Антонина Пушкарева
Редактор: Ирина Иванова
Периодически получаю запросы о помощи от людей, которые, работая в какой-либо сфере, чувствуют, что это «не совсем то», но не могут понять, в чем дело, и пытаются найти свой профессиональный путь в жизни и определить, какие задатки, полученные от природы, развивать. Очередной подобный вопрос стал для меня поводом собрать пазлики в общую картинку как я ее вижу, чтобы на основе своих наблюдений и полученных знаний четче обозначить шаги, которые позволяют двигаться к тому самому искомому ощущению радости от «любимого дела» и реализованности в профессии. Потом, поделившись своим мнением с разными людьми, я поняла, что оно вызывает резонанс, и затронутая проблема оказывается актуальной не только для того, кто обращается за советом. Так и родилась данная статья.
Запрос был следующим:
«Антонина, добрый день. Хочу у Вас попросить совета по профессиональной ориентации. Знаю, что Вы занимаетесь этими вопросами. Может быть, подскажете мне? Мне надоело ждать, когда произойдет озарение и я пойму, чем хочу заниматься. Наверное, душа мне уже не раз подсказывала, а я не слышу или не верю. Столько раз начинала, что не хочется опять делать попытки не в ту сторону. А внутренний потенциал не дает мне спать спокойно, требует выхода. Вот только в чем этот выход? Не могу понять. Буду очень благодарна, если сможете помочь. С уважением, Марина».
Итак, если по сути, то выход из ситуации автору запроса известен: жить от души и делать от души. Звучит банально, но глубина в этой мысли исчерпывающая: в каждом из нас заложены способности, применение которых приносит удовольствие и радость, а их совершенствование мастерство, чувство «полезности» и возможность дарить любовь через свое дело. Суть проста и всем известна. Другой вопрос, что до этой глубины надо еще добраться.
Существует много теорий, как нащупать свой талант и найти любимую работу. Но все они достаточно нетривиальны, чтобы взять и на раз, два, три уловить идею своего любимого дела. И это не удивительно, потому что у нас внутри много составляющих, энергий, «природ», а также много иллюзий и заблуждений, преодолевая которые и осваивая свое внутреннее богатство, человек приближаться к искомому ощущению радости в жизни. А если нет навыка слушать и понимать себя, доверять себе? Что там за дары, таланты есть внутри? Чем стоит заниматься-то в жизни?
Хотелось бы готовых подсказок и решений, «прилетит вдруг волшебник », но Конечно, внешние подсказки существуют, однако я за адекватные ожидания. Стоит понимать, что не возможен готовый ответ извне, какая же деятельность принесет конкретному человеку чувство счастья от самореализованности, поскольку последнее это внутренняя категория, которая взращивается изнутри. А вот ориентиры куда направить свое внимание, с чего начать, как свои задатки разглядеть и где применить такие ориентиры есть, и здесь мысли и опыт тех, кто прошел путь к своему профпризванию, бывает, экономят время жизни.
В свое время я открыла для себя знание, которое указывает направления в области профориентации. Ценность этого полезного инструмента на определенных этапах жизни не могла не оценить и сейчас с удовольствием им делюсь. Природа предусмотрела не только гендерное разделение на два пола, но и информационное разделение, врожденную специализацию на 16 «полов» информационных типов. Это был необходимый шаг эволюции, поскольку слишком велико все многообразие мира. Это деление определяет информационную природу человека, т.е. особенности обмена информацией и вытекающие отсюда наши сильные и слабые стороны в любой деятельности и общении с другими.
Теория информационного метаболизма, или соционика, дает подсказки, помогающие замечать и ценить свои сильные способности, подходить к ним осознанно, доверять им и более уверено на них опираться. Тип обмена информацией, по-другому, тип информационного метаболизма (ТИМ далее) это фактор, который накладывает свой характерный отпечаток на наше восприятие себя и окружающего мира, на общение и выбор работы.
