Е.А. Удалова
Казалось бы, сто лет не такой уж древний пласт истории, но найти материалы, описывающие события и фразы Врубеля, пригодные к соционической идентификации оказалось гораздо сложнее, чем для Сиддхартхи Гаутамы или Александра Великого. Современники Врубеля больше писали о своем мнении или о философских глубинах символизма…
Здесь использованы записки К.А. Коровина, Н.A. Прахова, фрагменты из переписки с сестрой, по одной-две фразы из заметок доктора Ф.А. Усольцева и окружающих знакомых.
Сестра М. Врубеля Анна |
В. Серов |
К. Коровин |
Ф. Усольцев |
Ярким проявлением типа являются сами картины и портреты, созданные Врубелем, не оставляющие сомнений в мощи и экспрессивности этого таланта. Мрачный мистический колорит картин намекает на дух третьей квадры, дух стихии воды, осенних сумерек.
При взгляде на эти картины возникает ощущение виртуозного владения пространственными эффектами. В частности, картины построены так, что вместо фона мы видим среду, в которую погружены персонажи, среду, из которой вырастают лица и фигуры.
Пейзаж отчетливо характеризует место действия и состояния персонажей, втягивает зрителя в переживания и завораживает. Это говорит об экспертном восприятии пространства, в котором мастер свободно располагает персонажей так, как это ему кажется наиболее живописным и выразительным.
Мрачный колорит осенних сумерек, безошибочные оригинальные композиционные решения и мощный энергетический заряд картин Врубеля позволяют предположить в нем сенсоэтика третьей квадры. Многочисленные рассказы о его недоговороспособности и нерасчетливости отметают предположение, что он мог бы быть рациональным Драйзером.
Таким образом, наиболее вероятным типом для Врубеля кажется Наполеон (сенсорно этический иррациональный экстраверт). Попробуем, опираясь на воспоминания и письма, обосновать эту гипотезу.
Здесь воля (в соционическом ее понимании) выступает в первую очередь как экспертное пространственное видение всех объектов одновременно, а также, среды, в которую они помещены. Врубель достигает виртуозности в изображении взаимодействия всех деталей своих картин друг с другом. Это не привычные классические картины с персонажем, интерьером и пейзажем за окном, которые каждый что-то символизируют. Это плотная среда переплетающихся объектов, формирующая пространство, в котором органично существуют персонажи его картин. Миры эти разнообразны, мало похожи друг на друга, но каждый тщательно проработан.
Рассказывают, что известный эскиз «Хождение по водам» появился, когда Врубель проходил мимо художников В. Серова и К. Коровина, обсуждавших как вписать фигуры в полукруглую зону стены храма. Без объяснений он взял картон, за несколько минут набросал композицию, и все увидели, что она идеальна.
Он видел всю сцену целиком, выбрал ракурс, с которого хорошо видно весь драматизм ситуации, смятение апостолов, фигуру Христа в центре. Композиция идеально вписалась в полукруг, края заполнены бурными волнами с кружевной пеной. Пространство и эмоциональное состояние выписаны на картоне мощно и эффектно.
Не понадобилось долгих поисков композиции, советов окружающих или обращений к классике. Четырехмерная волевая сенсорика, сверхобъемное пространственное видение, наполненное опытом и знаниями, мгновенно создало образ, отвечающий всем поставленным задачам и ограничениям.
Вот воспоминания К.А. Коровина о чувстве характера формы М. Врубеля.
…Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, никогда не стремясь найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм.
— Как же это ты, словно по памяти пишешь? — спросил я Врубеля.
