Антонина Пушкарева
Редактор: Ирина Иванова

В ПУТЕШЕСТВИЕ К ЛЮБИМОЙ РАБОТЕ
или
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

Периодически получаю запросы о помощи от людей, которые, работая в какой-либо сфере, чувствуют, что это «не совсем то», но не могут понять, в чем дело, и пытаются найти свой профессиональный путь в жизни и определить, какие задатки, полученные от природы, развивать. Очередной подобный вопрос стал для меня поводом собрать пазлики в общую картинку — как я ее вижу, чтобы на основе своих наблюдений и полученных знаний четче обозначить шаги, которые позволяют двигаться к тому самому искомому ощущению радости от «любимого дела» и реализованности в профессии. Потом, поделившись своим мнением с разными людьми, я поняла, что оно вызывает резонанс, и затронутая проблема оказывается актуальной не только для того, кто обращается за советом. Так и родилась данная статья.

Запрос был следующим:
«Антонина, добрый день. Хочу у Вас попросить совета по профессиональной ориентации. Знаю, что Вы занимаетесь этими вопросами. Может быть, подскажете мне? Мне надоело ждать, когда произойдет озарение и я пойму, чем хочу заниматься. Наверное, душа мне уже не раз подсказывала, а я не слышу или не верю. Столько раз начинала, что не хочется опять делать попытки не в ту сторону. А внутренний потенциал не дает мне спать спокойно, требует выхода. Вот только в чем этот выход? Не могу понять. Буду очень благодарна, если сможете помочь. С уважением, Марина».

Итак, если по сути, то выход из ситуации автору запроса известен: жить от души и делать от души. Звучит банально, но глубина в этой мысли исчерпывающая: в каждом из нас заложены способности, применение которых приносит удовольствие и радость, а их совершенствование — мастерство, чувство «полезности» и возможность дарить любовь через свое дело. Суть проста и всем известна. Другой вопрос, что до этой глубины надо еще добраться.

Существует много теорий, как нащупать свой талант и найти любимую работу. Но все они достаточно нетривиальны, чтобы взять и — на раз, два, три — уловить идею своего любимого дела. И это не удивительно, потому что у нас внутри много составляющих, энергий, «природ», а также много иллюзий и заблуждений, преодолевая которые и осваивая свое внутреннее богатство, человек приближаться к искомому ощущению радости в жизни. А если нет навыка слушать и понимать себя, доверять себе? Что там за дары, таланты есть внутри? Чем стоит заниматься-то в жизни?

Хотелось бы готовых подсказок и решений, «прилетит вдруг волшебник…», но… Конечно, внешние подсказки существуют, однако я — за адекватные ожидания. Стоит понимать, что не возможен готовый ответ извне, какая же деятельность принесет конкретному человеку чувство счастья от самореализованности, поскольку последнее — это внутренняя категория, которая взращивается изнутри. А вот ориентиры — куда направить свое внимание, с чего начать, как свои задатки разглядеть и где применить — такие ориентиры есть, и здесь мысли и опыт тех, кто прошел путь к своему профпризванию, бывает, экономят время жизни.

В свое время я открыла для себя знание, которое указывает направления в области профориентации. Ценность этого полезного инструмента на определенных этапах жизни не могла не оценить и сейчас с удовольствием им делюсь. Природа предусмотрела не только гендерное разделение на два пола, но и информационное разделение, врожденную специализацию на 16 «полов» — информационных типов. Это был необходимый шаг эволюции, поскольку слишком велико все многообразие мира. Это деление определяет информационную природу человека, т.е. особенности обмена информацией и вытекающие отсюда наши сильные и слабые стороны в любой деятельности и общении с другими.

Теория информационного метаболизма, или соционика, дает подсказки, помогающие замечать и ценить свои сильные способности, подходить к ним осознанно, доверять им и более уверено на них опираться. Тип обмена информацией, по-другому, тип информационного метаболизма (ТИМ — далее) — это фактор, который накладывает свой характерный отпечаток на наше восприятие себя и окружающего мира, на общение и выбор работы.