Это достаточно характерный пример, показывающий, что узнавание своей природной информационной специализации и внутреннее принятие своих сильных сторон позволяют человеку ощутить большую уверенность, доверие к себе, причем, прочно прорастающие изнутри, а не те, которые появляются на волне эмоционально накачивающих тренингов. Особенно актуален подобный пример в случаях, когда человек с детства привыкает не доверять себе, не ценить свои способности и сравнивать себя с родительским идеалом и каким-нибудь соседским мальчиком, который «талантлив во всем». Такое, увы, встречается достаточно часто, и в подобных случаях я наблюдаю, как соционика становится бесценным инструментом для растворения многих иллюзий и заблуждений по поводу восприятия самих себя. Безусловно, уровень принятия себя и доверия себе, которые дает духовный план, гораздо глубже. Но очень часто соционические подсказки становятся значимыми шагами на пути к толерантности прежде всего к себе, а также прививают важный навык смотреть в себя, замечать определенные внутренние аспекты и их ценить, меньше завидовать другим и не мерить себя и окружающих по единым шаблонам.
Пройти консультацию по профориентации и типирование, определить свою информационную природу это только первый шаг. По моим наблюдениям, он полезен для расширения горизонтов, но не дает существенных изменений в жизни, пока не сделан следующий шаг: принятие имеющихся «даров», когда мы берем ответственность за них и начинаем их ценить. Однако и этого мало для обретения радости самореализации. Важно позволить себе опираться на свои сильные стороны (использовать «внутренние дары») в своей деятельности и общении с другими с одной стороны, и оставаться самим собой, принимая поддержку от других в вопросах, где наши способности не сильны с другой. А в довершении всего почувствовать искреннее желание приносить пользу в этот мир, делясь своими дарами с другими. Столько шагов вот уже и целое путешествие намечается: путешествие к своей любимой работе.
Итак, отвечая на запрос Марины, я поделилась с ней всем вышеизложенным, чтобы у нее были адекватные ожидания от услуг по профориентации: соционическая консультация по профориентации не дает ответа на вопрос, какое мое любимое дело, но дает подсказки относительно заложенных в человеке способностей и задатков.
После моего ответа у автора запроса возникло желание пройти соционическую консультацию и получить информацию о своих сильных сторонах и их возможных проявлениях в тех или иных видах деятельности, тем самым наметить ориентиры для поиска профпризвания.
На соционической консультации было выявлено, что сильные стороны Марины и ее потенциал лежат в области работы, связанной с психологией, воспитанием, нравственным развитием личности и т.д. Более того, оказалось, что Марина много лет назад работала, задействовав свои сильные стороны, школьным учителем и очень любила эту деятельность, но в силу недоверия к себе и незнания некоторых своих особенностей, характерных для ее ТИМа, «выработалась» и, развернувшись на 180 градусов, ушла на офисную работу. Через несколько дней после консультации пришло такое письмо:
«Антонина, здравствуйте! Вы даже не представляете, что Вы для меня сделали. Ведь я всегда чувствовала, что мое призвание это работа с детьми. Меня увлекала и увлекает педагогика и психология ребенка. Но, работая учителем в школе, я решила, что это не мое, потому что идеальным в то время считался учитель, который является лидером и ведет за собой детей, требовательный и властный. А мне подавлять волю другого человека и быть цербером никогда не нравилось. Я работала по-другому, мне была интересна личность каждого ребенка, я видела, кто как рос и развивался, у кого какие способности, и организовывала классную жизнь так, чтобы дети себя проявляли. Моей целью было создать коллектив, в котором каждому было бы хорошо и где каждый смог бы реализовать себя Иллюзия, конечно, но кое-что мне удалось. Я любила и уважала детей, и они ко мне относились так же.
Второй целью было организовать уроки так, чтобы каждый мог освоить математику, и всем было бы интересно на уроках. Я перечитала море литературы, применяла новые методики, метод Шаталова, училась на курсах повышения квалификации. К некоторым ученикам ходила домой, помогала делать уроки. Я жила работой, это было мое главное увлечение, моя семья. Часто после уроков мы с детьми проводили время вместе. Но я работала по-своему, так, как считала нужным, при этом я очень сильно уставала вести классы по 40 детей, и кроме того, начались гонения, придирки. Если бы я тогда была уверена, что это МОЕ , а я поверила в то, что я не лидер, не учитель обиделась, устала, «выгорела» и ушла. Пошла осваивать бухгалтерию. И вот много лет меня гнетет неудовлетворенность (тогда еще мне председатель родительского комитета сказал, что если я уйду, то нигде не найду в работе удовлетворения, так и случилось). Чем бы я ни занималась, все не то. Вдохновения и удовлетворения не могу получить нигде.