— Да. Я вижу это перед собой и рисую как бы с натуры, — ответил мне Врубель. — Надо видеть по-своему и надо уметь это нарисовать. Не срисовать, а нарисовать, создать форму… Это трудно…
В.К. Яновский Воспоминания о Врубеле
…я разложил в студни на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. По обыкновению Врубель писал прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким предварительным акварельным эскизом. Холст не был разделен на клетки. В первый день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углем. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый еще холст, потом чертит. Затем отойдет на несколько шагов, посмотрит, приставив к глазам руку козырьком, затем снова продолжает чертить. Начал он с головы лошади. Изредка он подходил к маленькому столику, на котором стояла бутылка и стакан, выпивал немного вина. Предлагал вина и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Постепенно на холсте обозначились контуры всего «Богатыря» — На этом Врубель и закончил свой рабочий день. Кстати, голова лошади, с которой он начал, долго ему не давалась; он несколько раз ее переделывал, пока не нашел удовлетворявшего его поворота. На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Дело подвигалось очень быстро, и недели через полторы мы любовались уже почти конченой картиной.
К. Коровин
Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отметив размер, держа карандаш, или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина.
Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:
«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».
Доктор Ф.А. Усольцев
Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до самого конца, болезнь разрушила его самого. С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми. Это был настоящий творец-художник. Он знал природу, понимал ее краски и умел их передавать, но он не был рабом ее, а скорее соперником.
Когда он брал лист бумаги, то вся картина была уже на ней перед его умственным взором, и он начинал воспроизводить ее так, как ребенок воспроизводит картину на восковой бумаге, обводя по частям ее контуры и вырисовывая отдельные уголки.
Он никогда не рисовал эскизами, а, набросав несколько угловатых линий, прямо начинал детально вырисовывать какой-нибудь уголок будущей картины и часто начинал с орнамента, с узора, который очень любил. Часто случалось, что, тщательно вырисовав какую-нибудь деталь, уголок картины и общими штрихами наметив ее образ, он бросал свое произведение, и оно так и оставалось неоконченным. Новые возникшие образы вытесняли старые.
Н.A. Прахов
«Сам Врубель работал не так, искал свою технику рисунка для передачи формы широкими и мелкими планами, отношением света и тени, без обычных у других художников контуров, существование которых в природе отрицал.
В его работах не было «пустых» мест или деталей, вставленных «на затычку». Все было крепко увязано между собой в рисунке, форме и колорите».
«Контуров, которыми обычно художники ограничивают пределы формы, на самом деле не существует — это только оптический обман, происходящий от взаимодействия лучей, падающих на предмет и отраженных от его поверхности под разными углами. На самом деле в этом месте получается «дополнительный цвет» к основному, локальному. Наши художники или не умеют видеть, или не всматриваются в разные оттенки этих воображаемых контуров».
Для примера рассмотрим сюжет «красивая женщина с цветами». А. Муха, С. Боттичелли, М. Врубель. У других художников цветы существуют отдельно в виде символической декоративной детали. У Врубеля букет органично сливается с девушкой, создавая единый целостный образ и настроение. Естественное единство объекта и среды, взаимное их дополнение и слияние — то, что мог позволить себе Врубель в силу гигантской и проработанной способности к пространственному видению мира.
Сильная этика отношений видит информацию о внутреннем мире человека, его характере, переживаниях, привязанностях, страхах и комплексах. Это глубокий психологизм, умение построить адекватные отношения с любым человеком, помочь ему в душевных проблемах, или наоборот. У иррационального типа Наполеон этика отношений сильная, творческая, не связанная с какими-то догмами и правилами. Он сам определяет, кто заслуживает или не заслуживает сочувствия, может жестко обойтись с непорядочным человеком, тонко и аккуратно вывести душевно раненного из депрессии — все это и многое другое доступно при таких психологических способностях.
Посмотрим на карандашные портреты людей, окружавших Врубеля. Абсолютно индивидуальные подходы к каждому лицу, выявляющие характер и состояние человека. Даже штрихи фона играют на передачу образа. Мы отчетливо видим их индивидуальности, непохожесть друг на друга, нестандартные приемы изображения каждого.
Карандашные портреты
Сильная этика отношений позволяет проникнуть в суть человека, а творческое ее проявление дает критический подход к оценке даже известных или одобряемых обществом персонажей и явлений.
