Антонина Пушкарева, Анастасия Денисова
Научный руководитель: Елена Андреевна Удалова
Редактор: Анна Хайдина

Доклад на конференции
«Соционические чтения года 2015»

НЕДОРАЗВИТИЕ СИЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ЧС РЕБЕНКА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЛИНЕЙНЫМ ФУНКЦИЯМ МАТЕРИ

Вводное слово

Несомненно, одним из важнейших аспектов в личностном становлении и взрослении любого человека является его взаимодействие с матерью. Более того, тип информационного метаболизма (ТИМ) ребенка полностью зависит от состояния мамы: ТИМ не передается генетически, а формируется в период беременности. Изначально психоэмоциональное состояние беременной мамы и реакция на окружающую действительность формирует тип будущего ребёнка ещё на стадии развития плода — набор его сильных потенциалов, функций.

Затем с молоком матери ребёнок впитывает информацию об окружающем мире и раскрывает (или не раскрывает) эти данные ему потенциалы. Помимо этого перенимает оценку об окружающей действительности через призму маминых реакций, взглядов и суждений. И так по нарастающей на разных этапах взросления человека. Пока он, как птенец, не оперится и не вылетит из обустроенного гнёздышка маминых мировоззрений навстречу уже собственному опыту.

Но даже тогда, сколько бы человек не ступал дальше, словно невидимой нитью, вшитой в подсознание, материнские учения, слова и наставления будут влиять на мировосприятие и развитие личности человека. И хорошо, если между мамой и ребёнком сложились соционически комфортные отношения исходя из их типов и статуса родитель-ребёнок, старший-младший. Тогда раскрытие потенциалов ребенка проходят в комфортном режиме.

А что если интертипные отношения сложнее, и то, что ребенку дано как сильные стороны, попадает на слабые функции мамы, не всегда из-за этого способной распознать там таланты и силу? Рассмотрению вот таких случаев и выявлению в них закономерностей и будет посвящено наше исследование. А конкретно, данный материал рассматривает особенности развития в таких условиях «волевой сенсорики». Это те случаи, когда четырёхмерные функции ребёнка (т.е. первая — базовая, или восьмая — фоновая) попадают на одномерные (т.е. на четвёртую — болевую или пятую — суггестивную) функции матери.

Суть проблемы — ненаполненность модели

В целом проблема заключается в следующем — те вопросы, которые для мамы необозримы в силу ее слабых функций и отсутствия многомерности восприятия соответствующих аспектов информации, ею не ценятся и при проявлениях у ребенка, т.к. она не видит в них особого смысла и интереса, и даже старается избегать их. Вследствие этого данные моменты не будут прорабатываться в общении с ребенком, и не будут наполняться, какое бы важное место они не занимали в его структуре психике. И это приводит к вполне зримым пробелам и недостаткам заполнения модели ребенка, которые мать не в силах заметить, в силу своей информационной природы. Хотя, конечно, при этом нельзя не учитывать факт, что наличие других людей в окружении ребенка может нейтрализовать этот эффект, если они вносят свой вклад в воспитание. Но, тем не менее, влияние мамы здесь чаще оказывается критическим.

Попробуем еще раз обобщить те эффекты, которые были неоднократно описаны в самом схематичном виде, при ненаполненности модели. А затем посмотрим закономерности и проявления именно у конкретной функции — «волевой сенсорики» (или сокращенно ЧС — «черная сенсорика»).

БАЗОВАЯ РЕБЕНКА — БОЛЕВАЯ ИЛИ СУГГЕСТИВНАЯ МАТЕРИ
Интертипные отношения: дуальные, полудуальные, конфликт и контроль ребенка
При попадании слабых функций матери на базовую ребенка мы получаем глубокую неосведомленность ребенка в вопросах своей основы личности, приводящую к неуверенности, инфантильности и сниженной самооценке. Оценка внешней реальности тоже происходит по примитивным шаблонам, не отражающим сложную структуру явлений. Такой человек удивляет склонностью к жестким упрощенным оценкам, неожиданным для данного типа, неспособностью выслушать и вписать в свое «мировоззрение» новую для него информацию. У него отсутствует осознанность правильности действий.

