Е.А. Удалова
В декабре 2000 года мы с моими тогдашними учениками провели семинар, посвященный соционическому типу апостола Павла. Мы прочитали и обсудили его послания. И после двухчасового разговора пришли к выводу, что собственных текстов Павла совершенно достаточно, чтобы определить его тип информационного метаболизма. Протокол этого семинара был напечатан. Сегодня я думаю, пришло время для подробного разбора всех функций модели, чтобы в наши выводы получили еще более четкое подтверждение.
Здесь использованы только те Послания, которые, несомненно, по мнению исследователей, принадлежат самому Павлу:
Вместе с апостолом Петром Павел называется «первоверховным» апостолом. До обращения его называли Савл из Тарса. В этом городе, существующем и сейчас в Турции, есть колодец на месте дома Павла и церковь, посвященная Св. Павлу. Сюда приходят паломники.
Как воинствующий фарисей, Савл участвовал в преследовании первых христиан, заточая их в тюрьмы. Он выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там арестовывать последователей учения Иисуса Христа. На пути в Дамаск от внезапного ярчайшего света с неба он ослеп и, услышав укоризненный голос Иисуса, уверовал в Него. Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение.
|
|
Уже в Дамаске Савл стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Затем на Кипре обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, после этого Савл именуется Павлом. Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова.
Проповедовал он учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма. Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его требованию в Рим, поскольку являлся римским гражданином и имел право на то, чтобы его судили в Риме. Там по приговору суда он был обезглавлен 29 июня, в день, когда распяли апостола Петра
Самое раннее из известных изображений Апостола Павла, датируемое второй половиной 4 века. Было найдено в одной из катакомб Рима, в которой собирались ранние Христиане.
Изображения из катакомб
Идею христианства должны были подхватить и пронести по миру сильные и энергичные люди, одним из которых был апостол Павел. ТИМ Апостола Павла можно установить с хорошей достоверностью. От него осталось большое количество текстов.
Кто такой апостол Павел до своего озарения? Это один из самых образованных людей своего времени. Иудей, книжник, знающий закон, и почитающий его. Это видно из того, как он часто и свободно цитирует Закон, как он хорошо в нем ориентируется.
Апостол Павел не знал Иисуса лично, а из его учеников знал только одного, Новый Завет принял на личном опыте. Это был катарсис, связанный с переживанием человека.
Павел знал назубок всю схоластику. Что нового ему нужно было усвоить? Что открылось ему через встречу с Христом? Спасение — торжество, ликование, единство с Богом, полное доверие к нему и эмоциональное принятие. Соединение с Богом происходит не через дела закона, а через это абсолютное доверие. Именно об этом послания Апостола Павла — не богословский трактат, а исповедь души.
Самый выпуклый и несомненный юнговский признак типа Павла — это экстраверсия. Карта его путешествий поражает воображение. Пешком, верхом и на деревянных кораблях он исходил все Средиземноморье.
Везде он проповедовал во дворцах и на площадях, организовывал христианские общины и помнил обо всех своих питомцах. Послания Павла содержат множество имён и сведений о братьях в разных общинах и об их проблемах и вопросах. В них практически нет субъектных меток, только события, которые привели к данной проповеди.
Свою миссию он видел в том, чтобы обратить в христианскую веру многие народы, и это его ничуть не смущало. Он так и делал. Проповедовал, наставлял, скрывался от гонений, когда не удавалось, сидел в тюрьмах, но снова проповедовал при первой же возможности.
Его помнили, ждали, спасали от преследований, пересказывали наставления и приключения — в общем, личность эта была известной во всех землях Средиземноморья.
Само количество его посланий, множество адресатов, а также биография, многочисленные его путешествия, связанные с постоянным преодолением преград, включая тюремные, дают представление о деятельном, кипучем человеке. Он постоянно в движении, в заботах, о Римлянах, Коринфянах, Галатах, Ефесянах. Филиппийцах и т.д.
«Я должен и Еллинам, и варварам, мудрецам и невеждам» (1 п. К Римлянам)
«Непрестанно молю Бога моего за вас» (1 п. К Коринфянам)
«Благодарю Господа моего при всяком воспоминании о Вас» ( к Филиппийцам)
«…не переставем о вас молиться и просить» (к Колоссянам)
«всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших» (Фессалоникийцам)
Все это написано с искренней страстностью, нет в этом преувеличения. Он действительно молился, горевал и радовался за тысячи человек и вместе с ними.