И действительно, как вы и сказали, выработалась я не потому, что не хватало каких-то качеств. Просто мне нужен был маленький коллектив для более глубокого взаимодействия. Это так. Вы открыли мне глаза. Оказывается, это мой путь, а я захлопнула дверь и повесила табличку «не входить». Благодаря Вам я открыла эту дверь и расставила все по местам. Сейчас такое чувство, что я всегда знала, что хочу заниматься только педагогической деятельностью, как шоры с глаз упали. Грустно только, что так поздно Очень Вам благодарна!!! С уважением, Марина».
По моим наблюдениям, нередко человек сам чувствует свои природные способности и знает, чем ему нравится заниматься, но не во всем доверяет себе; или же внести в жизнь изменения ему мешают накопленные страхи и самоограничения. В некоторых случаях совсем небольшие корректировки за счет знания и подсказок извне выводят его на более гармоничное самоощущение в работе. В ситуации с Мариной одной из сложностей была необходимость охватывать классы в 40 человек. Это обусловлено особенностями ее информационного типа игнорирование этих особенностей и привело к «выгоранию» (ТИМ ЭСИ, Драйзер, с часто присущим для таких женщин стремлением скрывать сильную творческую функцию). И всего лишь небольшие поправки могут помочь значительно повысить удовлетворенность от выбранной сферы деятельности.
В подобных ситуациях, когда соционика помогает людям вернуться на прежний профессиональный курс с большей уверенностью в себе или подтверждает их таланты, тем самым давая поддержку в выборе профессиональной деятельности, у меня возникает ощущение несомненно принесенной соционикой пользы, пусть небольшой, но конкретной.
Итого: сделав первый шаг, человек узнает, какие именно, данные с рождения особенности и задатки, позволяют ему экспертно оценивать соответствующие стороны жизни. Эти задатки являются тем потенциалом, который требует своего раскрытия, желает проявиться вовне. И если этот потенциал не реализуется, то человека часто посещает чувство нереализованности и неудовлетворенности.
Для первого шага бывает достаточно соционической консультации: типирование у экспертов и узнавание типичных особенностей ТИМа дает знание о характерных информационных чертах человека. Однако для последующего плодотворного движения желательно изучение закономерностей информационной природы (начать, например, можно с так называемого «Базиса Юнга», дающего первичные сведения об информационных дихотомиях).
Нередко замечаю, что получив подсказки по профориентации, человек просто принимает эту информацию к сведению, как советы о вреде курения или пользе утренней зарядки. Он соглашается с оценками эксперта, поскольку речь идет об объективных индивидуальных проявлениях, которые каждый в себе так или иначе чувствует да, во мне это, правда, есть, но после этого в его жизни ничего не меняется. Практика показывает, что реальные изменения происходят только после того, как человек начинает ценить в себе свои сильные стороны, заложенные природой, и понимать, насколько важны эти информационные аспекты в его собственной жизни и какую огромную пользу другим они приносят. Поэтому делаю вывод, что консультации по профориентации эффективны лишь настолько, насколько их результат дает погружение в знание, а конкретные изменения начинаются с внутренней работы самого человека.
Простое определение ТИМа и чтение его описаний НЕ ДАЕТ настоящей подвижки внутри (оставлю за скобками тему повсеместного ошибочного типирования с помощью тестов, в очередной раз повторив, что в соционике тесты не работают). Только погрузившись в полученное знание, например, побывав в соционической среде или на обучении, и опробовав это знание на практике, можно изнутри оценить свои способности и их действительную значимость. Знакомство и общение с людьми различных ТИМов дает возможность целенаправленно и объективно увидеть, как работают те или иные функции, как проявляются слабые и сильные стороны, как это «красиво» и ценно, когда сильные функции раскрыты и наполнены на 100%, и как это важно для самого человека и для окружающих, чтобы они работали по максимуму. Подобные наблюдения ведут к внутреннему самоосознанию: происходит так называемая «самоидентификация в ТИМе», т.е. принятие своих слабых и сильных сторон, которое в дальнейшем позволяет больше доверять себе и своим внутренним задаткам и более осмысленно к ним относиться. Мало узнать что-то о себе, важно начать дорожить этим и раскрывать это в себе, что и станет основой эффективной и приносящей удовольствие деятельности.
