Е.А. Удалова
ИМЕЕТ ЛИ ТИМ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ? ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Когда на первом занятии по Базису Юнга выясняется, что каждый человек имеет не только сильные, но и слабые функции, моментально встает вопрос, а как же гении? Идея того, что талантливый человек талантлив во всем, которая разрушила немало судеб, очень сложно убирается из сознания. Для многих признание того, что существует область жизни, в которой он принципиально не достигнет полного совершенства, почему-то представляется обидным ограничением его свободной души. Это не так. И даже прямо наоборот. Знание своих сильных и слабых сторон делает человека свободным в принятии решений. А амбиции по слабым функциям портят жизнь.
В рамках своего типа человек может добиться огромного успеха, если применяет именно сильные функции, которые всегда помогут ему избежать ошибок и сориентироваться в нестандартных ситуациях.
Для наглядной иллюстрации мы можем рассмотреть фигуру Леонардо да Винчи (1452 — 1519), чья гениальность и уникальность общепризнана. К счастью, он оставил нам огромное количество своих записок, в которых типовые черты просматриваются достаточно ясно.
Чарльз Николл, современный биограф Леонардо, писал: «До наших дней дошло более семи тысяч листов рукописей, а тысячи других когда-то существовали, но были утеряны. Возможно, что-то из наследия великого художника еще будет обнаружено… Рукописи — это карта разума Леонардо… Величайший урок, который дают нам рукописи Леонардо, заключается в том, что в них все подвергнуто сомнению, исследовано, изучено до принципов, лежащих в основе изучаемого».
Из одного этого факта — наличия огромного количества регулярных записей и стремления к анализу всего, что видел вокруг себя Леонардо, вытекает обоснованное положение, что тип его относится к рационально-логической группе.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Это ориентация на традиционные ценности, на накопление и передачу опыта, планирование и выполнение планов, подведение итогов и выработку методик. В записях Леонардо мы часто встречаем постановку задач и скрупулезное выяснение причин изучаемых явлений, ориентацию на ценности достижений разума и подробные методики изображения, например теней и светов.
- Итак, говорю я тебе, которого природа обращает к этому искусству: если ты хочешь обладать знанием форм вещей, то начинай с их отдельных частей и не переходи ко второй, если ты до этого недостаточно хорошо усвоил в памяти и на практике первую. Если же ты поступишь иначе, то потеряешь время или, поистине, очень растянешь обучение. И я напоминаю тебе — научись прежде прилежанию, чем быстроте. (Леонардо да Винчи)
- Будь таким образом готов терпеливо выслушивать мнение других; рассмотри хорошенько и подумай хорошенько, имел ли этот хулитель основание хулить тебя, или нет; если ты найдешь, что да, — поправь; а если ты найдешь, что нет, — то сделай вид, будто не понял его, или, если ты этого человека ценишь, приведи ему разумное основание того, что он ошибается. (Леонардо да Винчи)
- Правда, что нетерпение, мать глупости, именно и хвалит краткость, как будто нам не было бы достаточно жизни для получения цельного познания об одной-единственной частности, каковою является человеческое тело. (Леонардо да Винчи)
БАЗОВАЯ СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА
Вазари, написавший жизнеописание Леонардо, в ХVI веке, рассказывает такой эпизод: так, например, в математике за немногие месяцы, что он ею занимался, он достиг таких успехов, что непрерывными сомнениями и сложностями не раз ставил в тупик учителя, у которого обучался.
В Трактате о живописи Леонардо да Винчи читаем:
- Никакое человеческое исследование не может быть названо истинной наукой, если оно не проходит через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, которые начинаются и кончаются в душе, обладают истиной, то этого нельзя допустить, а следует отрицать по многим основаниям. И, прежде всего, потому, что в таких умозрительных рассуждениях отсутствует опыт, без которого ни в чем не может быть достоверности.
- Живопись представляет чувству с большей истинностью и достоверностью творения природы, чем слова или буквы, но буквы представляют слова с большей истинностью, чем живопись. Мы же скажем, что более достойна удивления та наука, которая представляет творения природы, чем та, которая представляет творения творца, т. е. творения людей, каковыми являются слова; такова поэзия и подобное ей, что проходит через человеческий язык.
- Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, для которой перспектива — руководитель и вход, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи.
- У человека, который движется, центр тяжести будет над центром ноги, которая опирается на землю.
- Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они в праве порицать меня, ссылаясь ни то, что я человек без книжного образования. Глупый народ! Не понимают они, что, как Марий ответил римским патрициям, я мог бы так ответить им, говоря: «Вы, что украсили себя чужими трудами, вы не хотите признать за мною права на мои собственные».
- Если ты хочешь увидеть, как душа человека населяет его тело, посмотри, как его тело выполняет повседневные занятия. Если последние в беспорядке, то душа содержит тело в расстроенном и запутанном состоянии.
- Математики обладают «высшей определенностью».
- Увлекающиеся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда. практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата — перспектива, и без нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи.
- Кто мало думает, тот много ошибается.
- Науки, доступные подражанию, таковы, что посредством их ученик сравнивается с творцом и так же производит свой плод. Они полезны для подражателя, но не так превосходны, как те, которые не могут быть оставлены по наследству подобно другим материальным благам. Среди них живопись является первой. Ей не научишь того, кому не позволяет природа, как в математических науках, из которых ученик усваивает столько, сколько учитель ему прочитывает. Ее нельзя копировать, как письмена, где копия столь же ценна, как и оригинал. С нее нельзя получить слепка, как в скульптуре, где отпечаток таков же, как и оригинал в отношении достоинства произведения; она не плодит бесконечного числа детей, как печатные книги.
Леонардо изучал работы Эвклида, свидетельством чему служат записи в двух книгах, относящихся к концу 90-х годов XV века (после 40 лет жизни).
Мы отчетливо видим здесь приоритет структурной логики над всеми остальными способами познания мира. При этом надо понимать, что в ХV веке это не было таким поголовным увлечением как в наши дни. Исследовательская пытливость в средневековой Италии была скорее редким исключением, «чернокнижием», чем всеобщим стандартом. Далее интересны переводы других аспектов в белую логику в попытке «проанализировать» даже то, что на анализ вообще не рассчитано.
ТВОРЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Около 50 областей точных и естественных наук входили в круг интересов Леонардо. Кажется, не было такой сферы жизни, куда Леонардо не обратил свой взгляд: ботаника, зоология, анатомия, оптика, химия, аэродинамика, религиоведение, инженерное дело… Беспредельное любопытство к миру в целом, богатое воображение, разнообразие интересов, поиски единых причин, управляющих реальностью — это признак сильной интуиции возможностей.
- Эта милостивая природа позаботилась так, что ты во всем мире найдешь, чему подражать. (Леонардо да Винчи)
- Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме. (Леонардо да Винчи)
- Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоминаю, что пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения, чем ум живописца побуждается к новым изобретениям, будь то к композициям битв животных и людей или к различным композициям пейзажей и чудовищных предметов, как то чертей и тому подобных вещей, которые станут причиной твоей славы, так как неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям. (Леонардо да Винчи)
Занимаясь анатомией человеческого мозга, Леонардо да Винчи стремится найти в нем вместилище души. Запись 2 апреля 1489 (37 лет):
- Душа, по-видимому находится не во всем теле, а в зоне мозга, называемой «общее чувство», где сходятся данные от всех пяти чувств.
Разрабатывая идею полета, Леонардо задумался и о парашюте:
- Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов, то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела.
Более 35 000 слов и 500 набросков в его работах посвящены летательным машинам (например, он предвидел создание планера и вертолета), природе воздуха и полету птиц. В работе «Codice sul volo degli uccelli» (Кодекс о полете птиц), созданной в 1505 — 1506 годах (53 года), Леонардо описал ряд своих наблюдений и концепций. Эта рукопись служит иллюстрацией его необычайно широких знаний, теорий и идей в различных областях искусства и науки.
При сильной творческой интуиции возможностей человеку необходимо чувство свободы. Открытые возможности проявлять себя — основное условие его ощущения достойной жизни. Вазари описывает такую его привычку: «…часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу».
