Антонина Пушкарева, Анастасия Денисова
Научный руководитель: Елена Андреевна Удалова
Редактор: Анна Хайдина
Доклад на конференции
«Соционические чтения года 2015»
Несомненно, одним из важнейших аспектов в личностном становлении и взрослении любого человека является его взаимодействие с матерью. Более того, тип информационного метаболизма (ТИМ) ребенка полностью зависит от состояния мамы: ТИМ не передается генетически, а формируется в период беременности. Изначально психоэмоциональное состояние беременной мамы и реакция на окружающую действительность формирует тип будущего ребёнка ещё на стадии развития плода — набор его сильных потенциалов, функций.
Затем с молоком матери ребёнок впитывает информацию об окружающем мире и раскрывает (или не раскрывает) эти данные ему потенциалы. Помимо этого перенимает оценку об окружающей действительности через призму маминых реакций, взглядов и суждений. И так по нарастающей на разных этапах взросления человека. Пока он, как птенец, не оперится и не вылетит из обустроенного гнёздышка маминых мировоззрений навстречу уже собственному опыту.
Но даже тогда, сколько бы человек не ступал дальше, словно невидимой нитью, вшитой в подсознание, материнские учения, слова и наставления будут влиять на мировосприятие и развитие личности человека. И хорошо, если между мамой и ребёнком сложились соционически комфортные отношения исходя из их типов и статуса родитель-ребёнок, старший-младший. Тогда раскрытие потенциалов ребенка проходят в комфортном режиме.
А что если интертипные отношения сложнее, и то, что ребенку дано как сильные стороны, попадает на слабые функции мамы, не всегда из-за этого способной распознать там таланты и силу? Рассмотрению вот таких случаев и выявлению в них закономерностей и будет посвящено наше исследование. А конкретно, данный материал рассматривает особенности развития в таких условиях «волевой сенсорики». Это те случаи, когда четырёхмерные функции ребёнка (т.е. первая — базовая, или восьмая — фоновая) попадают на одномерные (т.е. на четвёртую — болевую или пятую — суггестивную) функции матери.
В целом проблема заключается в следующем — те вопросы, которые для мамы необозримы в силу ее слабых функций и отсутствия многомерности восприятия соответствующих аспектов информации, ею не ценятся и при проявлениях у ребенка, т.к. она не видит в них особого смысла и интереса, и даже старается избегать их. Вследствие этого данные моменты не будут прорабатываться в общении с ребенком, и не будут наполняться, какое бы важное место они не занимали в его структуре психике. И это приводит к вполне зримым пробелам и недостаткам заполнения модели ребенка, которые мать не в силах заметить, в силу своей информационной природы. Хотя, конечно, при этом нельзя не учитывать факт, что наличие других людей в окружении ребенка может нейтрализовать этот эффект, если они вносят свой вклад в воспитание. Но, тем не менее, влияние мамы здесь чаще оказывается критическим.
Попробуем еще раз обобщить те эффекты, которые были неоднократно описаны в самом схематичном виде, при ненаполненности модели. А затем посмотрим закономерности и проявления именно у конкретной функции — «волевой сенсорики» (или сокращенно ЧС — «черная сенсорика»).
БАЗОВАЯ РЕБЕНКА — БОЛЕВАЯ ИЛИ СУГГЕСТИВНАЯ МАТЕРИ
Интертипные отношения: дуальные, полудуальные, конфликт и контроль ребенка
При попадании слабых функций матери на базовую ребенка мы получаем глубокую неосведомленность ребенка в вопросах своей основы личности, приводящую к неуверенности, инфантильности и сниженной самооценке. Оценка внешней реальности тоже происходит по примитивным шаблонам, не отражающим сложную структуру явлений. Такой человек удивляет склонностью к жестким упрощенным оценкам, неожиданным для данного типа, неспособностью выслушать и вписать в свое «мировоззрение» новую для него информацию. У него отсутствует осознанность правильности действий.