Проповеди и послания Павла построены на многочисленных подробных примерах. В них содержатся рекомендации по разрешению различных жизненных ситуаций, образцы поведения, советы, ссылки на авторитеты.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению» (к Рим. Гл.13, ст. 1,2)
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. Гл. 14, ст.34,35)
«Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, — не говорю «вы», — похвалившись с такою уверенностью.
Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор» (2 Кор. Гл.9, ст. 3,4,5)
«Но будьте друг ко другу добры и сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (к Еф. Гл.4, ст.32)
«Будьте подражатели мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. Гл.11, ст.1,2)
«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (к Рим. Гл.15, ст.4)
«Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами» (к Фил. Гл.4, ст.9)
Идея сохранения и передачи нравственных норм содержится в каждом послании Апостола Павла, как основная ценностная установка. Он не устает разъяснять и уточнять, что соответствует, а что не соответствует Божьему замыслу.
Все эти соображения и речи, переполненные сенсорными примерами, а так же, яркая эмоциональность и довольно слабые логические построения позволяют выдвинуть гипотезу о том, что тип Апостола Павла — этико-сенсорный рациональный экстраверт, Гюго, или Энтузиаст по внутренним псевдонимам соционики. Рассмотрим, как подтверждается модель этого типа реальными высказываниями самого Павла.
Сильная осознанная этика эмоций тоже проявляется достаточно четко. Речь Павла яркая, энергичная, образная. Рассуждения о радостях царствия небесного увлекают, вызывают желание приобщиться. Тем более что для этого достаточно верить и любить Господа, который всех спас от адских мук. Демонстрации чудесных исцелений, производящие ошеломляющее впечатление на зрителей — тоже из его арсенала агитатора и пропагандиста новой веры.
Следующие высказывания Павла дают представление о яркости образов, которые он использует.
«Желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы исполниться мне радости» (2 Тим.1:4)
«утешиться с вами верою общею» (к Рим. Гл.1, ст.12)
«злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды… и т.д.» (к Рим. Гл.1, ст.30)
«скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое, напротив честь и слава и мир всякому, делающему доброе, во первых Иудею, потом и Еллину» (к Рим. Гл.2, ст.9-10)
«яд аспидов на губах их, уста их полны злословия и горечи» (к Рим. Гл.2, ст.12)
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и Святом Духе» (к Рим. Гл.14, ст.17)
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь.
За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фесс. Гл.5, ст.15-18)
Эмоциональность его речи заметна даже через века и многочисленные переводы. Можно себе представить, какое впечатление производили красочные выступления этого человека на полуграмотных людей, которые, собственно, не знали никаких развлечений, кроме субботних собраний в синагоге.
Послания наполнены конкретными образами и сенсорными метафорами. Павел обращается к ощущениям своих адресатов и бытовым примерам.
Сама жизнь Апостола Павла — подчинение плоти духу, об этом — большая часть его проповедей. Так относиться к своему телу может человек огромной силы воли. Но он не заставляет всех терпеть и переносить лишения, а призывает каждого исходить из своих сил, более того, предупреждает не осуждать тех, кто может терпеть мало. Он — истинный заботливый садовник. Как экстраверт — он считается с субъектами и их возможностями.
О своей плоти он вообще не слишком задумывается. Надо значит надо. Спать под открытым небом на камне, переплывать море, болтаться в шторм на обломке корабля…
Сенсорных высказываний — множество:
«строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, сена, соломы, каждого дело обнаружится…» (1 Кор. Гл.3, ст.12)
«Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор. Гл.5, ст.6)
«Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна…» (1 Кор. Гл.12, ст.21)
«Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах…» (1 Кор. Гл.3, ст.2)
«Что посеет человек, то и пожнет» (к Гал. Гл.6, ст.7)
«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (к Рим. Гл.10, ст.16-21)
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (к Рим. Гл.12, ст. 4,5)
«Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. Гл.3, ст.3)
«Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. Гл.6, ст.16,17)
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. Гл.7, ст.1-5)
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (к Рим. Гл.14, ст.21)
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. Гл.8, ст.8)
Самого Христа Апостол Павел воспринял как рациональный сенсорик. Пока сам не ослеп и не прозрел, и на личном сенсорном опыте не убедился в его могуществе — не поверил. Он, знающий и чувствующий свое тело прекрасно, полностью доверял своим ощущениям. И чудо с его ослеплением и последующим прозрением, было для него настолько реально, что никто из последующих его критиков не посмел усомниться в нем.