Это достаточно характерный пример, показывающий, что узнавание своей природной информационной специализации и внутреннее принятие своих сильных сторон позволяют человеку ощутить большую уверенность, доверие к себе, причем, прочно прорастающие изнутри, а не те, которые появляются на волне эмоционально накачивающих тренингов. Особенно актуален подобный пример в случаях, когда человек с детства привыкает не доверять себе, не ценить свои способности и сравнивать себя с родительским идеалом и каким-нибудь соседским мальчиком, который «талантлив во всем». Такое, увы, встречается достаточно часто, и в подобных случаях я наблюдаю, как соционика становится бесценным инструментом для растворения многих иллюзий и заблуждений по поводу восприятия самих себя. Безусловно, уровень принятия себя и доверия себе, которые дает духовный план, гораздо глубже. Но очень часто соционические подсказки становятся значимыми шагами на пути к толерантности — прежде всего к себе, а также прививают важный навык смотреть в себя, замечать определенные внутренние аспекты и их ценить, меньше завидовать другим и не мерить себя и окружающих по единым шаблонам.

Пройти консультацию по профориентации и типирование, определить свою информационную природу — это только первый шаг. По моим наблюдениям, он полезен для расширения горизонтов, но не дает существенных изменений в жизни, пока не сделан следующий шаг: принятие имеющихся «даров», когда мы берем ответственность за них и начинаем их ценить. Однако и этого мало для обретения радости самореализации. Важно позволить себе опираться на свои сильные стороны (использовать «внутренние дары») в своей деятельности и общении с другими — с одной стороны, и оставаться самим собой, принимая поддержку от других в вопросах, где наши способности не сильны — с другой. А в довершении всего — почувствовать искреннее желание приносить пользу в этот мир, делясь своими дарами с другими. Столько шагов — вот уже и целое путешествие намечается: путешествие к своей любимой работе.

Шаг первый: узнать свои внутренние дары

Итак, отвечая на запрос Марины, я поделилась с ней всем вышеизложенным, чтобы у нее были адекватные ожидания от услуг по профориентации: соционическая консультация по профориентации не дает ответа на вопрос, какое мое любимое дело, но дает подсказки относительно заложенных в человеке способностей и задатков.

После моего ответа у автора запроса возникло желание пройти соционическую консультацию и получить информацию о своих сильных сторонах и их возможных проявлениях в тех или иных видах деятельности, тем самым наметить ориентиры для поиска профпризвания.

На соционической консультации было выявлено, что сильные стороны Марины и ее потенциал лежат в области работы, связанной с психологией, воспитанием, нравственным развитием личности и т.д. Более того, оказалось, что Марина много лет назад работала, задействовав свои сильные стороны, школьным учителем и очень любила эту деятельность, но в силу недоверия к себе и незнания некоторых своих особенностей, характерных для ее ТИМа, «выработалась» и, развернувшись на 180 градусов, ушла на офисную работу. Через несколько дней после консультации пришло такое письмо:

«Антонина, здравствуйте! Вы даже не представляете, что Вы для меня сделали. Ведь я всегда чувствовала, что мое призвание — это работа с детьми. Меня увлекала и увлекает педагогика и психология ребенка. Но, работая учителем в школе, я решила, что это не мое, потому что идеальным в то время считался учитель, который является лидером и ведет за собой детей, требовательный и властный. А мне подавлять волю другого человека и быть цербером никогда не нравилось. Я работала по-другому, мне была интересна личность каждого ребенка, я видела, кто как рос и развивался, у кого какие способности, и организовывала классную жизнь так, чтобы дети себя проявляли. Моей целью было создать коллектив, в котором каждому было бы хорошо и где каждый смог бы реализовать себя… Иллюзия, конечно, но кое-что мне удалось. Я любила и уважала детей, и они ко мне относились так же.

Второй целью было организовать уроки так, чтобы каждый мог освоить математику, и всем было бы интересно на уроках. Я перечитала море литературы, применяла новые методики, метод Шаталова, училась на курсах повышения квалификации. К некоторым ученикам ходила домой, помогала делать уроки. Я жила работой, это было мое главное увлечение, моя семья. Часто после уроков мы с детьми проводили время вместе. Но… я работала по-своему, так, как считала нужным, при этом я очень сильно уставала вести классы по 40 детей, и кроме того, начались гонения, придирки. Если бы я тогда была уверена, что это МОЕ…, а я поверила в то, что я не лидер, не учитель — обиделась, устала, «выгорела» и ушла. Пошла осваивать бухгалтерию. И вот много лет меня гнетет неудовлетворенность (тогда еще мне председатель родительского комитета сказал, что если я уйду, то нигде не найду в работе удовлетворения, так и случилось). Чем бы я ни занималась, все не то. Вдохновения и удовлетворения не могу получить нигде.

