Е.А. Удалова

ИМЕЕТ ЛИ ТИМ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ? ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Когда на первом занятии по Базису Юнга выясняется, что каждый человек имеет не только сильные, но и слабые функции, моментально встает вопрос, а как же гении? Идея того, что талантливый человек талантлив во всем, которая разрушила немало судеб, очень сложно убирается из сознания. Для многих признание того, что существует область жизни, в которой он принципиально не достигнет полного совершенства, почему-то представляется обидным ограничением его свободной души. Это не так. И даже прямо наоборот. Знание своих сильных и слабых сторон делает человека свободным в принятии решений. А амбиции по слабым функциям портят жизнь.

В рамках своего типа человек может добиться огромного успеха, если применяет именно сильные функции, которые всегда помогут ему избежать ошибок и сориентироваться в нестандартных ситуациях.

Для наглядной иллюстрации мы можем рассмотреть фигуру Леонардо да Винчи (1452 — 1519), чья гениальность и уникальность общепризнана. К счастью, он оставил нам огромное количество своих записок, в которых типовые черты просматриваются достаточно ясно.

Леонардо да Винчи

Чарльз Николл, современный биограф Леонардо, писал: «До наших дней дошло более семи тысяч листов рукописей, а тысячи других когда-то существовали, но были утеряны. Возможно, что-то из наследия великого художника еще будет обнаружено… Рукописи — это карта разума Леонардо… Величайший урок, который дают нам рукописи Леонардо, заключается в том, что в них все подвергнуто сомнению, исследовано, изучено до принципов, лежащих в основе изучаемого».

Из одного этого факта — наличия огромного количества регулярных записей и стремления к анализу всего, что видел вокруг себя Леонардо, вытекает обоснованное положение, что тип его относится к рационально-логической группе.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Это ориентация на традиционные ценности, на накопление и передачу опыта, планирование и выполнение планов, подведение итогов и выработку методик. В записях Леонардо мы часто встречаем постановку задач и скрупулезное выяснение причин изучаемых явлений, ориентацию на ценности достижений разума и подробные методики изображения, например теней и светов.

БАЗОВАЯ СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА

Вазари, написавший жизнеописание Леонардо, в ХVI веке, рассказывает такой эпизод: так, например, в математике за немногие месяцы, что он ею занимался, он достиг таких успехов, что непрерывными сомнениями и сложностями не раз ставил в тупик учителя, у которого обучался.

В Трактате о живописи Леонардо да Винчи читаем:

Леонардо изучал работы Эвклида, свидетельством чему служат записи в двух книгах, относящихся к концу 90-х годов XV века (после 40 лет жизни).

Мы отчетливо видим здесь приоритет структурной логики над всеми остальными способами познания мира. При этом надо понимать, что в ХV веке это не было таким поголовным увлечением как в наши дни. Исследовательская пытливость в средневековой Италии была скорее редким исключением, «чернокнижием», чем всеобщим стандартом. Далее интересны переводы других аспектов в белую логику в попытке «проанализировать» даже то, что на анализ вообще не рассчитано.

ТВОРЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Около 50 областей точных и естественных наук входили в круг интересов Леонардо. Кажется, не было такой сферы жизни, куда Леонардо не обратил свой взгляд: ботаника, зоология, анатомия, оптика, химия, аэродинамика, религиоведение, инженерное дело… Беспредельное любопытство к миру в целом, богатое воображение, разнообразие интересов, поиски единых причин, управляющих реальностью — это признак сильной интуиции возможностей.

Занимаясь анатомией человеческого мозга, Леонардо да Винчи стремится найти в нем вместилище души. Запись 2 апреля 1489 (37 лет):

Разрабатывая идею полета, Леонардо задумался и о парашюте:

Леонардо да Винчи

Более 35 000 слов и 500 набросков в его работах посвящены летательным машинам (например, он предвидел создание планера и вертолета), природе воздуха и полету птиц. В работе «Codice sul volo degli uccelli» (Кодекс о полете птиц), созданной в 1505 — 1506 годах (53 года), Леонардо описал ряд своих наблюдений и концепций. Эта рукопись служит иллюстрацией его необычайно широких знаний, теорий и идей в различных областях искусства и науки.