ФОНОВАЯ РЕБЕНКА — БОЛЕВАЯ ИЛИ СУГГЕСТИВНАЯ МАТЕРИ
Отношения: дуальные, мираж, конфликт, контроль матери
При попадании слабых функций матери на фоновую функцию ребенка трудности возникают при бессознательной оценке ситуации, потеря контроля над ней, неготовность к изменениям течения процессов, беспомощность при возникновении негативных тенденций. Человек не отслеживает состояние мира по данному параметру, постоянно сталкивается со своей неготовностью реагировать на внезапные перемены, пытается защититься примитивными шаблонами, которые в принципе не могут помочь. У него возникает желание сбросить на кого-то ответственность по данному аспекту, не считать его значительным, спрятать голову в песок до разрешения ситуации. Такой подход делает его ненадежным партнером, не способным постоять за свои сверхценности. Со всеми вытекающими из этого грустными последствиями.

Имея возможность наблюдать проявления и сложности уже взрослых людей, воспитанных мамами с вышеобозначенными интертипными отношениями, мы решили поисследовать этот момент — с чем именно сталкиваются люди в случае каждой конкретной функции. И в процессе наших наблюдений и исследований, оказалось, что не все так однозначно, как принято описывать. И влияние одномерной функции мамы на четырехмерную ребенка крайне отличается в случае, когда информация идет с болевой или с суггестивной. Это позволило открыть новые грани и нюансы в интертипном взаимодействии диады мама-ребенок.

Данный конкретный материал посвящен рассмотрению только волевой сенсорики. Соответственно мы наблюдали и опрашивали взрослых людей, старше 21-го года, у кого четырехмерная волевая сенсорика — в 1-й или в 8-й ячейке, и чьи мамы протипированы. Ниже приведены некоторые закономерности с примерами, которые нам удалось пронаблюдать и выявить в процессе такого исследования. В статье рассмотрены закономерности влияния с болевой матери на базовую ребенка и с суггестивной на базовую, поскольку они чаще приводят к ощутимым последствиям. А аналогичное влияние — на фоновую ребенка, как показывают наблюдения, не столь критичны, поэтому мы оставили их за рамками этого материала.

Влияние болевой функции мамы на базовую ребенка

Здесь рассмотрим вариант, когда ЧС у мамы болевая, а у ребенка это осознанная четырехмерная функция. Это в отношениях контроля и конфликта: Наполеон-Робеспьер, Наполеон-Достоевский, Жуков-Достоевский, Жуков-Робеспьер.

Общие положения данных отношений следующие. Человеку с чьей базовой информация попадает на болевую, становится понятно, что партнёр его не воспринимает. Объяснить ничего невозможно, поскольку партнёру некуда укладывать эту информацию. Объём четырёхмерной не умещается в одномерном канале. Картина мира по 4-ой не видит ни красок, ни объёма. Там есть только категоричные, плоские суждения, «да/нет», «хорошо/плохо». Подробная, широкоформатная подача информации с 1-ой на 4-ую воспринимается партнёром, как намеренно причиняемая боль, как давление на него. Подавая информацию с 1-ой на 4-ую, есть вероятность «утопить» человека в огромном потоке непонятной информации. Болевая точка быстро насыщается, схлопывается. Далее информация вытесняется вообще.

ОТНОШЕНИЯ КОНТРОЛЯ
(Жуков(ребёнок)) — Робеспьер(мать), Наполеон(ребёнок)) — Достоевский (мать))
Несимметричные отношения. Здесь партнёры находятся в существенно неравном положении. Информация с базовой (1к) функции контролёра попадает на болевую точку (4п) подконтрольного, как в конфликте, вызывая неприятие личности контролёра и отторжение информации, идущей от него. Часто такой расклад приводит к так называемой «инверсии сверхценностей» — когда ценностные установки с фоновой функции превалируют над установками с базовой. Т.е негативная информация с защитного блока, перевешивает позитивную взрослого блока. Усвоенные с детства стандартные программы выживания заменяют ему творческий ответственный подход к жизни. Такая вывернутая композиция разрушительна. Человек сам себе не позволяет быть взрослым, а считает, что надо ориентироваться на стандартные программы выживания. Он не волне взрослый или боится жизни.

При инверсии сверхценностей контролера (ребёнка в данном случае) мы получаем обратное воздействие, которое, заставляет человека ограничивать себя в защите своей болевой точки, вытеснять эти проблемы в блок стандартных программ выживания. У Жукова — «следует ограничить желания здравым смыслом». У Наполеона — «жестокость мира вызывает возмущение».

ОТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТА
(Наполеон (ребенок) — Робеспьер (мать), Жуков (ребенок)) — Достоевский (мать))
Симметричные отношения, и оба партнёра находятся в равных напряжённых условиях. Информация с базовой попадает на болевую точку партнёра. Любое непосредственное проявление личности больно задевает его, вызывает реакцию неприятия. Также высок риск того, что произойдет инверсия сверхценностей — значимость базовой приуменьшается. При этом при инверсии сверхценностей конфликтёр претендует на роль непререкаемого авторитета, жёстко насаждающего в детский блок партнера свои социальные нормы с фоновой функции и постоянно травмирующего его болевую точку личностной критикой с базовой функции.