И действительно, как вы и сказали, выработалась я не потому, что не хватало каких-то качеств. Просто мне нужен был маленький коллектив для более глубокого взаимодействия. Это так. Вы открыли мне глаза. Оказывается, это мой путь, а я захлопнула дверь и повесила табличку «не входить». Благодаря Вам я открыла эту дверь и расставила все по местам. Сейчас такое чувство, что я всегда знала, что хочу заниматься только педагогической деятельностью, как шоры с глаз упали. Грустно только, что так поздно… Очень Вам благодарна!!! С уважением, Марина».

По моим наблюдениям, нередко человек сам чувствует свои природные способности и знает, чем ему нравится заниматься, но не во всем доверяет себе; или же внести в жизнь изменения ему мешают накопленные страхи и самоограничения. В некоторых случаях совсем небольшие корректировки за счет знания и подсказок извне выводят его на более гармоничное самоощущение в работе. В ситуации с Мариной одной из сложностей была необходимость охватывать классы в 40 человек. Это обусловлено особенностями ее информационного типа — игнорирование этих особенностей и привело к «выгоранию» (ТИМ — ЭСИ, Драйзер, с часто присущим для таких женщин стремлением скрывать сильную творческую функцию). И всего лишь небольшие поправки могут помочь значительно повысить удовлетворенность от выбранной сферы деятельности.

В подобных ситуациях, когда соционика помогает людям вернуться на прежний профессиональный курс с большей уверенностью в себе или подтверждает их таланты, тем самым давая поддержку в выборе профессиональной деятельности, у меня возникает ощущение несомненно принесенной соционикой пользы, пусть небольшой, но конкретной.

Итого: сделав первый шаг, человек узнает, какие именно, данные с рождения особенности и задатки, позволяют ему экспертно оценивать соответствующие стороны жизни. Эти задатки являются тем потенциалом, который требует своего раскрытия, желает проявиться вовне. И если этот потенциал не реализуется, то человека часто посещает чувство нереализованности и неудовлетворенности.

Для первого шага бывает достаточно соционической консультации: типирование у экспертов и узнавание типичных особенностей ТИМа дает знание о характерных информационных чертах человека. Однако для последующего плодотворного движения желательно изучение закономерностей информационной природы (начать, например, можно с так называемого «Базиса Юнга», дающего первичные сведения об информационных дихотомиях).

Шаг второй: принять свои способности и задатки

Нередко замечаю, что получив подсказки по профориентации, человек просто принимает эту информацию к сведению, как советы о вреде курения или пользе утренней зарядки. Он соглашается с оценками эксперта, поскольку речь идет об объективных индивидуальных проявлениях, которые каждый в себе так или иначе чувствует — да, во мне это, правда, есть, — но после этого в его жизни ничего не меняется. Практика показывает, что реальные изменения происходят только после того, как человек начинает ценить в себе свои сильные стороны, заложенные природой, и понимать, насколько важны эти информационные аспекты в его собственной жизни и какую огромную пользу другим они приносят. Поэтому делаю вывод, что консультации по профориентации эффективны лишь настолько, насколько их результат дает погружение в знание, а конкретные изменения начинаются с внутренней работы самого человека.

Простое определение ТИМа и чтение его описаний НЕ ДАЕТ настоящей подвижки внутри (оставлю за скобками тему повсеместного ошибочного типирования с помощью тестов, в очередной раз повторив, что в соционике тесты не работают). Только погрузившись в полученное знание, например, побывав в соционической среде или на обучении, и опробовав это знание на практике, можно изнутри оценить свои способности и их действительную значимость. Знакомство и общение с людьми различных ТИМов дает возможность целенаправленно и объективно увидеть, как работают те или иные функции, как проявляются слабые и сильные стороны, как это «красиво» и ценно, когда сильные функции раскрыты и наполнены на 100%, и как это важно для самого человека и для окружающих, чтобы они работали по максимуму. Подобные наблюдения ведут к внутреннему самоосознанию: происходит так называемая «самоидентификация в ТИМе», т.е. принятие своих слабых и сильных сторон, которое в дальнейшем позволяет больше доверять себе и своим внутренним задаткам и более осмысленно к ним относиться. Мало узнать что-то о себе, важно начать дорожить этим и раскрывать это в себе, что и станет основой эффективной и приносящей удовольствие деятельности.