Подобный пример не единственный: людей, не доверяющих себе и своим способностям, к сожалению, очень много. При этом хочу заметить, что я с большим уважением отношусь к тем, кто категорически не разделяет мою любовь к соционике, напоминая мне о том, что все ответы есть у нас внутри, и когда «сердце открыто», то само собой понятно, чем следует заниматься и какие таланты развивать. Это действительно так! Было бы идеально, чтобы каждый с детства умел слушать себя, доверять себе и жить «от души». Однако и собственный опыт, и наблюдения за окружающими показывают, что для многих довериться себе, услышать себя и желания своего сердца это ПУТЬ, и порой путь не близкий. И в такой ситуации соционика оказывается полезным инструментом, который помогает начать движение по этому пути, целенаправленно наблюдать свои способности и на них опираться.
Итого: в результате «второго шага» раскрывается для самого человека ценность, красота и важность его информационных сильных аспектов, его задатков и способностей, которые для самого обладателя становятся «объемными» он начинает чувствовать свою силу и экспертность, становится более уверенным в жизни.
Итак, важно знать свои сильные стороны, развивать их и опираться на них, но при этом необходимо оставлять окружающим пространство для их сильных проявлений и давать им возможность оказывать тебе помощь в твоих слабых функциях. И здесь начинается не менее сложный этап этап верного взаимодействия с другими людьми. По моим наблюдениям, без учета закономерностей человеческой информационной природы в целом обойтись сложно: иначе снова возникнет риск пойти не своей дорогой.
В случае с Мариной такой риск тоже возник. От нее пришло письмо, в котором содержались конкретные мысли о будущей деятельности:
«Антонина, добрый день. Благодаря консультации мои мысли о своем призвании вошли в узкое русло. Отсеялось ненужное. Теперь я думаю над двумя вариантами. Первый открыть детский центр Монтессори (развитие детей 3-6 лет). Об этом я думала уже давно, но сомнения мешали. Была на практике в таком детском садике лет 10 назад. Теперь чувствую: здесь от меня будет наибольшая польза. Я уверена, что смогу понять психологию малыша, увидеть его способности и помочь родителям правильно развивать и направлять своего ребенка, чтобы он реализовал себя.
И второй путь: подтвердить педагогический диплом и пойти работать не учителем математики, а учителем в начальные классы для иностранцев. Здесь и «творчество» в организации уроков, и детская психология, и знакомство с культурой страны, где я теперь живу, и стабильная работа с хорошей зарплатой, все, что мне интересно и нужно.
Антонина, знаете, так важно, чтобы кто-то сказал со стороны, что «в этом твой талант». Потому что сама не чувствуешь свой талант, его же нельзя потрогать, и мы больше внимания уделяем тому, что трудно, а то, что легко, идет как бы само собой Порой кажется: то, что есть в тебе, есть во всех людях, и способность понимать другого видится такой обычной и доступной всем. Хотя все, о чем вы говорили, я знала, но почувствовать, найти свой талант почему-то не могла. С уважением, Марина».
В письме очень точно замечено: «свой талант, его же нельзя потрогать, и мы больше внимания уделяем тому, что трудно, а то, что легко, идет как бы само собой »! Именно такие убеждения словно приучают нас выбирать самое сложное и неприступное, а иначе «не заслужил» А ведь талант, как очень верно отмечено, это то, что проявляется легко, и работа на основе сильных способностей идет как по маслу. Ключик как раз в том, что это «легко» позволяет браться в соответствующих сферах за очень нетривиальные задачи, и успешно их решать! И чем сложнее задача, тем она кажется интереснее и тем с большим воодушевлением хочется ее решить. В этом-то и есть вызов, и творчество, и реальный прорыв (и для самого обладателя таланта, и для тех, кому он через свой талант помогает).
Однако в письме хорошо виден риск, который возникает, когда человек только узнал про свой тип и не ознакомился с закономерностями информационной природы в человеческом обществе в целом. Марина пишет про вариант организации центра для детей, но в этом случае с учетом ее ТИМа опять может возникнуть вероятность «сгорания» на работе. Дело в том, что решение административных задач не сильная сторона Марины, и если она возложит их на себя, то это приведет к чрезмерному напряжению и неудовлетворенности работой. В данной ситуации стоит иметь в виду, что для некоторых ТИМов координация административных вопросов это их сила, их творчество, их предприимчивость. Их информационная специализация лежит в области организации и налаживания любых рабочих процессов «с нуля», они ЛЕГКО с этим справляются, получая удовольствие от своей деятельности.