К.А. Коровин
Про Шаляпина сказал Савве Ивановичу, что он скучный человек и ему очень тяжелы его разговоры: «Он все что-то говорит — так похоже, как говорит плохая прислуга, всегда обиженная на своих господ&кaquo;.
…Любишь ли ты деревню? — спросил я его. — Конечно, — ответил Врубель, — как же не любить природу. Но я не люблю людей деревни, они постоянно ругают мать: «мать», «мать твою». Это отвратительно, — сказал он. — Потом они жестоки с животными и с собаками…
…Любил ли он заграницу? Я его спросил об этом.
— Да, — ответил он, — мне нравится: там как-то больше равенства, понимания. Но я не люблю одного: там презирают бедность. Это несправедливо, и неверно, и нехорошо. А в России есть доброта и нет меркантильной скупости.
Письма сестре
«Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
«Прошлое воскресенье я еще видел «Ревизора». Берг в роли городничего был хорош, только в некоторых местах немного утрировал, — это всегдашний его недостаток; Васильев в роли Осипа был неподражаем, Хлестаков во втором акте был хорош, но в третьем, увы, очень плох: он врал умышленно, обдуманно, а не увлекаясь и спьяну, поэтому и конец монолога, где он, увлекшись, спотыкается и поддерживаемый городничим и всеми присутствующими идет спать, был чрезвычайно неестествен.»
А вот рассуждения Врубеля об отношениях художника и публики. Баланс между признанием и воспитанием чувств он очень тонко видит и не забывает о важности своей миссии — пробуждать умение наслаждаться произведением искусства даже у «невежественной» публики.
«Бесконечно правы они, (Передвижники) что художники без признания их публикой не имеют права на существование. Но признанный, он не становится рабом: он имеет свое самостоятельное, специальное дело, в котором он лучший судья, дело, которое он должен уважать, а не уничтожать его значения до орудия публицистики. Это значит надувать публику.. . Пользуясь ее невежеством, красть у нее то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развернутым печатным листом. Наконец, это может повести к совершенному даже атрофированию потребности в такого рода наслаждении. Ведь это лучшую частицу жизни у человека украсть!»
Н.И. Мурашко. Воспоминания старого учителя
Кроме чувства красоты тона, он необычайно чувствовал форму. В этом живописце плотно находился и скульптор. Его Христос, будучи вполне натушеван, так сказать вылеплен силою разнообразных и тонких полутонов, был без зрачков. Глаз был обработан, как у мраморной статуи. На мой вопрос, почему это так, он говорил: «Да это же пустяки; зрачок навесть ничего не стоит. Это роскошь. Но я его не трогаю, потому что он мне мешает поточнее округлить, охарактеризовать форму глаза. Мне кажется, выражение ясно и найдено».
…Я приходил около четырех часов усталый, изнервированный и иногда прямо нападал на Врубеля:
— Да когда же вы наконец сделаете зрачки у Христа? Михаил Александрович смеялся:
— А разве это вас тревожит?
— Да мне это подымает нервы, это — ни скульптура, ни живопись.
— А я, представьте, и не замечаю, — говорил он, — что у Христа зрачки не сделаны.
Этот эпизод показывает нам отношения художника и его произведения. Конечно, Врубель «замечал», что глаза портрета не оформлены. Но склонность этика очеловечивать любые предметы, видимо, не позволяла ему прорисовывать уже «ожившее» лицо. А пока глаза не смотрят на художника, он может формировать его по своему вкусу, не «общаясь» с образом.
Увлечение Врубеля образом Демона тоже связано с глубоким психологическим видением мятущейся сильной независимой души, которую он уловил в поэме Лермонтова, да и сам в себе тонко чувствовал.
Н.А. Прахов
«Демона» не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол — «клеветник», а «Демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе.
В.К. Яновский. Воспоминания о Врубеле
Сам Врубель на меня произвел в высшей степени симпатичное впечатление. Необыкновенно деликатный, во всем любящий красоту, с теми тонкими манерами, которые присущи лишь высоко даровитому, с ясным кругозором человеку, он не мог производить другого впечатления. В то время он бывал всегда в отличном настроении, был весел, жизнерадостен.