Подобный пример не единственный: людей, не доверяющих себе и своим способностям, к сожалению, очень много. При этом хочу заметить, что я с большим уважением отношусь к тем, кто категорически не разделяет мою любовь к соционике, напоминая мне о том, что все ответы есть у нас внутри, и когда «сердце открыто», то само собой понятно, чем следует заниматься и какие таланты развивать. Это действительно так! Было бы идеально, чтобы каждый с детства умел слушать себя, доверять себе и жить «от души». Однако и собственный опыт, и наблюдения за окружающими показывают, что для многих довериться себе, услышать себя и желания своего сердца — это ПУТЬ, и порой путь не близкий. И в такой ситуации соционика оказывается полезным инструментом, который помогает начать движение по этому пути, целенаправленно наблюдать свои способности и на них опираться.

Итого: в результате «второго шага» раскрывается для самого человека ценность, красота и важность его информационных сильных аспектов, его задатков и способностей, которые для самого обладателя становятся «объемными» — он начинает чувствовать свою силу и экспертность, становится более уверенным в жизни.

Шаг третий: делиться своими дарами с другими

Итак, важно знать свои сильные стороны, развивать их и опираться на них, но при этом необходимо оставлять окружающим пространство для их сильных проявлений и давать им возможность оказывать тебе помощь в твоих слабых функциях. И здесь начинается не менее сложный этап — этап верного взаимодействия с другими людьми. По моим наблюдениям, без учета закономерностей человеческой информационной природы в целом обойтись сложно: иначе снова возникнет риск пойти не своей дорогой.

В случае с Мариной такой риск тоже возник. От нее пришло письмо, в котором содержались конкретные мысли о будущей деятельности:

«Антонина, добрый день. Благодаря консультации мои мысли о своем призвании вошли в узкое русло. Отсеялось ненужное. Теперь я думаю над двумя вариантами. Первый — открыть детский центр Монтессори (развитие детей 3-6 лет). Об этом я думала уже давно, но сомнения мешали. Была на практике в таком детском садике лет 10 назад. Теперь чувствую: здесь от меня будет наибольшая польза. Я уверена, что смогу понять психологию малыша, увидеть его способности и помочь родителям правильно развивать и направлять своего ребенка, чтобы он реализовал себя.

И второй путь: подтвердить педагогический диплом и пойти работать не учителем математики, а учителем в начальные классы для иностранцев. Здесь и «творчество» в организации уроков, и детская психология, и знакомство с культурой страны, где я теперь живу, и стабильная работа с хорошей зарплатой, — все, что мне интересно и нужно.

Антонина, знаете, так важно, чтобы кто-то сказал со стороны, что «в этом твой талант». Потому что сама не чувствуешь свой талант, его же нельзя потрогать, и мы больше внимания уделяем тому, что трудно, а то, что легко, идет как бы само собой… Порой кажется: то, что есть в тебе, есть во всех людях, и способность понимать другого видится такой обычной и доступной всем. Хотя все, о чем вы говорили, я знала, но почувствовать, найти свой талант почему-то не могла. С уважением, Марина».

В письме очень точно замечено: «свой талант, его же нельзя потрогать, и мы больше внимания уделяем тому, что трудно, а то, что легко, идет как бы само собой…»! Именно такие убеждения словно приучают нас выбирать самое сложное и неприступное, а иначе «не заслужил»… А ведь талант, как очень верно отмечено, — это то, что проявляется легко, и работа на основе сильных способностей идет как по маслу. Ключик как раз в том, что это «легко» позволяет браться в соответствующих сферах за очень нетривиальные задачи, и успешно их решать! И чем сложнее задача, тем она кажется интереснее и тем с большим воодушевлением хочется ее решить. В этом-то и есть вызов, и творчество, и реальный прорыв (и для самого обладателя таланта, и для тех, кому он через свой талант помогает).