Чарльз Николл: В 65 лет Леонардо не утратил умения удивлять. Мастерство никогда ему не изменяло.
Чарльз Николл: Свобода, как написал однажды Леонардо, «главнейший дар природы». Все, что мы знаем об этом человеке, говорит о том, что ограничения любого рода — физические, профессиональные, интеллектуальные, эмоциональные — были для него невыносимы.
РОЛЕВАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ
Итак, формальная логика интуиция и рациональность дают нам тип Робеспьер. Понимание человеческих отношений в этой модели не выходит за рамки стандартных пользовательских программ. Вежливость, умение поддержать беседу, нежелание конфликтов, знание правил поведения — это все что можно ожидать от Робеспьера. Сам он, переводя размытые этические образы в четкие рамки формальной логики, пытается отыскать строгие меры отношений и причины чувств.
- Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела. Этому следует учиться у немых, так как они делают это лучше, чем все другие люди. (Леонардо да Винчи)
- Поистине, великая любовь порождается великим знанием того предмета, который ты любишь, и если ты его не узнаешь, то лишь мало или совсем не можешь его любить; и если ты его любишь за то благо, которого ты ожидаешь от него, а не ради собственной его высшей доблести, то ты поступаешь как собака, которая виляет хвостом и радуется, прыгая перед тем, кто может дать ей кость. Но если бы она знала доблесть этого человека, то она любила бы его гораздо больше, если бы она эту доблесть могла иметь в виду. (Леонардо да Винчи)
- Мужчина, который соединяется с женщиной агрессивно и насильно, рождает детей раздражительных и не заслуживающих доверия. Но если половой акт происходит по любви и взаимному желанию, дети рождаются выдающегося ума, живости и привлекательности. (Леонардо да Винчи, на листе с анатомическими рисунками, относящемся к 1507 году)
- Соблюдай благопристойность [decoro], т. е. приличие жеста, одежды, места и соответствие достоинству или незначительности тех предметов, которые ты хочешь изобразить, а именно: царь должен быть с бородою, с важностью в лице и в одежде; помещение должно быть украшено окружающие должны стоять с почтением и восхищением; одежды должны быть достойными и соответствующими важности царского двора. А незначительные — должны быть без украшений, незаметны и ничтожны. Окружающие должны быть такими же, с жестами подлыми и самонадеянными, и все члены их тела должны соответствовать такой композиции. И жесты старика не должны быть похожи на жесты юноши; жесты женщины — на жесты мужчины, жесты взрослого человека — на жесты ребенка. (Леонардо да Винчи)
- У женщин и девушек не должно быть жестов расставленных или слишком раскрытых, так как это обнаруживает смелость и полное отсутствие стыда; а сдвинутые [ноги] обнаруживают боязливую стыдливость. (Леонардо да Винчи)
- Костюмы фигур должны быть приспособлены к возрасту и благопристойности, т.е. старый должен быть облачен в тогу, а юноша украшен таким костюмом, который едва закрывал шею выше плеч, за исключением тех [юношей], которые посвятили себя религии. (Леонардо да Винчи)
- Если фигуры не делают жестов определенных и таких, которые членами тела выражают представление их души, то фигуры эти дважды мертвы: мертвы преимущественно потому, что живопись сама по себе не живет, она — выразительница живых предметов без жизни, а если к ним не присоединяется жизненность жеста, то они оказываются мертвыми и во второй раз. (Леонардо да Винчи)
Здесь мы видим обычный для рациональных логиков перевод живой этики в правила поведения — этикет.
БОЛЕВАЯ ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА
Болевая точка этого типа — волевая сенсорика. И именно на эту тему мы среди тысяч заметок почти не видим высказываний, хотя войны вокруг него велись непрерывно, подчиняться силе было принято, эпидемия чумы бушевала, а жестокость была нормальным состоянием среды. В заметке о композиции мельком проскакивает оценка войны.
