Антонина Пушкарева, магистр соционики
Доклад к XV научно-практической конференции «СОЦИОНИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В БИЗНЕСЕ, СЕМЬЕ, ОБЩЕНИИ, ЛИЧНОМ РАЗВИТИИ»
Разные дети по-разному наделены от природы определенными сильными и слабыми сторонами. Они имеют разные потенциалы, чтобы воспринимать ту или иную информацию многогранно, объемно — это то, что в соционике называется тип информационного метаболизма (соционический тип, или сокращенно ТИМ). Это та самая операционная система, глубинная «прошивка», которая обуславливает предпочтения одних сфер информации и игнорирование других. При этом родители нередко имеют иной ТИМ, для них более естественно видеть объемно иные темы и сферы, чем для ребенка.
Многолетний опыт детских консультаций позволил нам выделить некоторые типичные проблемы взаимодействия необученных соционике родителей со своими детьми. Основное ожидание родителей заключается в том, что ребенок должен быть похож на них. В биологическом срезе это несомненно. Но ТИМ не наследуется и в плане информационном ребенок совершенно независимое существо никак не обязанное быть похожим на кого-то из семьи.
Да, мы разные, и в ряде моментов не понимаем друг друга, а по этой причине регулярно возникает ряд сложностей, которые мы наблюдаем в процессе детской соционической диагностики, чем и хотим поделиться в этом материале. Типичные проблемы неправильного воспитания:
Далее поделимся примерами из практики и подсказками, которые напрашиваются, когда мы овладеваем соционикой.
Есть стандартный набор ожиданий в культуре того, что должны девочки, а что — мальчики. И эти ожидания не редко входят в противоречие с теми типовыми потенциалами, которые есть у ребенка. А если родители в таком случае слепо следуют гендерным стандартам, то неизбежны искажения типа, которые вряд ли сделают человека счастливым.
Пример. Девочка, 12 лет, ТИМ — Габен, занимается танцами много лет. Спрашиваем про то, как она справляется с эмоциям при выступлении. «Никак, я на технологию смотрю, чтобы правильно все сделать». А отец по образованию математик, считает, что у нее нет математического мышления, она же девочка — а девочкам нужно развивать другое. Он интуит-логик, а дочка — сенсорная, и логика у нее деловая, а не структурная, поэтому он и не заметил в ней аналитических наклонностей. А у нее как раз вполне логическое мышление, просто не быстрее, и не вширь, а вглубь. И интеллект ей развивать надо, а музыкальные, эмоциональные перегрузки могут не пойти на пользу, невротизировать.
Есть общие стандартные ожидания, что ребенка надо учить языкам, музыке, рисованию. Плюс есть гендерные представления. Например, если девочка, то — танцы, если мальчик — то боевые искусства. А если посмотреть на типы детей, то в половине случаев эти стандарты «пролетают», не совпадают с потенциалами ТИМа, в итоге ребенок устает, он не успешен, у него падает самооценка.
Пример. Когда приводят на консультацию мальчиков Гексли, то если начать озвучивать варианты развития этических потенциалов, такие как театральные студии или психологические кружки, родители реагируют порой явным не согласием — «такое не подходит мальчику».
ПОДСКАЗКА РОДИТЕЛЯМ. Соционическая грамотность здесь могла бы сильно помочь. Информационный метаболизм местами противоречит устаревшим культурным шаблонам, и это важно знать — и про себя, и про своего ребенка. Ценно помочь ребенку сохранить контакт с самим собой, со своими интересами и желаниями, а не навязывать гендерные ожидания. Уважаемые родители, изучайте основы того, как устроена наша информационная природа (основы соционики), без этих знаний сложно удерживать гармонию в воспитании конкретного человека, особенно если его потенциалы входят в противоречие с отжившими культурными стереотипами.
Мы часто судим о других по себе. И родители также порой попадают в эту ловушку в отношении своих детей. Если какая-либо дисциплина самому родителю давалась или дается с трудом, то это же транслируется ребенку, порой неосознанно. Хотя для его развития может быть наоборот важно именно этим и заниматься.
Пример. Мама Есенин, в слабых функциях — логика, а ее сын — Максим, у которого сильные потенциалы тренируются как раз логическими задачами. Но мама сделала ставку на занятия музыкой, ведь математика в ее восприятии — «это так скучно!»
Детям важно, чтобы взрослые поняли их реальные потребности, сильные и слабые стороны, и не сравнивали их с собой, со своими представлениями или с каким-либо эталоном какого-то образцового школьника, а сами про свои таланты поняли, реализовывали их, и учили детей обращаться по-хозяйски со своими слабыми и сильными сторонами.
Пример. Мама Джек, успешная деловая женщина, узнав, что ее четырехлетняя дочка — Дюма, прирожденная актриса и психолог, заявила на консультации: «Я так и знала, что она пошла в дебильную ветвь нашей семьи — актеров и режиссеров!»