Однако в письме хорошо виден риск, который возникает, когда человек только узнал про свой тип и не ознакомился с закономерностями информационной природы в человеческом обществе в целом. Марина пишет про вариант организации центра для детей, но в этом случае с учетом ее ТИМа опять может возникнуть вероятность «сгорания» на работе. Дело в том, что решение административных задач не сильная сторона Марины, и если она возложит их на себя, то это приведет к чрезмерному напряжению и неудовлетворенности работой. В данной ситуации стоит иметь в виду, что для некоторых ТИМов координация административных вопросов — это их сила, их творчество, их предприимчивость. Их информационная специализация лежит в области организации и налаживания любых рабочих процессов «с нуля», они ЛЕГКО с этим справляются, получая удовольствие от своей деятельности.

Мы все, как пазлики, в единой картинке мира, и у каждого пазлика есть «хвостик» для состыковки с другими. Знание информационных особенностей каждого человека приводит к глубокому пониманию, что определенные задачи важно решать в дополняющей паре или в информационно сбалансированной команде. В таком случае каждый из нас будет на своем месте и сможет заниматься тем, что ему от природы дано как сильная сторона. Таким образом, соционическое знание начинает работать в полную силу не на уровне узнавания и принятия своего ТИМа, а на уровне осознания, как задумана природой информационная среда в целом.

Итого: третий шаг — изучение общих закономерностей информационной природы и учет их в командной работе — дает возможность почувствовать значимость взаимопомощи, выработать доверие к другим людям и опираться в любой деятельности на свои и чужие сильные функции, оберегая при этом свои и чужие слабые стороны. Подобный подход обеспечивает важную взаимодополняемость, которая позволяет самореализоваться всем участникам команды. На этом этапе необходимо знать не только свой ТИМ, но и ТИМы своих коллег, и учитывать закономерности интертипных отношений.

Шаг четвертый: найти свою тему

А теперь начинается самое интересное. Знание и принятие информационной природной специализации в человеческом обществе очень полезно и важно для понимания себя, окружающих и специфики нашей общей взаимодополняемости. И на определенных этапах жизни важно целенаправленно свой природный инструментарий «наточить», т.е. наполнить и раскрыть свои сильные стороны, получая соответствующий опыт и навыки, ценя и развивая их. Но потом, рано или поздно, отдельной задачей становится поиск той самой профессиональной темы, которая станет близкой и родной и принесет чувство самореализованности. Важно понять, что одинаковые сильные стороны могут быть реализованы в разных областях деятельности. Например, если у человека заложена природой сильная аналитика, то применить ее можно в разных профессиях.

Соционика подсказывает, какие именно сильные функции заложены природой: в примере выше — способности женщины к исследованиям и синтезу. Но при этом отдельной задачей встает потребность найти «свою» область деятельности. Пример демонстрирует, что анализировать можно не только в политике, экономике или маркетинге. Практически в каждой сфере есть множество ниш, предназначенных для самореализации людей разных ТИМов. Следовательно, важно определить и свою нишу, т.е. форму работы, опираясь на свои сильные функции, и свою область/тему, которая будет ощущаться значимой, интересной и ценной — «своей». В приведенном примере именно гармоничное сочетание формы и области деятельности стало залогом профессиональной успешности.

По моим наблюдениям, умея доверять себе и слушать себя, люди сами приходят к пониманию той темы, которая им близка и интересна. Но когда навыка доверия себе нет, то многим очень не хватает поддержки, для того чтобы вернуть себе эту способность. А вернуть ее можно, отделив свои желания и предпочтения от множества чужих ожиданий, от родительских и дружеских представлений о жизни и сбросив зависимость от мнения окружающих. И вот когда, наконец, получается груды шелухи и навязанных чужих амбиций разгрести, то мешающие стереотипы сдают свои позиции, и подсказка по своей «сфере/теме» приходит естественным путем.

Каждый из нас может преодолеть собственную глухоту, прислушавшись к глубинным истинным ценностям и следуя своим желаниям. Четвертый шаг — это достаточно большой отрезок путешествия к любимой работе, здесь потребуются уже не только соционические знания и целенаправленное развитие своего информационного инструментария, но и возвращение себе навыка слышать свои желания и предпочтения.

На пути к самореализации в любимом деле

Признать свои таланты, услышать желания и нащупать свое поле для реализации в социуме — это ключ, но чтобы он открыл дверь к любимой работе, нужно — помимо профориентации, знания своих талантов и ценностей — РАЗРЕШИТЬ себе эту дверь открыть. Иными словами, описанные выше шаги — это хорошая подготовка, так сказать, фундамент для устранения необоснованных иллюзий по поводу себя, оттачивания данного от рождения «инструментария», повышения осознанности своих сильных сторон и задатков и, как следствие, увеличения удовлетворенности от работы и уверенности в себе. Но всё это не приводит автоматически к самореализованности в любимом деле. И это объяснимо — есть даже некоторая подсказка в самом слове «самореализация»: реализация СЕБЯ. Т.е. для того чтобы это осуществилось в полной мере, важны две составляющие:

Быть собой. И звучит оно просто — но знать бы кто такой Я?