Дисбаланс базовой ЧС

Для начала короткий обзор о том, что включает в себя волевая сенсорика, когда она в сбалансированном состоянии, и какие грани в норме проявляет, содержит.
Основная суть данной функции вытекает из самого её названия — это проявление собственной силы воли и желаний, ответственности и защиты близких. Люди с этой многомерной функцией проходят свой жизненный путь, будто покоряя или завоёвывая территорию, осваивая пространство, расширяя и отстаивая свои границы. Их самореализация естественным образом проявляется в завоевании авторитета, власти над миром, отстаивании своей правоты и подавлении всего, что мешает выбранной цели, а также статусе и престиже. Это активная, экстравертная, выносливая и работоспособная функция, ценящая награды. С детства выражается в желании быть первым: медалистом, отличником или неформальным лидером. Такие люди умеют противостоять давлению обстоятельств, удерживая выбранную стратегию, оставаясь опорой для окружающих в жизненных перетрясках. А свою любовь проявляют в ответственности и гордости за любимого, волевой поддержке, чувстве принадлежности и собственности.
А теперь мы можем посмотреть те проблемы и отклонения данной функции, которые вызваны соответствующим влиянием матери и воспитанием в вышеобозначенных интертипных отношениях — конфликта и контроля.

Проблема 1. Человек стыдится естественных проявлений по ЧС

В силу того, что мама не поощряет характерных качеств ЧС — ей они некомфортны и кажутся социально неприемлемыми, то вырастая, человек с базовой ЧС при очередной попытке проявить себя с этой функции, испытывает за это чувство вины.

Конечно же, ЧС у Ольги не обуздана. Она её сдерживает, зажимает, а потом может обрушить, как разросшийся снежный ком. Ольга и сама от этого, будто капитан неуправляемого судна — то пассивно дрейфует под воздействием внешних ветров, то со всей мощи, не справляясь с управлением, врезается в какой-нибудь несчастный кораблик. В итоге страдают все «команды». Разумеется, от такой дезориентации ей и самой не по себе. Она не может найти себе места. Начинаются нервные срывы, депрессия.

Проблема 2. Проблема с пониманием своих желаний

ЧС, как ранее упоминалось, личностно выражается в силе желаний, а, стало быть, для сенсорика — это инструмент достижения целей и продвижения по своему жизненному пути. Маме, у которой это функция в болевой ячейке, такие проявления ребёнка кажутся капризами и неумеренными амбициями, якобы мешающими жить спокойной и нормальной жизнью.

В такой ситуации сложно развить силу желаний и воли, дабы разрешить своему «хочу» развиться и снять «зажимы». Эти комплексы с детства внушались маминым отторжением и критикой, что ребенок — эгоист. Не трудно догадаться, как истоптан к взрослому возрасту потенциал такого Наполеона. И вот каковы его собственные ощущения: «Чувствуешь себя беспомощным. Ты не в силах ничего изменить. Не в силах, как бы ты не хотел, ничего сделать. Ты — бесполезен. Всё — бесполезно. Хочется повлиять на этот мир, преобразовать, а он рушится. Будто единственно орудие, которым ты можешь управлять, сломано, и вместо созидания, лишь разрушает всё. И ты не можешь с этим ничего поделать. Ты вообще ничего не можешь…»

Проблема 3. Стремление быть в тени вместо лидерства

Для ЧС конкуренция — нормальное проявление, так же как и ориентация на престиж и стремление завоевать общественное признание. Когда с детства данные качества не поощряются, то человек схлопывает в себе эту потребность, и вместо стремления к лидерству прячется в тени, в «середнячках».

Жизнь по натуре активной, целеустремлённой и озорной девочки превратилась в пасмурную тоску. Депрессия наводила на мысли о «несчастных случаях». Мучили угрызения совести, за то, что это неправильные порывы, что надо быть другой, надо быть тише — серой мышью, скромно поддающейся воле судьбы.

Проблема 4. Избегается ответственность за других

Ответственность за дело, за других людей, волевая поддержка в ситуациях, где нужен устойчивый якорь — в норме, естественные проявления ЧС. При искажениях, такая роль у человека будет вызывать страх.