Мы все, как пазлики, в единой картинке мира, и у каждого пазлика есть «хвостик» для состыковки с другими. Знание информационных особенностей каждого человека приводит к глубокому пониманию, что определенные задачи важно решать в дополняющей паре или в информационно сбалансированной команде. В таком случае каждый из нас будет на своем месте и сможет заниматься тем, что ему от природы дано как сильная сторона. Таким образом, соционическое знание начинает работать в полную силу не на уровне узнавания и принятия своего ТИМа, а на уровне осознания, как задумана природой информационная среда в целом.
Итого: третий шаг изучение общих закономерностей информационной природы и учет их в командной работе дает возможность почувствовать значимость взаимопомощи, выработать доверие к другим людям и опираться в любой деятельности на свои и чужие сильные функции, оберегая при этом свои и чужие слабые стороны. Подобный подход обеспечивает важную взаимодополняемость, которая позволяет самореализоваться всем участникам команды. На этом этапе необходимо знать не только свой ТИМ, но и ТИМы своих коллег, и учитывать закономерности интертипных отношений.
А теперь начинается самое интересное. Знание и принятие информационной природной специализации в человеческом обществе очень полезно и важно для понимания себя, окружающих и специфики нашей общей взаимодополняемости. И на определенных этапах жизни важно целенаправленно свой природный инструментарий «наточить», т.е. наполнить и раскрыть свои сильные стороны, получая соответствующий опыт и навыки, ценя и развивая их. Но потом, рано или поздно, отдельной задачей становится поиск той самой профессиональной темы, которая станет близкой и родной и принесет чувство самореализованности. Важно понять, что одинаковые сильные стороны могут быть реализованы в разных областях деятельности. Например, если у человека заложена природой сильная аналитика, то применить ее можно в разных профессиях.
Соционика подсказывает, какие именно сильные функции заложены природой: в примере выше способности женщины к исследованиям и синтезу. Но при этом отдельной задачей встает потребность найти «свою» область деятельности. Пример демонстрирует, что анализировать можно не только в политике, экономике или маркетинге. Практически в каждой сфере есть множество ниш, предназначенных для самореализации людей разных ТИМов. Следовательно, важно определить и свою нишу, т.е. форму работы, опираясь на свои сильные функции, и свою область/тему, которая будет ощущаться значимой, интересной и ценной «своей». В приведенном примере именно гармоничное сочетание формы и области деятельности стало залогом профессиональной успешности.
По моим наблюдениям, умея доверять себе и слушать себя, люди сами приходят к пониманию той темы, которая им близка и интересна. Но когда навыка доверия себе нет, то многим очень не хватает поддержки, для того чтобы вернуть себе эту способность. А вернуть ее можно, отделив свои желания и предпочтения от множества чужих ожиданий, от родительских и дружеских представлений о жизни и сбросив зависимость от мнения окружающих. И вот когда, наконец, получается груды шелухи и навязанных чужих амбиций разгрести, то мешающие стереотипы сдают свои позиции, и подсказка по своей «сфере/теме» приходит естественным путем.
Каждый из нас может преодолеть собственную глухоту, прислушавшись к глубинным истинным ценностям и следуя своим желаниям. Четвертый шаг это достаточно большой отрезок путешествия к любимой работе, здесь потребуются уже не только соционические знания и целенаправленное развитие своего информационного инструментария, но и возвращение себе навыка слышать свои желания и предпочтения.
Признать свои таланты, услышать желания и нащупать свое поле для реализации в социуме это ключ, но чтобы он открыл дверь к любимой работе, нужно помимо профориентации, знания своих талантов и ценностей РАЗРЕШИТЬ себе эту дверь открыть. Иными словами, описанные выше шаги это хорошая подготовка, так сказать, фундамент для устранения необоснованных иллюзий по поводу себя, оттачивания данного от рождения «инструментария», повышения осознанности своих сильных сторон и задатков и, как следствие, увеличения удовлетворенности от работы и уверенности в себе. Но всё это не приводит автоматически к самореализованности в любимом деле. И это объяснимо есть даже некоторая подсказка в самом слове «самореализация»: реализация СЕБЯ. Т.е. для того чтобы это осуществилось в полной мере, важны две составляющие:
Быть собой. И звучит оно просто но знать бы кто такой Я?