- В исторических сюжетах делай сокращения всеми способами, как тебе придется, и особенно в битвах, где по необходимости случаются бесконечные искривления и выгибы участников такого раздора или, лучше сказать, зверского безумства. (Леонардо да Винчи)
- Как только родится Добродетель, она порождает против себя Зависть, и скорее будет тело без тени, чем Добродетель без Зависти. (Леонардо да Винчи)
- Война — самый жестокий вид безумия. (Леонардо да Винчи, 1502 год, 50 лет)
- Кто боится опасности, тот от нее и погибает. (Леонардо да Винчи)
Вопросы престижа власти, агрессии не понятны с болевой волевой сенсорики. Попытки оттеснить кажутся недопустимой агрессией, покушения на территорию — бессовестным нападением.
СУГГЕСТИВНАЯ ЭТИКА ЭМОЦИЙ
Леонардо много раз был устроителем зрелищ и карнавалов. Оглушительный успех этих его предприятий был обусловлен опять же, работой по сильным функциям — бурной фантазии и инженерной мысли, воплощающей спецэффекты.
Чарльз Николл приводит следующее описание одной из постановок: «Свет был погашен, голубой шелковый занавес медленно приподнялся, и перед глазами собравшихся предстал Рай: он был представлен в форме половины яйца, внутренняя поверхность которого была покрыта золотом. Множество огней представляло звезды. В отдельных нишах стояли все семь планет в соответствии со своим статусом, низким или высоким. Вокруг верхней границы этой полусферы располагались двенадцать знаков [зодиака], держа фонари за стеклом, что делало представление галантным и прекрасным. В этом Рае мы услышали множество песен и много нежных и прекрасных звуков».
Из многочисленных отзывов становится ясно, что декорации и костюмы Леонардо произвели глубокое впечатление на зрителей. Театральная работа давала Леонардо возможность создавать фантастические, экзотические, гротескные образы, что было невозможно в живописи, придумывать нужные для этого механизмы.
Позднее он назвал музыку «представлением вещей невидимых и бестелесных».
В 1490 году Леонардо осуществил небольшой эксперимент в области гармонии и записал его:
- Тронутая струна лютни находит ответ и приводит в слабое движение другую подобную струну той же высоты на другой лютне, и в этом убедишься ты, положив на струну, соответствующую той, которая приведена в звучание, соломинку.
Вазари описывает такой эпизод: «Леонардо был с большим почетом отправлен к герцогу для игры на лире, звук которой очень нравился этому герцогу… он победил всех музыкантов, съехавшихся туда для игры на лире». Однако ручная лира, сконструированная Леонардо, была весьма необычна. Она имела форму лошадиного черепа, покрытого серебром, и этот корпус служил более мощным резонатором, обеспечивая лучшее звучание. Леонардо аккомпанировал себе, импровизируя музыку и стихи.
Мы видим, что при всем энтузиазме, который вызывала у него возможность устроить праздник на целый город, подходил он к этому с инженерной точки зрения, включая и свою необъятную фантазию.
РЕФЕРЕНТНАЯ СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ
Леонардо с большим успехом обучался живописи. И это характерно именно для референтной функции: все стандартные приемы она усваивает хорошо и с удовольствием. Однако, чтобы превзойти учителя здесь требуется подход с сильных функций. И мы видим,что в Трактате о живописи, например, очень подробно расписаны правила наложения теней или изображения предметов на разных планах. Очень скрупулезно расписаны тени от первого до седьмого порядка с объяснениями, как распределять цвета и оттенки при этом. Все переводится опять в правила.
- Живопись превосходит музыку и господствует над нею, ибо она не умирает непосредственно после своего рождения, как несчастная музыка; наоборот, она остается в бытии, и то, что в действительности является только поверхностью, показывает тебе себя как живое. (Леонардо да Винчи)
- Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти. (Леонардо да Винчи)
- Женщин следует изображать со стыдливыми движениями, ноги должны быть тесно сдвинуты, руки сложены, голова опущена и склонена вбок. (Леонардо да Винчи)
- Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи. (Леонардо да Винчи)
- Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные, или, допустим, жалкие, то и над ними он властелин и бог. (Леонардо да Винчи)
Вот некоторые образцы сенсорных шуток Леонардо, характерных для его времени.