В результате, это важное свойство многомерной сенсорики — быть ответственным за себя, родных, за коллектив, — полностью погасло. Вместо уверенной опоры для других, коим может быть Жуков, девушка испытывает страх перед такими «вызовами судьбы». Боится, что не справится с задачей, боится, что не увлечёт своей идеей людей, что недостаточно компетентна в вопросах взаимодействия с коллективом и влияния на него. Чувствует душевный порыв, но он будто в заточении, как птица в клетке. Не видит выхода. Не знает пути. Не понимает, как выбраться на встречу СВОЕЙ судьбе. Ею владеет страх становиться ответственным, хотя в норме — это естественное проявление ЧС.

Проблема 5. Дезориентация в проявлении заботы

Проявление заботы, как защиты тех, кто в ней нуждается — это нормальное проявление ЧС. Естественно, если в соответствующих ситуациях таким сенсориком выдаётся неадекватная реакция, а несбалансированные эмоциональные порывы, это признак отклонения.

Эта роль — защитника — вызывает у сенсорика страх, т.е. это является признаком сильного отклонения.

Резюме по состоянию информационного баланса

Под авторитетным, но критическим воздействием болевой функции матери на базовую ребёнка, у него происходит запрет на основу личности. Это и не удивительно. Если постоянно бить по стволу деревца, рано или поздно оно сломается. Тем более, если делать это с первых росточков. Так и любой талант можно утопить в гуще осуждений. Это случается и с базовой функцией, несмотря на всю её сознательность и многомерность. Происходит разбалансировка информационной модели. Словно защищаясь от внешней опасности, позитивная осознанная функция сворачивается внутрь, выставляя наружу колючий клубок защитного блока. Модель А словно выворачивается наизнанку. Акцент с базовой переходит на фоновую, и происходит инверсия сверхценностей. В случае с Наполеонами — это повышенная эмоциональная неустойчивость, а в случае Жуковых — это повышенное беспокойство за выживание, постоянные проблемы с деньгами.

Отсюда видно, что через заложенную в Оле ответственность за других людей идёт переживание за их состояние. Поэтому ей так плохо. Она эмоционирует в ущерб себе и окружающим. В таком состоянии она подобна локомотиву, сошедшему с рельс негативных эмоций. Это отрицательно сказывается на близких. Ей бы взять ответственность за свои переживания. Взять волю в кулак, собрать хаотично разбросанные эмоции и обуздать их всех, и себя вместе с ними. Взять бразды правления над расшатанными состояниями в свои, по природе волевые, руки. Потому что пока это не Наполеон, а какой-то вывернутый наизнанку «а-ля Гюго», который не заряжает позитивом толпу, а только рушит вокруг все коммуникации.

ВЛИЯНИЕ СУГГЕСТИВНОЙ МАМЫ НА БАЗОВУЮ РЕБЕНКА

Здесь рассмотрим вариант, когда ЧС у мамы суггестивная, а у ребенка это осознанная четырехмерная функция. Это в отношениях дуальных и полудуальных: Наполеон-Бальзак, Наполеон-Есенин, Жуков-Есенин, Жуков-Бальзак.

Общая информация об взаимодействии ячеек 5-й и 1-й в этих отношениях. Послание с первой на пятую, воспринимается человеком с большим вниманием и уважением. Здесь нет спора, общение удовлетворяющее. Экспертные суждения с интересом и восхищением принимаются по суггестивной функции партнёра. Здесь нет понимания (т.к. функция одномерная), но принятие полнейшее. Она воспринимается как радость жизни, если информация подаётся позитивно. Но если она идёт в негативе, то, поскольку это детский блок, человек может чувствовать себя обиженным ребёнком, в данном случае мама.

(С 1-й ребёнка на 5-ю мамы) Партнёр с интересом и доверием воспринимает поданную информацию, руководствуется ею во всех своих действиях. Он стимулирует проявление базовых качеств личности в более совершенном виде, т.к. весьма нуждается в этой информации, даёт нам ощущение востребованности.

(С 5-й мамы на 1-ю ребёнка) Наши суждения партнёр воспринимает иронически, оценки — скептически. Он видит этот аспект гораздо отчётливее и объёмнее. Но наш неподдельный интерес к его суждениям делает наше общение нужным нам обоим.

