Дмитрий Колмычёк

СОЦИОТИП ЭЛИНЫ АВРААМОВНЫ БЫСТРИЦКОЙ

Элина Быстрицкая — одна из успешных советских актрис кинематографа и театральной сцены. Начала сниматься в кино в 1950 году, играть в театре — с 1958 года. Ей принадлежат звания заслуженного артиста СССР, РСФСР, народного артиста РСФСР, а также большое количество других почетных званий, степеней и наград. Одна из самых известных ролей Элины Авраамовны — это роль Аксиньи из экранизации романа Шолохова «Тихий Дон».

С помощью анализа текстов интервью, данных актрисой, попробуем определить ее социотип.

«Для меня на первом месте работа»

Элина Авраамовна очень деятельный человек. Уже после того, как ей исполнилось 60 лет, она в течение 17 лет она возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР; была почетным президентом Федерации бильярда, являлась членом Совета по культуре при Президенте РФ. Помимо педагогической деятельности в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина, Быстрицкая — президент созданного ею благотворительного фонда в поддержку искусства и науки. Хорошие организаторские способности Элины Авраамовны говорят о деловой логике как о сильной функции ее социотипа:

Быстрицкая: «Для меня на первом месте работа, то есть театр и кино, а также преподавание в Щепкинском училище. Лет десять назад я увидела своими глазами, как студенты падают в голодные обмороки. И тут же сказала себе, что костьми лягу, но постараюсь помочь ребятам. Я решила создать специальный благотворительный фонд, обратилась к Ельцину, меня поддержал Лужков. Вскоре фонд заработал, и нам удалось добиться увеличения стипендий для наших студентов, и сегодня вместе с тем, что они подрабатывают в театре, они хоть не голодают. Если уж чем-нибудь я могу гордиться в этой жизни, так это созданием этого благотворительного фонда».

Театр и кино для Быстрицкой работа. Даже вхождение в роль рассматривается как последовательный технологический процесс:

Вопрос: Чего вы ждете от режиссера? Что он даст вам — исчерпывающие указания, как играть роль, или, наоборот, предоставит вам свободу действий?
Ответ: Я должна знать, о чем наш спектакль и какова моя задача в роли. Если я знаю, чего хочу в каждом эпизоде, то все в порядке.
Вопрос: Как вы работаете над ролью? Что для вас важно — «услышать» или «увидеть» свою героиню?
Ответ: Я должна видеть свою героиню каким-то внутренним зрением каждую минуту пребывания в роли. Пока это не сложится, идут наметки, как белые нитки в шитье. А потом образ складывается и дорабатывается в процессе исполнения.

Сильный деловой логик не боится сложных организационных задач. Профессия режиссера как человека, который организовывает весь съемочный процесс, вызывает живой интерес:

Вопрос: А вам никогда не хотелось самой стать режиссером?
Ответ: Почему же, очень даже хотелось, я даже знаю, что бы я хотела поставить. Но я не получила этой возможности.
Вопрос: Что касается вашей работы в спектакле «Любовный круг», который на днях будет показан по телеканалу «Культура», вы довольны итоговым спектаклем?
Ответ: Как я могу говорить, понравился или не понравился? Я работаю, и для меня это — радость. Я люблю выходить на сцену, я люблю делать то, что я могу. И, конечно, люблю, когда зритель хорошо принимает мою работу. Чувствовать зал — это большая радость.

Восприятие театра и кино как работы, которую нужно добросовестно выполнять, незаурядные организаторские способности, отношение к вхождению в роль как к задаче, четко поставленной и реализуемой по шагам — все это говорит о том, что одна из сильных функций актрисы — логика действий. А широкий спектр интересов и направлений деятельности Быстрицкой (кино, театр, педагогика, бильярд, благотворительность и т. п.) с большей степени вероятности можно отнести к признаку «экстраверсия».