- Одного художника спросили, почему на своих картинах он рисует таких красивых людей, а детей произвел на свет некрасивых. «Потому, — отвечал художник, — что картины я делаю днем, а детей ночью. (Леонардо да Винчи)
- Одна женщина мыла сукно, и от холода у нее ноги очень покраснели; проходивший неподалеку некий священник спросил в изумлении, отчего происходит такая краснота; женщина ему мигом ответила, что такое явление происходит потому, что внизу у нее огонь. Тогда священник положил руку на тот член, который делал его больше священником, чем монахом, и, прижавшись к ней, стал сладким и смиренным голосом ее просить, чтобы милости ради, зажгла она немножко его свечу. (Леонардо да Винчи)
Но белая сенсорика остается функцией детского блока внушаемой и послушной. Чарльз Николл приводит такой эпизод с любопытной математической записью Леонардо: «Примерно на трех четвертях длины текст внезапно обрывается резким «etcetera» [и так далее]. Последняя строка похожа на часть теоремы — почерк художника тверд и уверен, но в действительности мы читаем «perche la minesstra si fredda». Леонардо бросил работу, «потому что суп остывает». Это была последняя его запись».
ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА
Деловая логика сильная функция типа. Все расчеты и расходы Леонардо контролировал вполне разумно, что видно по многочисленным записям. Он умел торговаться с заказчиком и отстаивать свои права на гонорары и наследство. И его брошенные работы — это тоже знак ограничительной деловой логики. Этот тип лучше не будет делать то, что не соответствует его представлениям об идеальном, что произведет халтуру.
Вазари. «Говорят, что однажды, когда он пришел в банк за своим содержанием, которое он ежемесячно получал от Пьеро Содерини, кассир хотел выдать ему несколько кульков с грошами, он, однако, не пожелал их брать, заявив: «Я не грошовый живописец».
- Итак, ты, живописец, не владеющий этими правилами, дабы избежать порицания понимающих [людей], стремись срисовывать все, что ты делаешь, с натуры и не забрасывай изучения, как делают алчные до наживы люди. (Леонардо да Винчи)
- Существует некоторый род живописцев, которые вследствие своего скудного обучения, по необходимости, живут под покровом красоты золота и лазури; они с величайшей глупостью заявляют, что они, мол, не берутся за хорошие вещи ради жалкого вознаграждения и что и они сумели бы сделать хорошо, не хуже другого, лишь бы им хорошо платили. Так посмотри же на глупое племя! Разве не могут они задержать какое-либо хорошее произведение, говоря: «Это на высокую цену, это — на среднюю, а это — сортовый товар», и показать, что у них есть произведения на всякую цену? (Леонардо да Винчи)
- Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатств. (Леонардо да Винчи)
В записных книжках он порицал людей, «которые жаждут одного лишь материального богатства и напрочь лишены тяги к мудрости, которая и есть главное средство и истинно надежное богатство ума».
- Если ты будешь учиться и как следует шлифовать свои произведения теорией двух перспектив, ты оставишь произведения, которые доставят тебе больше почестей, чем деньги, ибо деньги почитают ради их самих, а не ради того, кто ими обладает: последний всегда становится магнитом зависти и денежным ящиком воров, и знаменитость богача исчезает вместе с его жизнью; остается знаменитым сокровище, а не собиратель сокровищ. (Леонардо да Винчи)
А вот наставление о подражании цвету листвы.
- Те, которые не хотят полностью довериться своему суждению при подражании настоящему цвету листвы, должны взять лист того дерева, которому они хотят подражать, и по нему изготовлять свои смеси: и когда эту смесь уже нельзя больше отличить по цвету от такого листа, тогда ты можешь быть уверен, что такой цвет полностью подражает листу, и так же ты можешь сделать с другими, которых ты хочешь подражать. (Леонардо да Винчи)
ФОНОВАЯ ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ
Во всех без исключения описаниях Леонардо мы встречаем слова о том, что он далеко опередил свое время, что совершил открытия, которые человечеству стали доступны только через несколько веков. Вертолеты, планеры, парашюты велосипед, пулемет, и даже спасательный круг — то немногое, что было задумано им без единой надежды осуществить это на уровне техники своего времени. Его прогностические способности поражают и сейчас, его проекты были революционны и осуществимы только в далеком будущем. Он как бы видел это будущее, чертил планы идеальных городов, изменений русла рек, проекты прекрасных соборов. Его время было плотно занято изучением и изобретением того, в чем нуждалось человечество.