Двумерная, пользовательская деловая логика типа Гюго позволяет овладевать многими ремеслами и усвоить множество шаблонов, достаточных, чтобы выполнять работу в исполнительском режиме. Причем, в ролевой позиции эти навыки представляют предмет гордости человека и желание делиться своими знаниями (не слишком оригинальными) с окружающими.
Мы видим, что Павел владел ремеслом изготовления палаток и мог подробно наставлять людей кому и чем следует заниматься. Вряд ли он мог обучить кого-то, все же, это творческий процесс. Но как исполнитель он вполне мог зарабатывать себе на хлеб.
«После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним;
и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. Гл.18, ст.1-3)
«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении;
увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (к Рим. Гл.12, ст.6-8)
«Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1 Кор. Гл.14, ст.5-13)
«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. Гл.20, ст.33-35)
«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —
не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. Гл.3, ст.6-10)
Самая слабая и тревожная из всех функций модели типа — болевая — здесь интуиция времени. Все вопросы будущего и истории, своевременности и перспективы представляются крайне туманно и примитивно. Пугает смерть, как конец всего, напрягают внезапные события.
В свете этих особенностей типа, учение о жизни вечной в славе и блаженстве очень привлекательно. Особенно, когда для этого надо просто уверовать и преданно любить Бога и слушаться Его указаний.
Замечательны рассуждения Апостола Павла о смерти. Смерть здесь относится к вопросу времени, тленности, исчезновения навсегда. Она для Павла есть результат греховной жизни, естественный исход греха. Его послания — о преодолении смерти. Сам факт воскресения Христа вселяет в Павла уверенность, что и всех своих приверженцев Иисус воскресит и даст жизнь вечную.
«Нынче, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод Ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (к Рим. Гл.6, ст.22)
Вопросы времени постоянно переводятся сильные эмоции и ощущения — на сильные функции типа.
«Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в вас» (к Рим. Гл.8, ст.18)
Здесь не сказано «с вечностью», а «славою» — понятие из словаря экстравертной этики. Вся проповедь Павла есть проповедь победы над временностью, тленностью, смертью. Победа над временностью происходит через славу Божью.
«Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее
Ни высота, ни глубина, на другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (к Рим. Гл.8, ст.38)
«Когда же настанет совершенное, то то, что отчасти прекратится» (1 Кор. Гл.13, ст.10)
Совершенное вместо вечного, отчасти вместо временного. Замена интуитивных понятий сенсорными.
«Проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот…» (1 Кор. Гл.7, ст.31,32)
Сам он заботится о том, чтобы уберечь своих чад от тленности, временности, преходящего, приобщить их не к вечному, а к славе.
«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
чтобы достигнуть воскресения мертвых» (к Фил. Гл.3, ст.8-11)
О врагах Христа:
«Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (к Фил. Гл.3, ст.19-21)
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. Гл.4, ст.13-17)
Суггестивная слабая подсознательная формальная логика не является опорой типа, к которому относится Апостол Павел. Обычно логические теории и законы вызывают у этого типа бурный энтузиазм, уважение и некритическое доверие. Он знал законы не хуже книжников, потому что искренне их любил, и сам когда-то проводил в жизнь.
Интерес Павла к закону со своей суггестивной функции — совершенно понятен. Закон, это то, что принимается Павлом на веру, без комментариев, со всем уважением. Без уважения к этим, существующим, законам невозможно (и как этик, он это прекрасно понимал) проводить идею Нового Завета в жизнь.
Уничтожается ли закон новой верой для обрезанных — этому посвящено самое первое его послание. Апостол Павел переводит логику, слабую функцию своего подсознания в базовую функцию — этику.
«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего как самого себя» (Гал. Гл.5, ст.14)
Формальные схемы Павел трактовал недостаточно ясно, путался в разъяснениях. На это уже в древности обращали внимание. Его размышления о законе требуют многочисленных уточнений, комментариев.
Например, в 7-ой главе Послания к Римлянам разбираются отношения христиан с законом на примере супружеских отношений.
«Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (к Рим. Гл.7, ст.1-6)
Вряд ли он имел в виду, что вдова мертва с точки зрения закона. Скорее это риторический прием, призванный показать, что при определенных условиях мирские законы теряют силу и заменяются законами духовными.