При сильной творческой интуиции возможностей человеку необходимо чувство свободы. Открытые возможности проявлять себя — основное условие его ощущения достойной жизни. Вазари описывает такую его привычку: «…часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу».

Чарльз Николл: В 65 лет Леонардо не утратил умения удивлять. Мастерство никогда ему не изменяло.

Чарльз Николл: Свобода, как написал однажды Леонардо, «главнейший дар природы». Все, что мы знаем об этом человеке, говорит о том, что ограничения любого рода — физические, профессиональные, интеллектуальные, эмоциональные — были для него невыносимы.

РОЛЕВАЯ ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

Итак, формальная логика интуиция и рациональность дают нам тип Робеспьер. Понимание человеческих отношений в этой модели не выходит за рамки стандартных пользовательских программ. Вежливость, умение поддержать беседу, нежелание конфликтов, знание правил поведения — это все что можно ожидать от Робеспьера. Сам он, переводя размытые этические образы в четкие рамки формальной логики, пытается отыскать строгие меры отношений и причины чувств.

Здесь мы видим обычный для рациональных логиков перевод живой этики в правила поведения — этикет.

БОЛЕВАЯ ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА

Болевая точка этого типа — волевая сенсорика. И именно на эту тему мы среди тысяч заметок почти не видим высказываний, хотя войны вокруг него велись непрерывно, подчиняться силе было принято, эпидемия чумы бушевала, а жестокость была нормальным состоянием среды. В заметке о композиции мельком проскакивает оценка войны.

Леонардо да Винчи

Вопросы престижа власти, агрессии не понятны с болевой волевой сенсорики. Попытки оттеснить кажутся недопустимой агрессией, покушения на территорию — бессовестным нападением.

СУГГЕСТИВНАЯ ЭТИКА ЭМОЦИЙ

Леонардо много раз был устроителем зрелищ и карнавалов. Оглушительный успех этих его предприятий был обусловлен опять же, работой по сильным функциям — бурной фантазии и инженерной мысли, воплощающей спецэффекты.

Чарльз Николл приводит следующее описание одной из постановок: «Свет был погашен, голубой шелковый занавес медленно приподнялся, и перед глазами собравшихся предстал Рай: он был представлен в форме половины яйца, внутренняя поверхность которого была покрыта золотом. Множество огней представляло звезды. В отдельных нишах стояли все семь планет в соответствии со своим статусом, низким или высоким. Вокруг верхней границы этой полусферы располагались двенадцать знаков [зодиака], держа фонари за стеклом, что делало представление галантным и прекрасным. В этом Рае мы услышали множество песен и много нежных и прекрасных звуков».

Из многочисленных отзывов становится ясно, что декорации и костюмы Леонардо произвели глубокое впечатление на зрителей. Театральная работа давала Леонардо возможность создавать фантастические, экзотические, гротескные образы, что было невозможно в живописи, придумывать нужные для этого механизмы.

Леонардо да Винчи

Позднее он назвал музыку «представлением вещей невидимых и бестелесных».

В 1490 году Леонардо осуществил небольшой эксперимент в области гармонии и записал его:

Леонардо да Винчи

Вазари описывает такой эпизод: «Леонардо был с большим почетом отправлен к герцогу для игры на лире, звук которой очень нравился этому герцогу… он победил всех музыкантов, съехавшихся туда для игры на лире». Однако ручная лира, сконструированная Леонардо, была весьма необычна. Она имела форму лошадиного черепа, покрытого серебром, и этот корпус служил более мощным резонатором, обеспечивая лучшее звучание. Леонардо аккомпанировал себе, импровизируя музыку и стихи.

Мы видим, что при всем энтузиазме, который вызывала у него возможность устроить праздник на целый город, подходил он к этому с инженерной точки зрения, включая и свою необъятную фантазию.

РЕФЕРЕНТНАЯ СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ

Леонардо с большим успехом обучался живописи. И это характерно именно для референтной функции: все стандартные приемы она усваивает хорошо и с удовольствием. Однако, чтобы превзойти учителя здесь требуется подход с сильных функций. И мы видим,что в Трактате о живописи, например, очень подробно расписаны правила наложения теней или изображения предметов на разных планах. Очень скрупулезно расписаны тени от первого до седьмого порядка с объяснениями, как распределять цвета и оттенки при этом. Все переводится опять в правила.