ФОНОВАЯ РЕБЕНКА — БОЛЕВАЯ ИЛИ СУГГЕСТИВНАЯ МАТЕРИ
Отношения: дуальные, мираж, конфликт, контроль матери
При попадании слабых функций матери на фоновую функцию ребенка трудности возникают при бессознательной оценке ситуации, потеря контроля над ней, неготовность к изменениям течения процессов, беспомощность при возникновении негативных тенденций. Человек не отслеживает состояние мира по данному параметру, постоянно сталкивается со своей неготовностью реагировать на внезапные перемены, пытается защититься примитивными шаблонами, которые в принципе не могут помочь. У него возникает желание сбросить на кого-то ответственность по данному аспекту, не считать его значительным, спрятать голову в песок до разрешения ситуации. Такой подход делает его ненадежным партнером, не способным постоять за свои сверхценности. Со всеми вытекающими из этого грустными последствиями.
Имея возможность наблюдать проявления и сложности уже взрослых людей, воспитанных мамами с вышеобозначенными интертипными отношениями, мы решили поисследовать этот момент — с чем именно сталкиваются люди в случае каждой конкретной функции. И в процессе наших наблюдений и исследований, оказалось, что не все так однозначно, как принято описывать. И влияние одномерной функции мамы на четырехмерную ребенка крайне отличается в случае, когда информация идет с болевой или с суггестивной. Это позволило открыть новые грани и нюансы в интертипном взаимодействии диады мама-ребенок.
Данный конкретный материал посвящен рассмотрению только волевой сенсорики. Соответственно мы наблюдали и опрашивали взрослых людей, старше 21-го года, у кого четырехмерная волевая сенсорика — в 1-й или в 8-й ячейке, и чьи мамы протипированы. Ниже приведены некоторые закономерности с примерами, которые нам удалось пронаблюдать и выявить в процессе такого исследования. В статье рассмотрены закономерности влияния с болевой матери на базовую ребенка и с суггестивной на базовую, поскольку они чаще приводят к ощутимым последствиям. А аналогичное влияние — на фоновую ребенка, как показывают наблюдения, не столь критичны, поэтому мы оставили их за рамками этого материала.
Здесь рассмотрим вариант, когда ЧС у мамы болевая, а у ребенка это осознанная четырехмерная функция. Это в отношениях контроля и конфликта: Наполеон-Робеспьер, Наполеон-Достоевский, Жуков-Достоевский, Жуков-Робеспьер.
Общие положения данных отношений следующие. Человеку с чьей базовой информация попадает на болевую, становится понятно, что партнёр его не воспринимает. Объяснить ничего невозможно, поскольку партнёру некуда укладывать эту информацию. Объём четырёхмерной не умещается в одномерном канале. Картина мира по 4-ой не видит ни красок, ни объёма. Там есть только категоричные, плоские суждения, «да/нет», «хорошо/плохо». Подробная, широкоформатная подача информации с 1-ой на 4-ую воспринимается партнёром, как намеренно причиняемая боль, как давление на него. Подавая информацию с 1-ой на 4-ую, есть вероятность «утопить» человека в огромном потоке непонятной информации. Болевая точка быстро насыщается, схлопывается. Далее информация вытесняется вообще.
ОТНОШЕНИЯ КОНТРОЛЯ
(Жуков(ребёнок)) — Робеспьер(мать), Наполеон(ребёнок)) — Достоевский (мать))
Несимметричные отношения. Здесь партнёры находятся в существенно неравном положении. Информация с базовой (1к) функции контролёра попадает на болевую точку (4п) подконтрольного, как в конфликте, вызывая неприятие личности контролёра и отторжение информации, идущей от него. Часто такой расклад приводит к так называемой «инверсии сверхценностей» — когда ценностные установки с фоновой функции превалируют над установками с базовой. Т.е негативная информация с защитного блока, перевешивает позитивную взрослого блока. Усвоенные с детства стандартные программы выживания заменяют ему творческий ответственный подход к жизни. Такая вывернутая композиция разрушительна. Человек сам себе не позволяет быть взрослым, а считает, что надо ориентироваться на стандартные программы выживания. Он не волне взрослый или боится жизни.
При инверсии сверхценностей контролера (ребёнка в данном случае) мы получаем обратное воздействие, которое, заставляет человека ограничивать себя в защите своей болевой точки, вытеснять эти проблемы в блок стандартных программ выживания. У Жукова — «следует ограничить желания здравым смыслом». У Наполеона — «жестокость мира вызывает возмущение».
ОТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТА
(Наполеон (ребенок) — Робеспьер (мать), Жуков (ребенок)) — Достоевский (мать))
Симметричные отношения, и оба партнёра находятся в равных напряжённых условиях. Информация с базовой попадает на болевую точку партнёра. Любое непосредственное проявление личности больно задевает его, вызывает реакцию неприятия. Также высок риск того, что произойдет инверсия сверхценностей — значимость базовой приуменьшается. При этом при инверсии сверхценностей конфликтёр претендует на роль непререкаемого авторитета, жёстко насаждающего в детский блок партнера свои социальные нормы с фоновой функции и постоянно травмирующего его болевую точку личностной критикой с базовой функции.
Для начала короткий обзор о том, что включает в себя волевая сенсорика, когда она в сбалансированном состоянии, и какие грани в норме проявляет, содержит.
Основная суть данной функции вытекает из самого её названия — это проявление собственной силы воли и желаний, ответственности и защиты близких. Люди с этой многомерной функцией проходят свой жизненный путь, будто покоряя или завоёвывая территорию, осваивая пространство, расширяя и отстаивая свои границы. Их самореализация естественным образом проявляется в завоевании авторитета, власти над миром, отстаивании своей правоты и подавлении всего, что мешает выбранной цели, а также статусе и престиже. Это активная, экстравертная, выносливая и работоспособная функция, ценящая награды. С детства выражается в желании быть первым: медалистом, отличником или неформальным лидером. Такие люди умеют противостоять давлению обстоятельств, удерживая выбранную стратегию, оставаясь опорой для окружающих в жизненных перетрясках. А свою любовь проявляют в ответственности и гордости за любимого, волевой поддержке, чувстве принадлежности и собственности.
А теперь мы можем посмотреть те проблемы и отклонения данной функции, которые вызваны соответствующим влиянием матери и воспитанием в вышеобозначенных интертипных отношениях — конфликта и контроля.
В силу того, что мама не поощряет характерных качеств ЧС — ей они некомфортны и кажутся социально неприемлемыми, то вырастая, человек с базовой ЧС при очередной попытке проявить себя с этой функции, испытывает за это чувство вины.
Конечно же, ЧС у Ольги не обуздана. Она её сдерживает, зажимает, а потом может обрушить, как разросшийся снежный ком. Ольга и сама от этого, будто капитан неуправляемого судна — то пассивно дрейфует под воздействием внешних ветров, то со всей мощи, не справляясь с управлением, врезается в какой-нибудь несчастный кораблик. В итоге страдают все «команды». Разумеется, от такой дезориентации ей и самой не по себе. Она не может найти себе места. Начинаются нервные срывы, депрессия.
ЧС, как ранее упоминалось, личностно выражается в силе желаний, а, стало быть, для сенсорика — это инструмент достижения целей и продвижения по своему жизненному пути. Маме, у которой это функция в болевой ячейке, такие проявления ребёнка кажутся капризами и неумеренными амбициями, якобы мешающими жить спокойной и нормальной жизнью.
В такой ситуации сложно развить силу желаний и воли, дабы разрешить своему «хочу» развиться и снять «зажимы». Эти комплексы с детства внушались маминым отторжением и критикой, что ребенок — эгоист. Не трудно догадаться, как истоптан к взрослому возрасту потенциал такого Наполеона. И вот каковы его собственные ощущения: «Чувствуешь себя беспомощным. Ты не в силах ничего изменить. Не в силах, как бы ты не хотел, ничего сделать. Ты — бесполезен. Всё — бесполезно. Хочется повлиять на этот мир, преобразовать, а он рушится. Будто единственно орудие, которым ты можешь управлять, сломано, и вместо созидания, лишь разрушает всё. И ты не можешь с этим ничего поделать. Ты вообще ничего не можешь…»
Для ЧС конкуренция — нормальное проявление, так же как и ориентация на престиж и стремление завоевать общественное признание. Когда с детства данные качества не поощряются, то человек схлопывает в себе эту потребность, и вместо стремления к лидерству прячется в тени, в «середнячках».
Жизнь по натуре активной, целеустремлённой и озорной девочки превратилась в пасмурную тоску. Депрессия наводила на мысли о «несчастных случаях». Мучили угрызения совести, за то, что это неправильные порывы, что надо быть другой, надо быть тише — серой мышью, скромно поддающейся воле судьбы.
Ответственность за дело, за других людей, волевая поддержка в ситуациях, где нужен устойчивый якорь — в норме, естественные проявления ЧС. При искажениях, такая роль у человека будет вызывать страх.