«У меня не было стремления быть красивой»

Элина Быстрицкая очень уверенно чувствует себя в деловых и рабочих вопросах, однако о сфере личных отношений она предпочитает не говорить или демонстрирует такой же строгий логический подход, как и к работе:

Вопрос: А как в жизни? В личной жизни вы тоже сохраняли бойцовские качества?
Ответ: Я была самостоятельной. Во всем и всегда. Я принимала решения, я поступала так, как я считала нужным.
Вопрос: Но замуж ведь вас просили выйти? Я понимаю, что за вами было решение — выходить или нет. Но в этом случае инициатива принадлежала не вам.
Ответ: Это правда. Я согласилась, но я не добивалась этого. Я добивалась квартир для кого-то, я ходила, доказывала, чтобы кого-то в больницу положить вовремя. Я учредила в 1994 году благотворительный фонд для учащихся театральных вузов… А для себя я добивалась только работы. Я двадцать семь лет прожила с мужем, любила его и сама с ним рассталась. И больше про личное не будем, я предупреждала вас.

Обладая слабой этикой, сложно почувствовать, хочет ли человек услышать правду или нет. Для логика факт есть факт — независимо от погоды за окном, настроения или желания собеседника его услышать:

Вопрос: Ваше прямодушие мешало вам?
Ответ: Очень сильно мешало. Я себе позволяла многое. Я не понимала, что говорить правду нужно не всегда.

Вопрос: Когда вы узнали, что красивы?
Ответ: В 1941 году. Услышала, но не согласилась. Пришла домой, долго смотрела в зеркало и поняла, что шутка. И у меня не было стремления быть красивой. Стремление появилось, когда я влюбилась.

Со слабой этики отношений трудно увидеть, какое впечатление производится на людей. Даже если речь идет о молодой и красивой девушке.

«Я была взрослой, сильной и очень уверенной в справедливости»

Быстрицкая — человек, который хорошо чувствует свой организм и знает, как следить за своим здоровьем. Она охотно делится этой информацией с окружающими, а ее жизненная активность в 82 года тому подтверждение:

Быстрицкая: «Если я сегодня в хорошей физической форме, это главным образом потому, что я начала серьезно относиться к физкультуре, вопросам питания и личной гигиены почти полвека назад, точнее, с двадцати восьми лет. И заметьте, что в те времена не было никаких фитнес-клубов, тренажеров, никаких гербалайфов или тайских таблеток. Но уже тогда я поняла, что нельзя полагаться только на природу, что в огромной степени мы сами делаем себя».
«С тех пор, то есть без малого полвека, я каждый день дома занимаюсь физическими упражнениями. Раньше по 2 часа в день, сейчас по часу. Никаких тренажеров у меня нет и никаких особых упражнений тоже. Только те, что знают все. Единственное, что мне нужно, — это пол и коврик. Согласитесь, это есть у всех, было бы желание не распускать себя. Главное — давать себе нагрузку каждый день, регулярно».

Следует отметить, что способность самостоятельно поддерживать определенный режим дня в течение 50 лет — это яркий признак рациональности.

Уверенность в своей силе, пробивные качества, способность не только дать отпор хулигану, но и не испугаться давления начальства и отстоять свою позицию, — признаки сильной сенсорики:

Вопрос: А за что вас хотели выгнать из комсомола в театральном институте?
Ответ: Я хулигана ударила так, что он отлетел. Я стояла возле входа в аудиторию, где должна была прочитать педагогу сказку о Ленине, потому что вечером мое выступление на траурном ленинском вечере. Это была весна 1953 года. Вы же знаете, что такое весна 1953 года. Двадцать пять минут текста, и я, прикрыв глаза, его повторяю. И в это время свист мне в ухо.
Вопрос: Вас осудили?
Ответ: Конечно. И в райкоме потребовали, чтобы я положила на стол комсомольский билет. Я сказала: вы можете издалека посмотреть на него, я его получала на фронте и вам не отдам.
Вопрос: Что давало силы так себя вести?
Ответ: Я была абсолютной комсомолкой. Я была защитницей СССР. Я была участницей войны. Я добивалась всего сама. Я все могла. Я была взрослой, сильной и очень уверенной в справедливости. Я два месяца походила с выговором, потом его сняли.

Читателям знакомым с соционикой также следует обратить внимание, что четкое понимание своих прав, а также отсылка к собственному безупречному статусу, в стрессовой ситуации (комсомолка, защитница СССР, участница войны…) является проявлением структурной логики в седьмой ячейке модели «А».

Сильная деловая логика, сенсорика, а также структурная логика в позиции ограничительной функции, выявленные в интервью, позволяют нам прийти к выводу о том, что Элина Быстрицкая относится к социотипу логико-сенсорный экстраверт — «Штирлиц».