Леонардо да Винчи

Вот некоторые образцы сенсорных шуток Леонардо, характерных для его времени.

Но белая сенсорика остается функцией детского блока внушаемой и послушной. Чарльз Николл приводит такой эпизод с любопытной математической записью Леонардо: «Примерно на трех четвертях длины текст внезапно обрывается резким «etcetera» [и так далее]. Последняя строка похожа на часть теоремы — почерк художника тверд и уверен, но в действительности мы читаем «perche la minesstra si fredda». Леонардо бросил работу, «потому что суп остывает». Это была последняя его запись».

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА

Деловая логика сильная функция типа. Все расчеты и расходы Леонардо контролировал вполне разумно, что видно по многочисленным записям. Он умел торговаться с заказчиком и отстаивать свои права на гонорары и наследство. И его брошенные работы — это тоже знак ограничительной деловой логики. Этот тип лучше не будет делать то, что не соответствует его представлениям об идеальном, что произведет халтуру.

Леонардо да Винчи

Вазари. «Говорят, что однажды, когда он пришел в банк за своим содержанием, которое он ежемесячно получал от Пьеро Содерини, кассир хотел выдать ему несколько кульков с грошами, он, однако, не пожелал их брать, заявив: «Я не грошовый живописец».

В записных книжках он порицал людей, «которые жаждут одного лишь материального богатства и напрочь лишены тяги к мудрости, которая и есть главное средство и истинно надежное богатство ума».

А вот наставление о подражании цвету листвы.

ФОНОВАЯ ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ

Во всех без исключения описаниях Леонардо мы встречаем слова о том, что он далеко опередил свое время, что совершил открытия, которые человечеству стали доступны только через несколько веков. Вертолеты, планеры, парашюты велосипед, пулемет, и даже спасательный круг — то немногое, что было задумано им без единой надежды осуществить это на уровне техники своего времени. Его прогностические способности поражают и сейчас, его проекты были революционны и осуществимы только в далеком будущем. Он как бы видел это будущее, чертил планы идеальных городов, изменений русла рек, проекты прекрасных соборов. Его время было плотно занято изучением и изобретением того, в чем нуждалось человечество.

Леонардо да Винчи

ИНТРОВЕРСИЯ

Восприятие мира через собственное отношение сквозит во всех записях Леонардо. Он писал их во втором лице, обращаясь к себе: «ты должен», «возьми такую-то краску», «спроси у того-то о книге», «не лги о прошлом»… Сфокусированность на собственном интересе определила и тематику его записей. Он пишет обо всем, что попалось на глаза и показалось интересным. Зарисовки цветов и странных лиц, водных потоков и летящих птиц уживаются на листах с геометрическими задачами и счетами за покупки.

Леонардо да Винчи

 

РЕЗЮМЕ

Таким образом, из анализа собственных записей Леонардо, у нас вырисовывается тип РОБЕСПЬЕР. И мы видим, что это нисколько не умаляет его невероятных достижений. Наоборот. Здесь как раз ясно, что именно подход с сильных функций к сюжетам, относящимся к слабым функциям, обеспечивает успех и необыкновенное решение разноплановых задач абсолютно нестандартными методами.

Это лишний раз подтверждает мысль, что гармоничный человек не тот, кто пытается доказать всем вокруг, что он по всем вопросам молодец. Нет. Человек гармоничный в своем типе, подходящий к любым задачам с хорошо наполненных и натренированных сильных функций может получить недоступные многим результаты, если не будет предавать свою природу.


ЛИТЕРАТУРА

Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского // Впервые полностью переведенная на русский язык А. А. Губером и В. К. Шилейко, под общей редакцией А. Г. Габричевского и со вступительной статьей В. Н. Лазарева

Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т. // Academia, 1935

Николл Чарльз. Леонардо да Винчи. Полет разума // Азбука-Аттикус, 2004

Джорджо Вазари. Жизнеописание Леонардо да Винчи // Эксмо, 2005

Шово Софи. ЖЗЛ. Леонардо да Винчи // Молодая Гвардия, 2017

 

Москва 2020