В большинстве случаев для того чтобы дальше двигаться именно к ощущению самореализованности в любимом деле, СЕБЯ нужно будет еще узнать и в других своих природах, отделить от множества собственных самоограничений, привычных ролей, защитных масок и страхов. И при этом выйти на истинное желание быть полезным другим, привнося своими дарами большую гармонию в этот мир и выражая свои внутренние ценности через любимое дело. Кто-то очень легко находит себя, с самого детства живет «от души», и ощущение творчества, радости частый спутник в его работе. А кому-то приходится множество вопросов решать, обретать осознанность, пробираться сквозь наслоения внутренних запретов по мере продвижения в жизни, чтобы понять, «а кто я и для чего я», и как себе позволить быть собой и убрать страхи, мешающие своему раскрытию. Это местами трудно, но нормально и естественно: ведь реальную радость от жизненного процесса и работы сложно получить, когда мы не умеем быть самими собой и не позволяем себе следовать своим истинным потребностям.
А мы, к сожалению, часто не умеем и не позволяем. Вот почему так нередко и не срабатывают подсказки насчет талантов и профпризвания: да у тебя в этом талант! а что толку, если при этом с завидной периодичностью гложет чувство никчемности и несостоятельности кому я нужен со своими дарами да и дары ли это и вообще вон там еще куча других таких же, как я, зачем я-то миру? Какой от признания другими твоего таланта прок, если от страхов и запретов есть зажатость изнутри и нет готовности менять свою жизнь, если не хватает смелости следовать своим желаниям и привычен только режим выживания от зарплаты до зарплаты? Поэтому порой узнать, кто такой Я, и позволить этому Я быть это может стать большой задачкой. Решать ли эту задачу и каким путем, решать самому или искать помощников, каждый выбирает самостоятельно это личное желание и ответственность. Только без этого желания и действия вряд ли стоит ожидать ощущения наполненности, реализованности в любимой работе и, больше, в жизни. Чувство внутренней угнетенности (в той или иной мере), «недополученности» и «недоотданности», ощущение, будто ты белка в колесе, рано или поздно начнут преследовать если не происходит выражения самого себя через дело и привнесения пользы в этот мир, даже если деятельность согласуется с профориентацией, информационной природой и социальными нормами успеха.
Таким образом, профориентация и самореализация в любимом деле разные вещи, хотя на определенных этапах профориентация может стать первой ступенькой лестницы, ведущей к самореализации. Состоит эта лестница еще из многих других ступенек, прошагав которые, можно прийти в итоге к искомому чувству реализованности в работе и наполненности. И если в какой-то жизненный момент возникла необходимость эту лестницу пройти и подняться на самый верх, то очень важно качественно шагать, а это зависит и от Вас, и от Вашего окружения. В том числе, качественно пройти и первую ступеньку: профориентацию. Я сама долгое время натягивала на себя неверно определенный дилетантами-социониками ТИМ, забавлялась тестами и темой дуалов, воспринимала классификацию на типы как прикольную игрушку для ума и навешивание ярлычков и сталкивалась со множеством заблуждений в этой области. О соционике много написано в Интернете, порой спорно и противоречиво, это знание очень сильно дискредитировано большим количеством субъективных описаний и не прикладных теоретических изысканий, которыми завалена Сеть, а также наличием большого количества «любителей» и нехваткой профессиональных диагностов. Однако сейчас у меня внутри есть уверенность: если не опираться на поверхностные ярлыки, а познакомиться с этим знанием через навыки, то оно оказывается полезным инструментом, помогающим сделать ценные шаги к понимаю себя и других, и приблизиться к самореализации в профессиональной сфере. Пусть это всего ступенька большой лестницы принятия себя «лестницы длиною в жизнь», но, по моим наблюдениям, она позволяет добавить существенной ясности в жизни и наработать бесценный навык понимания себя и других, что само по себе, достойно и ценно.
2012