаболизма.

Первый этап этого процесса начинается уже на консультации, когда клиент, слыша от нас рассказ об особенностях своего типа, получая ответы на свои вопросы, узнаёт себя, в том числе и по ограничительной функции: «Возможно, я не всегда отвечаю именно так, но мне хочется так ответить».

А дальше, когда человек приходить учиться на курс Основы соционической диагностики, узнавание, принятие себя в типе становится более глубоким. Соционическая грамотность помогает снизить остроту проблемы выученной беспомощности, способствует снятию самоограничений и восстановлению естественной работы ограничительной функции. Однако это процесс достаточно сложный, требующий от человека большой внутренней работы.

Решить проблемы выученной беспомощности помогает грамотное соционическое воспитание детей. Развитие ребёнка с превышением возрастной нормы по сильным функциям, защита слабых, подчёркивание настоящих талантов ребёнка помогает ему вырасти здоровой, сильной и счастливой личностью.

Особое внимание работе ограничительной функции следует уделять в возрасте до 7 лет, когда она активно развивается и наполняется. Именно тогда происходит тонкая настройка её реагирования, с учётом социальной приемлемости и адекватности ситуации.

Выученная беспомощность


Список литературы:

Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. Сост. Л. Филиппов // Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 1998

Виниченко В.А., Кочергина Т.В. и др. Влияние гендерных различий на формирование трудовых ценностей работника // Экономика труда / №11, 2022 — Первое экономическое издательство, 2022

Ермак В.Д. Возрастное развитие и информационное наполнение психики

Удалова Е.А. Соционика. Основы диагностики // Москва, 2011

Удалова Е.А. СОЦИОНИКА. Модель А шаг за шагом // Москва, 2018

Хорошавкина А.В. Выученная беспомощность как следствие блокировки ограничительной функции — проблема современного общества // Доклад на 37 Международной конференции по соционике, 2021

 

 

Москва 2024