ПОДСКАЗКА РОДИТЕЛЯМ. Многолетними соционическими исследованиями и практикой давно установлено, что ТИМ ребенка не передается генетически и не зависит от ТИМов родителей. Поэтому нередко случается расклад, когда сильные потенциалы ровно противоположны у разных членов семьи. И стоит уделить внимание тому, чтобы не судить его по себе, чтобы понять — какие потенциалы у ребенка, и не всегда это можно заметить самостоятельно. Могут мешать те же самые личные ожидания и проекции, поэтому в таких вопросах вполне оправданно обращаться к специалистам помогающих профессий.
В наши дни появилось много методик воспитания и развития детей. Но за каждой концепцией, как правило, стоит конкретный человек с его личными типовыми особенностями и его личным опытом по взаимодействию с детьми. И особенности его типа и опыта могут совсем не совпадать с ТИМом вашего ребенка. В итоге родители могут упускать очень важные моменты при воспитании определенных ТИМов детей.
Нередко приходится наблюдать, как интуитивные родители с удовольствием подхватывают концепции развития ребенка, где заявляется мягкость ограничений, порицается наказание и т.д. Ведь лишний раз проявлять волю, настойчивость интуитивному родителю тоже не близко. И если ребенок при этом интуит, то ничего критичного не происходит. А вот когда ребенок оказывается сенсорным, то такой подход к развитию приводит рано или поздно к бессилию, к неспособности обуздать неоформленную, но сильную детскую волю.
Пример. Мама и папа — интровертные логики-интуиты (Робеспьер и Бальзак), а сын — Жуков. Родители прочитали много литературы по воспитанию и выбрали концепцию, по которой детей нельзя наказывать и важно очень мягко ограничивать. В итоге сын командует своими родителями, а сам не может справиться с силой своих желаний — его необузданная волевая сенсорика крайне затрудняет ему задачи социализации.
Аналогичные сложности возникают в ситуации, когда родители — логики, а ребенок-этик получает свое через эмоциональное влияние. Родители не видят этические манипуляции, принимают это за чистую монету, а ребенок таким образом приучается манипулировать далеко не в конструктивном ключе.
Подпунктом этой проблемы можно еще назвать ситуацию, когда в семье несколько детей близкого возраста, и родители стремятся воспитывать и развивать всех идентично — ведь иначе кто-то будет завидовать, расстроится.
Пример. Мальчикам 10 и 7 лет, старший — логик-интуит (Робеспьер), младший — интуит-этик (Есенин). Старший занимается шахматами, ходит на кружок по кубику Рубика, занимается информатикой (все отлично получается). Младшего также ориентируют на эти же планки. Но там уже результаты не такие, и из-за этого у родителей переживания – почему второй не тянет, что с ним не так?
Происходит некое двойное послание — в программах, в концепциях развития, в методичках звучат правильные слова про индивидуальный подход, что мы готовим детей не для экзаменов, а для жизни, хотим сделать их счастливыми. В реальности же всех прогоняют через тестирование, учат одному набору дисциплин, развивают порой под копирку. Где же здесь тот самый индивидуальный подход, учитывающий конкретные образовательные и воспитательные потребности? По факту ведь, по какому критерию оценивают школу? На основании ЕГЭ. И качество образования оценивают по этому результату.
ПОДСКАЗКА РОДИТЕЛЯМ. Аккуратнее с концепциями воспитания, когда ожидания и планки ровно поднимаются по отношению к детям в целом. Дети разные, мы устроены по-разному, у каждого ребенка своя картинка потенциалов. Ребенок может в чем-то опережать сверстников и производить впечатление вундеркинда, а в чем-то другом отставать и теряться в каких-то ситуациях и не знать, что делать. Задача в том, чтобы для каждого ребенка можно было бы понять, где у него сильные и слабые стороны, и уже на основании этого решать вопрос — как его развивать, как и чему его учить, а о чем — только немножко информировать, какие у него индивидуальные потребности в развитии. Потому что одному ребенку важно медленно врабатываться в работу, и потом длительно, последовательно работать, другому ребенку важно работать короткими порциями. Одному ребенку важно обучаться через тело, и он лучше поймет таблицу умножения, когда пройдет ее по плиточкам ногами, а другой слету схватывает абстракции и ему важна скорость подачи новой информации. Одному следует учить математические и технические дисциплины, а другому — музыку, психологию и театр.
Нередко учителя и школы выбираются по принципу регалий — заслуженные, с большим опытом, со званиями и т.д. Внешним признакам придается больше значения, чем самочувствию ребенка во взаимодействиях с учителем. Но по нашим наблюдениям, гораздо важнее то, что ребенок и учитель смогли понять друг друга, а если этого понимания не произошло, то нужно смело менять учителя, школу. Как говорит Елена Андреевна Удалова: «Сколько у вас детей — один, два? А учителей в Москве — миллион! Найдите хорошего. Дело не в том, что он орденоносец, а в том, чтобы он не был конфликтером вашему ребенку. Потому что конфликтер всегда найдет, чем ребенка «умыть», а подросток не всегда может выдержать напряжения. Идешь и ищешь такого учителя, которому с ребенком будет комфортно. Я категорически за то, чтобы сменить учителя. Надо искать и выбирать».