ДУАЛЬНЫЙ ОТНОШЕНИЯ
(Наполеон-Бальзак, Жуков-Есенин)
Информация с базовой попадает на суггестивную партнёра. Здесь она принимается некритиечки, с детским интересом, хорошо усваивается. Основа личности принимается безусловно. При инверсии наведённая беспомощность с 1-ой функции на 5-ую парализует, и негативная информация с 8-ой, срабатывающая, как защита от опасности, попадает прямо на незащищённую болевую точку. Это самое сильное из негативных информационных воздействий, которое чрезвычайно трудно выдержать партнёру. Т.к. будет постоянно травмироваться серединная мечта. На 5-ую: «всё, о чём ты мечтаешь, — ерунда». На 4-ую: «всё так плохо, что надо уходить в глухую защиту».

ПОЛУДУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(Жуков-Бальзак, Наполеон-Есенин)
Любое непосредственное проявление личности вызывает внимание и интерес. При инверсии партнёру важнее использовать нашу собственную активность, чем открывать перед нами новые горизонты знаний.

А теперь мы можем посмотреть те проблемы и отклонения данной функции, которые вызваны соответствующим влиянием матери и воспитанием в вышеобозначенных интертипных отношениях — полудуальных и дуальных.

Проблема 1. Реакция на неадекватные проявления ЧС тормозится, зажимается

Там, где с сильной функции видна неадекватность и она может легко скорректироваться, здесь в связи с тем, что родителя нельзя ограничить, возникает барьер у ребенка, повышенная острота реагирование на неадекватные проявления ЧС со стороны мамы.

Непонимание матерью ошибочности своих действий и накапливающееся раздражение сына неизбежно приводит к конфликтам. И как любящий и уважающий свою мать сын, он не может «надавить» на неё, одним резким движением отодвинув со своей территории.

Проблема 2. Возможность стимулирования раскрытости базовой

Оказывается, при суггестивной мамы влияние одномерной функции на четырехмерную ребенка в процессе его развития может быть не только с отрицательным. Если мама дает этим проявления быть, то возникает положительный эффект. У мамы есть запрос на многомерную функцию ребенка, непосредственное восхищение, которое способствует раскрытию, проявлению его базовой.

В силу «детского» запроса на ЧС мама может побуждать сына к соответствующим проявлениям. Таким образом, и сын может, уже расслабившись, не опасаясь ограничений, расправить крылья своей многомерной функции. Дать волю своей силовой природе. А заодно и снять с маминых плеч груз тяжёлых для неё аспектов. Пускай то будет физическая помощь на дачном участке. Сын может смело браться за работу, даже не столько из личного интереса, а чтобы разгрузить маму. Проявить вот так свою любовь и заботу. Видеть маму довольной своим трудом и одновременно облегчить хотя бы немного ей жизнь — двойное удовольствие! Тем более, для той грани чёрной сенсорики, которая проявляется в защите, уважении и заботе о близких.

И это не мама-Робеспьер, которая сочла бы такой наказ за грубость, а именно суггестивный детский восторг матери.

Резюме по состоянию информационного баланса

В данном раскладе также замечена повышенная активность 8-й функции. Получается, что 7-я несколько зажимается, самоограничение срабатывает чаще, а вот 8-я активизируется сильнее, чем в норме. Что также может приводить к инверсии сверхценностей.

Даже несмотря на суггестивный запрос матери на базовую ребёнка, с её стороны это всё равно одномерный ракурс. И мама время от времени будет погашать основу личности сына, вводя его в состояние раздражения и защиты. Как и у любого другого Наполеона, у Артема инверсия проявляется в переизбытке эмоций, идущих с негативным напором. Сын, видя неадекватные суждения и амбиции матери по своему сильному аспекту делает скидку на мамин авторитет, поначалу стараясь сдерживать неуместную критику и контроль. Но рано или поздно уровень раздражения зашкаливает за «красную зону». Терпение лопается, и негативные эмоции срываются с цепи, как разъярённый зверь. И, как для дуала, для мамы-Бальзака это одно из самых негативных воздействий, так как дополнительно бьёт по болевой точке со всей негативной яростью. Такие конфликты сродни катастрофе.

Заключение: рекомендации по воспитанию

В варианте таких интертипных отношений во многом помогает знание. Это позволяет осознанно родителю сдерживать свои ограничения с плохо видящей функции. А также важно предусматривать возможность общения ребенка с теми, у кого также многомерные ЧС, чтобы происходило выравнивание информационного наполнения.

Москва, 11.10.2015


Список литературы:

Удалова Е.А. Уроки соционики-2, или Секреты наших отношений // М., 2007

Гуленко В., Тыщенко В. Юнг в Школе. Соционика — межвозрастной педагогике // Издательство Новосибирского университета, 1998

Удалова Е.А. Искажение соционического типа. Быть или казаться // М., 2009