Н.А. Прахов. Михаил Александрович Врубель
Это не случайность, не «выверт» Врубеля, а вполне сознательное разрешение художественной задачи: диаметрально противоположные характеры — Арцыбушева и Мамонтова — нельзя было писать одним и тем же приемом. Сосредоточенное размышление одного и волевое напряжение другого надо было передать по-разному.
Функция, отвечающая за видение скрытых возможностей мира, в модели Наполеона представлена не слишком сильно. Он может поиграть в оригинальность, когда есть зрители, высказать неординарное суждение, пытаться удивить людей нестандартными выходками или видом. Но по-настоящему он не видит возможностей мира настолько, чтобы на них опираться.
Оригинальность картин Врубеля связана с его сенсорным и этическим восприятием реальности, а не с интуитивными «прозрениями». Ролевая функция годится для розыгрышей, шуток в компании, как маска, прикрывающая истинную сущность, когда это нужно. Она нуждается в сторонней оценке, настроена на похвалу окружения.
Эпизодов, проявляющих ролевую интуицию возможностей, в жизни Врубеля описано несколько.
Н.А. Прахов
…Сведомский обратил его внимание на то, что кончик носа слегка запачкан зеленой краской. Михаил Александрович поблагодарил, посмотрел на себя в зеркало, а затем, вместо того чтобы смыть скипидаром небольшое пятно, взял пальцем с палитры ярко-зеленую краску «Поль-Веронез» и тщательно окрасил ею весь нос. Потом пошел по намеченному маршруту, обращая на себя всеобщее внимание прохожих и удивив продавщиц кондитерской.
У нас дома моя мать заметила ему: — Михаил Александрович, вы нечаянно запачкали весь нос зеленой краской! — Нет, Эмилия Львовна, — отвечал он ей совсем серьезно, — это я сделал нарочно — так гораздо красивее! Ведь женщины красятся, почему же не краситься мужчинам? Только не так, как они. Люди сейчас еще не понимают, но скоро все мужчины будут красить, как я, свои носы в разные цвета, в зависимости от их характера и темперамента. Одному подойдет желтый, другому синий или красный, третьему — лиловый. Мне, например, идет этот зеленый. Это будет очень красиво!
Мама приняла все это за шутку и посоветовала пройти в ванную комнату и хорошенько умыться горячей водой, перед обедом, что он и сделал.
Н.А. Прахов
…Михаил Александрович стал уверять меня, что краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета — все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет:
— Я уверен, что будущие художники совсем забросят краски, будут только рисовать итальянским карандашом и углем, и публика научится в конце концов видеть в этих рисунках краски, как я теперь их вижу.
Вспоминает свою первую встречу с Врубелем Леонид Михайлович Ковальский, киевский художник, бравший в те годы уроки рисования в школе Мурашко.
Разложив свой ящик, я стал изображать 30 верст пейзажа. Тихие шаги заставили меня обернуться. За моей спиной стоял белокурый почти белый блондин, маленькие усики тоже почти белые, невысокого роста, очень пропорционально сложен, одетый в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.. Так в Киеве никто не одевался. Это был молодой венецианец с картины Тинторетто.
В.К. Яновский. Воспоминания о Врубеле
…необыкновенно изобретателен в играх и шутках был и Врубель. У кн. Тенишевой он однажды появился в костюме отставного унтера, прекрасно загримированный, и в течение целого вечера бесподобно разыгрывал свою роль, сыпал солдатскими анекдотами, характерными выражениями.
В другой раз на хуторе Ге, где мы жили с ним вместе, он затеял «оргию роз». Мы нарвали в саду бесконечное количество роз, усеяли все столы, окна, люстры, причем Врубель проделывал все это с огромным увлечением. Он любил веселье и умел веселиться…
Структурная логика типа Наполеон крайне слаба. Она не способна строить причинно-следственные цепочки рассуждений, выслушивать объяснения и понимать суть заключения договора. То, что мы называем «аналитическое мышление» у этого типа не работает, хотя и может показаться на первый взгляд, что это не так. К сожалению, нынешняя культура требует аналитических демонстраций, поэтому этические типы часто имитируют этот процесс без глубокого понимания его сути.