В большинстве случаев для того чтобы дальше двигаться именно к ощущению самореализованности в любимом деле, СЕБЯ нужно будет еще узнать и в других своих природах, отделить от множества собственных самоограничений, привычных ролей, защитных масок и страхов. И при этом выйти на истинное желание быть полезным другим, привнося своими дарами большую гармонию в этот мир и выражая свои внутренние ценности через любимое дело. Кто-то очень легко находит себя, с самого детства живет «от души», и ощущение творчества, радости — частый спутник в его работе. А кому-то приходится множество вопросов решать, обретать осознанность, пробираться сквозь наслоения внутренних запретов по мере продвижения в жизни, чтобы понять, «а кто я и для чего я», и как себе позволить быть собой и убрать страхи, мешающие своему раскрытию. Это местами трудно, но нормально и естественно: ведь реальную радость от жизненного процесса и работы сложно получить, когда мы не умеем быть самими собой и не позволяем себе следовать своим истинным потребностям.

А мы, к сожалению, часто не умеем и не позволяем. Вот почему так нередко и не срабатывают подсказки насчет талантов и профпризвания: да у тебя в этом талант! — а что толку, если при этом с завидной периодичностью гложет чувство никчемности и несостоятельности — кому я нужен со своими дарами… да и дары ли это… и вообще вон там еще куча других таких же, как я, зачем я-то миру? Какой от признания другими твоего таланта прок, если от страхов и запретов есть зажатость изнутри и нет готовности менять свою жизнь, если не хватает смелости следовать своим желаниям и привычен только режим выживания от зарплаты до зарплаты? Поэтому порой узнать, кто такой Я, и позволить этому Я быть — это может стать большой задачкой. Решать ли эту задачу и каким путем, решать самому или искать помощников, каждый выбирает самостоятельно — это личное желание и ответственность. Только без этого желания и действия вряд ли стоит ожидать ощущения наполненности, реализованности — в любимой работе и, больше, в жизни. Чувство внутренней угнетенности (в той или иной мере), «недополученности» и «недоотданности», ощущение, будто ты белка в колесе, рано или поздно начнут преследовать — если не происходит выражения самого себя через дело и привнесения пользы в этот мир, даже если деятельность согласуется с профориентацией, информационной природой и социальными нормами успеха.

Таким образом, профориентация и самореализация в любимом деле — разные вещи, хотя на определенных этапах профориентация может стать первой ступенькой лестницы, ведущей к самореализации. Состоит эта лестница еще из многих других ступенек, прошагав которые, можно прийти в итоге к искомому чувству реализованности в работе и наполненности. И если в какой-то жизненный момент возникла необходимость эту лестницу пройти и подняться на самый верх, то очень важно качественно шагать, а это зависит и от Вас, и от Вашего окружения. В том числе, качественно пройти и первую ступеньку: профориентацию. Я сама долгое время натягивала на себя неверно определенный дилетантами-социониками ТИМ, забавлялась тестами и темой дуалов, воспринимала классификацию на типы как прикольную игрушку для ума и навешивание ярлычков и сталкивалась со множеством заблуждений в этой области. О соционике много написано в Интернете, порой спорно и противоречиво, это знание очень сильно дискредитировано большим количеством субъективных описаний и не прикладных теоретических изысканий, которыми завалена Сеть, а также наличием большого количества «любителей» и нехваткой профессиональных диагностов. Однако сейчас у меня внутри есть уверенность: если не опираться на поверхностные ярлыки, а познакомиться с этим знанием через навыки, то оно оказывается полезным инструментом, помогающим сделать ценные шаги к понимаю себя и других, и приблизиться к самореализации в профессиональной сфере. Пусть это всего ступенька большой лестницы принятия себя — «лестницы длиною в жизнь», но, по моим наблюдениям, она позволяет добавить существенной ясности в жизни и наработать бесценный навык понимания себя и других, что само по себе, достойно и ценно.

 

2012