В результате, это важное свойство многомерной сенсорики — быть ответственным за себя, родных, за коллектив, — полностью погасло. Вместо уверенной опоры для других, коим может быть Жуков, девушка испытывает страх перед такими «вызовами судьбы». Боится, что не справится с задачей, боится, что не увлечёт своей идеей людей, что недостаточно компетентна в вопросах взаимодействия с коллективом и влияния на него. Чувствует душевный порыв, но он будто в заточении, как птица в клетке. Не видит выхода. Не знает пути. Не понимает, как выбраться на встречу СВОЕЙ судьбе. Ею владеет страх становиться ответственным, хотя в норме — это естественное проявление ЧС.
Проявление заботы, как защиты тех, кто в ней нуждается — это нормальное проявление ЧС. Естественно, если в соответствующих ситуациях таким сенсориком выдаётся неадекватная реакция, а несбалансированные эмоциональные порывы, это признак отклонения.
Эта роль — защитника — вызывает у сенсорика страх, т.е. это является признаком сильного отклонения.
Под авторитетным, но критическим воздействием болевой функции матери на базовую ребёнка, у него происходит запрет на основу личности. Это и не удивительно. Если постоянно бить по стволу деревца, рано или поздно оно сломается. Тем более, если делать это с первых росточков. Так и любой талант можно утопить в гуще осуждений. Это случается и с базовой функцией, несмотря на всю её сознательность и многомерность. Происходит разбалансировка информационной модели. Словно защищаясь от внешней опасности, позитивная осознанная функция сворачивается внутрь, выставляя наружу колючий клубок защитного блока. Модель А словно выворачивается наизнанку. Акцент с базовой переходит на фоновую, и происходит инверсия сверхценностей. В случае с Наполеонами — это повышенная эмоциональная неустойчивость, а в случае Жуковых — это повышенное беспокойство за выживание, постоянные проблемы с деньгами.
Отсюда видно, что через заложенную в Оле ответственность за других людей идёт переживание за их состояние. Поэтому ей так плохо. Она эмоционирует в ущерб себе и окружающим. В таком состоянии она подобна локомотиву, сошедшему с рельс негативных эмоций. Это отрицательно сказывается на близких. Ей бы взять ответственность за свои переживания. Взять волю в кулак, собрать хаотично разбросанные эмоции и обуздать их всех, и себя вместе с ними. Взять бразды правления над расшатанными состояниями в свои, по природе волевые, руки. Потому что пока это не Наполеон, а какой-то вывернутый наизнанку «а-ля Гюго», который не заряжает позитивом толпу, а только рушит вокруг все коммуникации.
Здесь рассмотрим вариант, когда ЧС у мамы суггестивная, а у ребенка это осознанная четырехмерная функция. Это в отношениях дуальных и полудуальных: Наполеон-Бальзак, Наполеон-Есенин, Жуков-Есенин, Жуков-Бальзак.
Общая информация об взаимодействии ячеек 5-й и 1-й в этих отношениях. Послание с первой на пятую, воспринимается человеком с большим вниманием и уважением. Здесь нет спора, общение удовлетворяющее. Экспертные суждения с интересом и восхищением принимаются по суггестивной функции партнёра. Здесь нет понимания (т.к. функция одномерная), но принятие полнейшее. Она воспринимается как радость жизни, если информация подаётся позитивно. Но если она идёт в негативе, то, поскольку это детский блок, человек может чувствовать себя обиженным ребёнком, в данном случае мама.
(С 1-й ребёнка на 5-ю мамы) Партнёр с интересом и доверием воспринимает поданную информацию, руководствуется ею во всех своих действиях. Он стимулирует проявление базовых качеств личности в более совершенном виде, т.к. весьма нуждается в этой информации, даёт нам ощущение востребованности.
(С 5-й мамы на 1-ю ребёнка) Наши суждения партнёр воспринимает иронически, оценки — скептически. Он видит этот аспект гораздо отчётливее и объёмнее. Но наш неподдельный интерес к его суждениям делает наше общение нужным нам обоим.