Пример. Мальчик Максим, а учитель по русскому и литературе — Гексли. По каждому сочинению придирка по поводу того, что не видит героев, не чувствует стилистику произведения, не гуманный и т.д. У ребенка накапливаются переживания, падает самооценка. Родители на стороне учителя, считают, что ребенок не дорабатывает, как положено.
Родитель не должен стоять на стороне учителя. Это реальная угроза для ребенка, когда родители начинают играть на стороне школы в «молот и наковальню» для ребенка. Учитель вызывает родителей и говорит — ваш сын уроки не делает, хуже всех ведет себя, примите меры. Вы идете домой, сыну достается. Получается ребенок и там плохой, и тут плохой, и это не обязательно высказывается в грубой форме, но последствия могут быть тяжелые — порой ребенок переживает это как потерю родителей, он не ощущает поддержки. Ведь дети больше зависят от семьи, особенно, если в школе сильно запугивают, то важна поддержка в семье.
Нужно ли ругать за плохие оценки? Многое стоит за этим вопросом. Прежде всего, плохие оценки — это обратная связь от учителя, что результаты ребенка не соответствуют стандартам. Это может говорить о том, что ребенок плохо работал или был конфликт с учителем, или слабый учитель, не понятно рассказывающий. Сами по себе оценки - это просто информация, просто обратная связь, что ребенок не соответствовал параметрам, ожиданиям, и до реальной причины еще надо докопаться. Ведь не редко это не потому что ребенок «не тянет», а в силу того, что учитель не того уровня, у него не тот метод подачи информации.
Пример. Ребенок в начальных классах приходит из школы с полностью изрисованными тетрадями, руками, портфелем, одеждой. Мальчик вполне хорошо себя ведет, уроки не срывает, учителю не перчит, не хулиганит, но у него все, что можно, изрисовано мельчайшими узорами, потому что он пытается не сойти с ума от скуки на уроках. Его родители, напуганные школьными требованиями, изначально выбирали спокойную и тихую учительницу. Но она не дает нагрузку пытливому уму ребенка, примитивно объясняет, и он пытается не чокнуться от этого, занимая себя узорами. Если ребенку все время легко учиться, это не значит, что по-настоящему ему интересно, скорее это говорит о том, что его образовательные потребности также не удовлетворяются.
Если родитель сталкивается с тем, что у ребенка какие-то вещи, связанные с учебной деятельностью западают, то не надо стремиться это решить методом нотаций: делай побольше, напиши в два раза быстрее, старайся лучше, да как тебе не стыдно и т.п. Любой ребенок хочет учиться как можно лучше, любой ребенок хочет быть успешным. Если он не успешен, то на это есть какие-то причины, и задача заботливых взрослых эти причины искать. И нередко причины лежат именно в том, что выбран неподходящий учитель.
ПОДСКАЗКА РОДИТЕЛЯМ. Не бойтесь менять учителей. Если такой возможности нет, то учитесь сами дружить с учителем. Допустим, какая-нибудь «ботаничка» постоянно придирается и гнобит ребенка. Идете к ней, рассказываете, что ребенок уважает ее, дружите с ней как можете, но нельзя оставлять ребенка без вашей поддержки. А в каких-то ситуациях главной защитой может быть забрать этого ребенка, сменить школу, учителя. Если вам повезло, если у него оказался хороший учитель, который не несет детям истерику и не ноет, от его объяснений не возникает беспомощность, есть понимание с вашим ребенком, то стоит это ценить, лишний раз поддержать, поблагодарить, потому что это значимый вклад в детей.
Важно быть помощником ребенку в выстраивании образовательного и воспитательного маршрута. Наши наблюдения показывают, что в помощь вам будут знания о самом вашем ребенке — какие у него потенциалы, какие у него особенности в восприятии информации. Знание соционического типа ребенка (его ТИМа) позволит вам точнее помогать ему выстраивать образовательный путь, помогать ему быть хозяином своего образования. Нам предстоит все это учитывать, если мы хотим, чтобы у нас все учились продуктивно, каждый раскрывал свой потенциал. И родители должны быть той силой, которые этого требуют от себя и от учителей. Мы должны двигаться в этом направлении, если не хотим дальше жить в ситуации, когда родители и школа вместо того, чтобы развивать присущие каждому ребенку способности, занимаются тем, что отделяют годных детей от негодных, справляющихся от не справляющихся по замшелым инструкциям прошлого века.
Москва, 6.04.2019