«Пойти на нечестный поступок, чтобы иметь больше, я не смогу»

Социотип «Штирлиц» является сенсорным экстравертом. Для людей такого типа характерна установка на престиж. Им важен высокий должностной статус, награды, первые места, — это стимул для них и показатель собственной успешности.

Из многочисленных званий Элины Авраамовны, наград, руководящих должностей и ответов в интервью данный признак прослеживается:
Вопрос: Вы попросились на роль?
Ответ: Я не на роль попросилась. Я на роль никогда в жизни ни у кого не просилась. Я услышала, что Герасимов будет снимать фильм, и ахнула — я всегда восхищалась «Тихим Доном». И попросила разрешения принять участие в пробах. Проба — это конкурс, на равных условиях с другими.

В пятой ячейке Модели «А» логико-сенсорного экстраверта находится этика отношений. Образцы морали, глубоко усвоенные в детстве, остаются на всю жизнь. То, что в них не вписывается, воспринимается с большим потрясением:

Вопрос: Где вы берете силы?
Ответ: В жизненных принципах, которые стараюсь не нарушать. Это то, что дано родителями, воспитанием, передано генетически. В конечном счете, это касается вопросов нравственности.
Вопрос: Интриги, зависть, предательство — как вы справлялись с этим?
Ответ: У меня всегда было правило: никогда никому сознательно не делать зла. Бабушка говорила: нельзя, Бог накажет. У нас в семье было: это порядочно, это непорядочно. И я знала: сделаешь кому-то плохо — обязательно вернется.

Быстрицкая: Я не думаю, какой у меня характер. Я думаю, как жить.

Вопрос: Это главный вопрос молодости — и вы до сих пор его себе задаете?
Ответ: Да. И я стараюсь жить достойно. Мне бывает очень трудно, но я никогда не жалуюсь. Я была в делегации в Париже, и нас повели в «Лидо». Давно. Я первый раз увидела голых женщин в перьях, как стадо дрессированных лошадей. Я расплакалась. Я скрыла слезы, но мне стало так больно…
Вопрос: За них?
Ответ: За них… Я в то время не понимала, что есть разные люди, разные возможности, разная психология. И разные способы зарабатывать деньги. Просто это не для меня.

Болевая функция у «Штирлица» — интуиция времени. Человеку со слабой интровертной интуицией тяжело даются разговоры о времени, возрасте и старении. А предложение пофантазировать на тему времени вызывает растерянность:

Вопрос: Если бы вам пришлось начинать сейчас — было бы легче или труднее?
Ответ: Понятия не имею. Я и сейчас совсем не легко работаю. Но чего я хотела в жизни — добивалась. Хотя было трудно. Хотела стать актрисой — стала. Мечтала о Малом театре — я в него попала. Когда стала актрисой, захотела быть хорошей актрисой — и, мне кажется, стала. Мне достаточно.
Вопрос: Что значит красиво стареть?
Ответ: Я вообще не думала о том, красиво или некрасиво. Надо достойно жить.

Быстрицкая: «У меня нет тоски по чему-то ушедшему, чего я не смогла. Да, я что-то не сыграла, но зато сделала что-то иное. Вообще у меня всегда что-нибудь есть, и это что-нибудь обязательно интересное. Я интересно живу. А ко времени и возрасту отношусь философски. Конечно, надо думать о том, сколько осталось, — но для того, чтобы все успеть!»

Заключение

Для «Штирлица» свойственны такие качества, как практичность, «чувство ресурса», экономический склад ума. Они прекрасные организаторы и технологи. Также люди данного типа отлично чувствуют свое тело, умеют создать комфорт для себя и окружающих. «Штирлицы» часто становятся успешными руководителями.

Слабые стороны типа — плохое чувство времени, стиля, низкие прогностические способности. Кроме того, внушаемая этика отношений делает людей данного типа легкой добычей для разного рода подхалимов, льстецов и брачных аферистов.

К данному социотипу относятся такие люди, как А. Цекало, С. Федоров, И. Кобзон, О. Газманов, Л. Слиска, Л. Титова, а также персонаж из мультфильма «Шрек» — фея-крестная.


Список использованных материалов:

Комсомольская правда. Статья: Увидев меня, Шолохов сказал: «Вот Аксинья!»

Новая Газета. Статья: Сколько осталось, чтобы все успеть?

Новые Известия. Статья: Я очень хотела стать режиссером

Аргументы И Факты. Статья: К возрасту я отношусь философски