ДУАЛЬНЫЙ ОТНОШЕНИЯ
(Наполеон-Бальзак, Жуков-Есенин)
Информация с базовой попадает на суггестивную партнёра. Здесь она принимается некритиечки, с детским интересом, хорошо усваивается. Основа личности принимается безусловно. При инверсии наведённая беспомощность с 1-ой функции на 5-ую парализует, и негативная информация с 8-ой, срабатывающая, как защита от опасности, попадает прямо на незащищённую болевую точку. Это самое сильное из негативных информационных воздействий, которое чрезвычайно трудно выдержать партнёру. Т.к. будет постоянно травмироваться серединная мечта. На 5-ую: «всё, о чём ты мечтаешь, — ерунда». На 4-ую: «всё так плохо, что надо уходить в глухую защиту».
ПОЛУДУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(Жуков-Бальзак, Наполеон-Есенин)
Любое непосредственное проявление личности вызывает внимание и интерес. При инверсии партнёру важнее использовать нашу собственную активность, чем открывать перед нами новые горизонты знаний.
А теперь мы можем посмотреть те проблемы и отклонения данной функции, которые вызваны соответствующим влиянием матери и воспитанием в вышеобозначенных интертипных отношениях — полудуальных и дуальных.
Там, где с сильной функции видна неадекватность и она может легко скорректироваться, здесь в связи с тем, что родителя нельзя ограничить, возникает барьер у ребенка, повышенная острота реагирование на неадекватные проявления ЧС со стороны мамы.
Непонимание матерью ошибочности своих действий и накапливающееся раздражение сына неизбежно приводит к конфликтам. И как любящий и уважающий свою мать сын, он не может «надавить» на неё, одним резким движением отодвинув со своей территории.
Оказывается, при суггестивной мамы влияние одномерной функции на четырехмерную ребенка в процессе его развития может быть не только с отрицательным. Если мама дает этим проявления быть, то возникает положительный эффект. У мамы есть запрос на многомерную функцию ребенка, непосредственное восхищение, которое способствует раскрытию, проявлению его базовой.
В силу «детского» запроса на ЧС мама может побуждать сына к соответствующим проявлениям. Таким образом, и сын может, уже расслабившись, не опасаясь ограничений, расправить крылья своей многомерной функции. Дать волю своей силовой природе. А заодно и снять с маминых плеч груз тяжёлых для неё аспектов. Пускай то будет физическая помощь на дачном участке. Сын может смело браться за работу, даже не столько из личного интереса, а чтобы разгрузить маму. Проявить вот так свою любовь и заботу. Видеть маму довольной своим трудом и одновременно облегчить хотя бы немного ей жизнь — двойное удовольствие! Тем более, для той грани чёрной сенсорики, которая проявляется в защите, уважении и заботе о близких.
И это не мама-Робеспьер, которая сочла бы такой наказ за грубость, а именно суггестивный детский восторг матери.
В данном раскладе также замечена повышенная активность 8-й функции. Получается, что 7-я несколько зажимается, самоограничение срабатывает чаще, а вот 8-я активизируется сильнее, чем в норме. Что также может приводить к инверсии сверхценностей.
Даже несмотря на суггестивный запрос матери на базовую ребёнка, с её стороны это всё равно одномерный ракурс. И мама время от времени будет погашать основу личности сына, вводя его в состояние раздражения и защиты. Как и у любого другого Наполеона, у Артема инверсия проявляется в переизбытке эмоций, идущих с негативным напором. Сын, видя неадекватные суждения и амбиции матери по своему сильному аспекту делает скидку на мамин авторитет, поначалу стараясь сдерживать неуместную критику и контроль. Но рано или поздно уровень раздражения зашкаливает за «красную зону». Терпение лопается, и негативные эмоции срываются с цепи, как разъярённый зверь. И, как для дуала, для мамы-Бальзака это одно из самых негативных воздействий, так как дополнительно бьёт по болевой точке со всей негативной яростью. Такие конфликты сродни катастрофе.
В варианте таких интертипных отношений во многом помогает знание. Это позволяет осознанно родителю сдерживать свои ограничения с плохо видящей функции. А также важно предусматривать возможность общения ребенка с теми, у кого также многомерные ЧС, чтобы происходило выравнивание информационного наполнения.
Москва, 11.10.2015
Удалова Е.А. Уроки соционики-2, или Секреты наших отношений // М., 2007
Гуленко В., Тыщенко В. Юнг в Школе. Соционика — межвозрастной педагогике // Издательство Новосибирского университета, 1998
Удалова Е.А. Искажение соционического типа. Быть или казаться // М., 2009