Странным кажется и соображение, что закон порождает грех, хотя и заповедь свята и праведна, но посредством ее и грех становится крайне грешен…
«Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (к Рим. Гл.7, ст. 9-13)
«Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (к Рим. Гл.11, ст.4-6)
Следует ли из этого, что дела, не важны, если дана благодать? А хорошие дела исключают благодать? Вряд ли…
«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (к Рим. Гл.12, ст.20,21)
Сомнительное добро — собирать на голову врага горячие уголья… Слабая линейная функция не замечает противоречий, возникающих в двух последовательных фразах.
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. Гл.3, ст.6)
При слабой логике удобно думать, что в буквах разбираться не нужно, если соблюдать главное — любить Господа всем сердцем. Ведь спасение не в законе. Законы уже перешли в прошлое, в них нет спасения.
«Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником» (Гал. Гл.2, ст.17,18)
Здесь тоже не очень понятно, почему греховно созидать то, что сам разрушил, к тому же, непонятно, как это поясняет предыдущий стих.
Интуиция возможностей в модели Гюго слабая, но пользовательская функция. По ней приятно получать подарки, она с интересом относится к сюрпризам и верит в чудеса. Само его чудесное ослепление и прозрение произвело на Павла очень яркое впечатление, потому что касалось именно этой функции, относящейся к зоне «внутреннего ребенка».
Сны и знамения, явления ангелов и собственная способность к исцелению воспринимаются как очень ценный подарок свыше, бесспорное доказательство Божьей заботы и своей избранности.
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (3 Кор. Гл.4, ст.16-18)
К таким явлениям, например, относится история с кораблекрушением вблизи Мальты. Павлу было видение, что корабль разобьется, но никто из команды не пострадает. Он объявил это капитану и был спокоен все время катастрофы. Поскольку так оно и вышло, вера укрепилась не только в нем, но и во всей команде.
Седьмая позиция модели А содержит ограничительную функцию. С нее происходит самозащита, борьба с раздражителями, прекращение нежелательных контактов. По ней же все, что раздражает или пугает, подвергается жесткой критике.
Ограничительная этика отношений проявляется в речи Павла, когда он обличает не верящих в Христа и тех, кто лицемерно прикрывается законом и формальностями. Тут его лексика красочна и многогранна, образы отвратительны, безнравственны и вполне убедительны.
«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Потому предал их Бог постыдным страстям…
так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (к Рим. Гл.1, ст.16-31)
Даже когда он описывает любовь, в силу свойств ограничительной функции, его описания идут через отсутствие: она не предаёт, не завидует… наконец, не перестаёт. Конечно, про любовь трудно сказать что-то конкретное. Это ведь не логическое понятие, оно не имеет определения. Но описать позитивный пример, вызывающий нужные чувства, можно. Здесь описание через отсутствие негативных качеств — дань структуре личности Павла.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. Гл.13, ст.1-8)
А вот высказывание по поводу «неразумных».
«Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» (2 Кор. Гл.11, ст.19)
Его этические выступления оценочны, энергичны и адекватны ситуации. Ряд перечислений всегда полный, подробный. Там где иррациональному этику хватило бы пары примеров, Павел использует целый ряд обличений:
«нет разумевающего; никто не ищет Бога;
все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
Уста их полны злословия и горечи.
Ноги их быстры на пролитие крови;
разрушение и пагуба на путях их;
они не знают пути мира.
Нет страха Божия перед глазами их.
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
потому что все согрешили и лишены славы Божией» (к Рим. Гл.3, ст.11-23)
Сильная бессознательная волевая сенсорика Гюго постоянно контролирует территорию, опасности, приближение врагов и проводит подавление всех попыток нападения или просто угроз. Она же позволяет взять себя в руки и проявить настойчивость, мужество, терпение или чувство собственного достоинства. Может этот тип также защитить, поддержать или подтолкнуть к действию менее решительных партнеров.
«Хвалимся скорбями, зная что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…» (к Рим. Гл.5, ст.3,4)
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. Гл.6, ст.12)
В минуту опасности расправы Павел с достоинством сообщает, что он римский гражданин, поэтому его следует судить в Риме, а не убивать возбужденной толпой на площади Иерусалима. И когда его поместили в темницу а не найдя вины хотели потихоньку выпустить, произошло вот что.
«Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.
Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.
Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.
И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города» (Деян. Гл.16, ст.36-39)
«Фест, желая сделать угождение Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом?
Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.
Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься» (Деян. Гл.25, ст.9-12)
Павел был казнен в Риме отсечением головы, как подобает гражданину Рима без унизительных пыток и издевательств.
Мы видим, что для пропаганды и распространения Учения выбран идеально подходящий тип личности. Экстравертный, невероятно энергичный, сильный и уважающий умные концепции, обещающие бессмертие.
Дух первой квадры, к которой относится Гюго — это романтическое стремление осуществить всеобщие идеалы свободы, равенства братства. Роль Гюго в квадре — пестование и трансляция этических норм. Огромная энергетика, экспертное понимание сущности любви, настоящая воля и творческая забота о людях, ориентация на вечные нравственные ценности и, наряду с этим, безоговорочное принятие новых правил жизни — делают Павла идеальным последователем, на своем примере пропагандирующим новую нравственную концепцию жизни.
Такие люди сами стройных концепций не создают, углубиться во внутреннюю жизнь не могут. Но в деле пропаганды им нет равных. Опять соционика показывает нам на очень ярком примере, что успешное внедрение эффективно работающей концепции может быть только в дополняющей паре. Данное учение пережило двухтысячелетнюю историю и все ещё полно потенций.
Однако надо отметить, что образы Апостола Павла в живописи повсеместно уклоняются в представление некоего воздушного существа, не от мира сего, тонкого и задумчивого. Это не так. Мы, опираясь на собственные тексты Павла, показали его тип информационного метаболизма. Тип Гюго сильный, пробивной, с мощной энергетикой. Он хороший психолог и неважный мыслитель, скорее водитель толп, чем углубленный в себя искатель истины. А в культуре изображается Павел по большей части хрупким и самоуглублённым страдающим мучеником, что совершенно не оправдано.
Гюго энергичны артистичны и жизнерадостны, они сильные и веселые, любят, когда их слушают многие или важные люди и очень жизнеспособны. Так что, больше всего соответствуют типу изображения Павла в базилике Сан-Витале в Равенне, фреска из церкви Святой троицы в Сапочанах и мозаика из монастыря Христа Пантократора в Хоре.
Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна. Италия. VI век |
Фреска из церкви Святой троицы в Сапочанах. Сербия. XIII век |
Мозаика из монастыря Христа Пантократора в Хоре. XIV век |
Но и в этом случае гигантская энергетика типа совершенно не раскрыта в ракурсе проповеди любви. Ни на одной иконе или портрете нет приветливого выражения лица. Даже в изображении братского лобзания с Петром, с которым они не виделись несколько лет, любили друг друга, считали братьями, выражение лиц угрюмо-мученические. А ведь они проповедуют религию любви, великое счастье, которое ждет всех верующих в раю, нежные отношения, которые должны строиться между членами общины…
Ниже приведены образы, категорически не соответствующие типу Апостола Павла, хотя и знаменитые и прекрасные. Но не про этот тип и темперамент. Самоуглубленность, страдальческий вид, витания в нездешних грёзах — не имеют отношения к информационной сущности Св. Апостола Павла.
Нет радости и любви ни на иконах, ни на портретах. Это тоже не соответствует реальности.
Во-первых, мало кого может увлечь нравоучительная речь о том, как правильно жить и терпеть лишения.
Во-вторых, сам тип Гюго ловко работает именно с энергетикой страстей, умеет вызвать в людях обожание и заразить идеей всеобщего счастья, ожидающего тех, кто полюбит Христа. С таким выражением лица, которое изображается на иконах, вряд ли удалось бы убедить многие народы в том, что христианство — это религия любви.
Следовало бы пересмотреть визуальный образ этого человека, чтобы он соответствовал своему типу и темпераменту.
Компьютерная реконструкция на основе исторических и графических источников экспертами-криминалистами Северного Рейна-Вестфалии и дюссельдорфским историком Михаэлем Хеземанном, 2008 год
|
|
|
|
Еще четыре изображения Апостола Павла разными художниками. Эти совершенно разные типажи показывают, что вчитаться в собственную речь человека и проникнуть в суть его характера — задача не очень интересная для мастера. У каждого из них есть своё видение сюжета, и как обычно, выдумать личность персонажа им гораздо проще, чем его понять.
Собор в Реймсе
Москва 2023