Антонина Пушкарева
Редактор: Людмила Семененко
Каждый ребенок наделен от природы определенными внутренними и внешними особенностями, способностями и потенциалом. Одни дети от природы очень любознательны все хотят поисследовать, со всем поэкспериментировать. А другие, наоборот, любят созерцать, медлительны, неспешны, зато везде могут устроиться с уютом и комфортом. То есть у каждого свои природные характерные черты и ритмы. Кто-то в любой песочнице идет со всеми знакомиться и общаться, а кому-то хорошо сидеть в уголке со своим куличиком. Кого-то тянет рисовать, а кого-то покомандовать. Кому-то нравятся конструкторы и пазлы, а кто-то легко и непринужденно устраивает театр одного актера. У каждого свой психотип это то, что от природы естественно и свойственно человеку, то, что дано ему от рождения. И уже в самом юном возрасте это все хорошо видно. То есть мы уже рождаемся с определенными предпочтениями, с заданной программой, которая заложена как «прошивка», как некий фундамент наших качеств и черт характера, естественного поведения.
Можно сказать, что эти естественные предпочтения разные у разных детей это определенный склад, природа, тип, как вам больше нравится. И в этой заданной от природы «прошивке» есть не один слой, там много составляющих. В том числе там есть те особенности, которыми ребенок обладает для обработки информации. Разные дети имеют разные потенциалы, чтобы воспринимать ту или иную информацию многогранно, объемно это то, что в соционике называется тип информационного метаболизма (соционический тип, или сокращенно ТИМ), та самая операционная система, глубинная «прошивка», которая обуславливает предпочтения одних сфер информации и игнорирование других.
Так вот, родители очень часто имеют иной психотип, для них более естественно видеть объемно иные темы и сферы, чем для ребенка. И возникает ожидание от ребенка такого же понимания. А его не происходит, сколько бы ни пытались обучать. Здесь и формируется первая причина того, почему ценно знание, что ребенок от природы другой и в чем он другой, осознание размера и масштабов этой разницы. Да, мы разные, и в ряде моментов не понимаем друг друга, а по этой причине регулярно возникает конфликтное общение, стресс для одного или обоих участников коммуникации. И порой знание закономерных типовых нестыковок или особенностей между типами мамы и ребенка снимает ряд острых моментов во взаимодействии и привносит понимание.
Между определенными типами существуют закономерности интертипных отношений, и если их учитывать (не важно, через осознанное знание или просто по наитию), то конфликтные моменты будут сглаживаться.
Какие-то черты ребенка родителей радуют, они им понятны, вызывают умиление и одобрение, порой даже гордость и восхищение своим чадом. Понятные и ценные для них проявления ребенка активно поддерживаются. Но часто есть моменты, которые вызывают непонимание и, в силу этого, беспокойство, дискомфорт. Родители не знают причину таких проявлений, для них самих не свойственных, и начинают их ограничивать, пресекать, еще хуже за них наказывать. Или порой стыдятся, боятся, не знают, что с этим делать, и ребенок так или иначе начинает ощущать, что эта его способность, особенность родителями не поддерживается. Пусть даже сначала это происходит просто как реакция без слов, реакция неприятия от родителей. Хотя чаще это очень быстро перерастает в предмет воспитания и попытки переделать свое чадо. Его проявления переводятся в понятные и удобные: вот такой ты нам нравишься, а такой ты плохой, такого тебя не любим. Конечно, речь идет не о хулиганстве и не о том, что любое наказание это подавление личности. Но часто бывает, что не одобряется то, в чем родители и ребенок разные.
И даже если это не выливается в переделку и форматирование ребенка «под себя», можно просто не заметить, проигнорировать ряд проявлений, опять же в силу того, что не понятно, что с этим делать. А ведь часто в этих проявлениях ребенка живет тот потенциал, те сильные стороны, которые позволяют потом реализовать творческий ресурс. Именно там могут залегать сокровища, дарования взрослеющего человечка, связанные с его будущей профессиональной реализацией.