- У нас нет недостатка в приборах, измеряющих жалкие наши дни, которые лучше было бы не расточать попусту, не оставляя никакой памяти в умах людей. (Леонардо да Винчи)
ИНТРОВЕРСИЯ
Восприятие мира через собственное отношение сквозит во всех записях Леонардо. Он писал их во втором лице, обращаясь к себе: «ты должен», «возьми такую-то краску», «спроси у того-то о книге», «не лги о прошлом»… Сфокусированность на собственном интересе определила и тематику его записей. Он пишет обо всем, что попалось на глаза и показалось интересным. Зарисовки цветов и странных лиц, водных потоков и летящих птиц уживаются на листах с геометрическими задачами и счетами за покупки.
- Чтобы телесное благополучие не портило благополучия разума, живописец или рисовальщик должен быть отшельником и в особенности, когда он намерен предаться размышлениям и рассуждениям [о том], что, постоянно появляясь перед глазами, дает материал для памяти, чтобы сохраниться [в ней]. И если ты будешь один, ты весь будешь принадлежать себе. И если ты будешь в обществе одного единственного товарища, ты будешь принадлежать себе наполовину, и тем меньше, чем больше будет нескромность его поведения. (Леонардо да Винчи)
- Живописец должен искать уединения и размышлять о том, что он видит, и разговаривать с собою, выбирая самые превосходные части образов каждой виденной им вещи, поступая подобно зеркалу, которое превращается во столько цветов, сколько их существует у поставленных перед ним предметов. И поступая так, он становится как бы второй природой. (Леонардо да Винчи)
- Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (Леонардо да Винчи)
- Так и люди, порой бездумно покидают глухие сельские уголки, устремляясь в шумные многолюдные города, где тотчас оказываются во власти суеты, неутолимой жажды и людей, полных нескончаемых бед. (Леонардо да Винчи, из басни Камень и дорога)
- Если ты будешь со многими, то будешь еще больше подвергаться подобным неудобствам; и если бы ты захотел сказать: я буду поступать по-своему, я буду держаться в стороне, чтобы я смог лучше наблюдать формы природных вещей, то я говорю, что это плохо выполнимо, так как ты не сможешь сделать так, чтобы часто ухо твое не было открыто для их болтовни. Нельзя служить двум господам. Ты будешь плохим товарищем, а еще хуже будет результат размышлений об искусстве. И если ты скажешь: я буду настолько держаться в стороне, что их слова не достигнут меня и не помешают мне, то на это я тебе говорю, что тебя будут считать за чудака; но не видишь ли ты, что, поступая так, ты тоже оказался бы в одиночестве? (Леонардо да Винчи)
РЕЗЮМЕ
Таким образом, из анализа собственных записей Леонардо, у нас вырисовывается тип РОБЕСПЬЕР. И мы видим, что это нисколько не умаляет его невероятных достижений. Наоборот. Здесь как раз ясно, что именно подход с сильных функций к сюжетам, относящимся к слабым функциям, обеспечивает успех и необыкновенное решение разноплановых задач абсолютно нестандартными методами.
Это лишний раз подтверждает мысль, что гармоничный человек не тот, кто пытается доказать всем вокруг, что он по всем вопросам молодец. Нет. Человек гармоничный в своем типе, подходящий к любым задачам с хорошо наполненных и натренированных сильных функций может получить недоступные многим результаты, если не будет предавать свою природу.
ЛИТЕРАТУРА
Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского // Впервые полностью переведенная на русский язык А. А. Губером и В. К. Шилейко, под общей редакцией А. Г. Габричевского и со вступительной статьей В. Н. Лазарева
Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. // Academia, 1935
Николл Чарльз. Леонардо да Винчи. Полет разума // Азбука-Аттикус, 2004
Джорджо Вазари. Жизнеописание Леонардо да Винчи // Эксмо, 2005
Шово Софи. ЖЗЛ. Леонардо да Винчи // Молодая Гвардия, 2017
Москва 2020