А еще бывает, что таким непониманием родителей подрываются элементарные способы защиты и уверенность в себе. Происходит это потому, что в нашем психотипе закладываются не только сильные стороны для реализации в деле, но и способы отстаивания себя в этом мире. Они у всех разные, и для каждого естественен свой типичный способ удержания своих личных границ и их защиты.
Ребенку дают понять, прочувствовать, что одна часть его личности нормальная, и даже хорошая, а другая неприлична, недостойна проявления. Конечно, получая такую обратную связь изо дня в день, ребенок со временем вырабатывает неуважение к этим своим сильным сторонам и предпочтениям. Он сам начинает подавлять, игнорировать и не замечать то, что в нем сильное, но просто не ценится родителями потому, что они этих чуждых для них проявлений не понимают. И повзрослевший человек уже сам начинает ощущать такое в себе допускать нельзя, табу. А это всего лишь типичное естественное проявление, которое позволяет себя защищать и чувствовать сбалансировано, просто маме оно приходилось на точку крайнего неприятия и непонимания. Самоподавление естественного налицо.
Очень частая причина обращения к диагностам-соционикам, это выбор направления развития ребенка, подбор подходящих ему целенаправленных развивающих программ. Ведь особо заботливые родители стараются многосторонне развивать свое любимое сокровище, так, что у него совсем не остается детства. Каждый день разные кружки и секции, и ребенок уже как маленький серьезный старичок кругозор его ширится, а тяжесть от обязанностей все сильнее наваливается. Знание соционического типа подсказывает, как сфокусироваться на важном, и отказаться от того, что не станет для ребенка подспорьем в самоощущении или в профессии. Это позволяет освободить время для детства и не упустить развитие ключевых компетенций, распыляясь на все возможное в современном мире изобилие направлений развития.
Вкладываться активно и много в детей да! Но практика показывает, что «не всегда в коня корм» Знание о существовании разных типов информационного метаболизма может стать особенно полезным при большой заботе о детях и внимании к ним. Кроме того, у каждого типа помимо сильных, есть и слабые стороны, и если их случайно начать развивать, то погаснут настоящие таланты, а придуманные не разовьются выше пользовательского режима. И эти нюансы тоже полезно знать, чтобы не обрекать ребенка на будущее профессиональное существование в режиме исполнителя, а не творца.
И, наконец, в качестве последней, но самой очевидной причины необходимости определения психотипа ребенка будет названа собственно сама профориентация: какую профессиональную дорожку выбрать и куда дальше идти учиться после школы. Тенденции последних изменений программ школьного образования будут вынуждать определяться с профессиональной специализацией все в более и более раннем возрасте. И эту проблему значительно облегчает существование соционического знания в нем есть ценнейшие подсказки по тем сильным сторонам человека, которые в определенных возрастных периодах могут быть не так очевидны. А ведь существуют давно изученные закономерности развития и наполнения нашей информационной природы, и специалисты все эти моменты смогут учесть и дать корректировки порой крайне неверно выбранным родителями для своего чада векторам профессионального развития.
Родители, бывает, такого ребенка могут записать в гуманитарии, а огромный его потенциал таится именно в сфере бизнес-технологий, в нем с пеленок неискоренимая живая экономика и соответствующий масштаб. Печально, но без доверия ребенку и знаний об информационной «врожденной» специализации родители этого порой не замечают и направляют в «психологи». На консультации были расставлены иные акценты по сильным сторонам данного юноши.
Перечисленные выше проблемы можно решить благодаря типированию определению соционического типа ребенка и психотипа родителей и выявлению общих закономерностей развития отношений между ними, что, как правило, осуществимо в рамках одной соционической консультации. Такие консультации еженедельно проводятся у нас в Школе прикладной соционики под руководством Е.А.Удаловой.
Москва, 2014