Здесь это самая слабая точка личности, источник комплексов и неуверенности. Вопросы обязательств, расчетов, составления разумных планов своей жизни — не решаются, а скорее, вытесняются из сознания, поскольку их значение и объем не могут быть оценены адекватно. Иногда страх будущих ошибок не дает даже думать об анализе, иногда кажется, что раз кругом хорошие люди, все невыполненное сойдет с рук.
К.А. Коровин писал в мемуарах:
«Как-то летом у Врубеля, который жил со мною в мастерской на Долгоруковской улице, не было денег. Он взял у меня 25 рублей и уехал. Приехав вскоре обратно, он взял большой таз и ведро воды, и в воду вылил из пузырька духи, из красивого флакончика от Коти. Разделся и встал в таз, поливая себя из ведра. Потом затопил железную печь в мастерской и положил туда четыре яйца и ел их с хлебом печеные. За флакон духов он заплатил 20 рублей…
…Раз он продал дивный рисунок из «Каменного гостя» — Дон Жуан за 3 рубля. Так просто кому-то. И купил себе белые лайковые перчатки. Надев их раз, бросил, сказав: «Как вульгарно».
Когда он за панно, написанные Морозову (речь о триптихе «Фауст» и панно «Полёт Фауста и Мефистофеля», которые были созданы, чтоб украшать готический кабинет предпринимателя и коллекционера Алексея Викуловича Морозова — ред.), получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем.
— Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады».
Все пять тысяч ушли, и еще не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг.
К.А. Коровин
«Наутро у него ничего не осталось — не было ни гроша, и он писал с какой-то дамы, с которой познакомился накануне, портрет ее с игральными картами, причем он написал ее на портрете одного купца, который долго ему позировал. Тот, когда пришел и увидел свое превращение, очень обиделся, ругался и хотел судиться. Михаил Александрович объяснил мне, что он очень рад, что переписал его, так как ему было противно смотреть на эту рожу у себя в доме».
Воспоминания сестры Анны
По окончании университета брат с большим трудом отбывает, однако, воинскую повинность; затем пробует, склонясь на доводы отца, служить по юридическому ведомству; но весьма скоро убеждается в невозможности для себя продолжать эту деятельность и поступает в Академию художеств.
Письмо отца сестре Врубеля Анне
…В начале месяца он просил выслать ему 25 руб. — я их выслал. Вот что значит не слушать добрых советов и жить только своим и для своего «я». И чего достиг Миша с его талантами, способностями! Окончил университет — плохо. Отбыл воинскую повинность — плохо, Академию не окончил. Серьезные работы в Киеве бросил. Из дома родительского бежит…
Суггестивная функция является плохо контролируемым входом в мир нашего подсознания. Информация по ней нам безотчетно приятна, человек, ее несущий, кажется интересным и хорошим, доверие к его словам — непосредственное, детское и полное. Сама она слабо разбирается в своем аспекте, обзор там узкий, но интерес высокий.
В модели Наполеона суггестивная функция — это интуиция времени. Течения времени он почти не чувствует, зависая в текущем моменте. Но все новое, молодое или старое, историческое вызывает в нем живейший интерес. В частности, притяжение к молодым людям — классическое проявление типа Наполеон.
Сестра Н.И. Забелы Е.И. Ге
Врубель очень восхищался наружностью и сложением сестры и благодарил мамашу как автора. В наружности сестры не было ничего классического и правильного, и я слышала отзыв, что Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему. Врубеля прельщало и то, что сестра много моложе его, он говорил, что он влюблен именно потому, что она еще молода, сравнительно с ним, мало знает жизнь.
Желание получить «все и сразу» тоже связано со слабым ощущением времени. Наполеону не видна длительность процессов, не понятна идея подождать естественного течения событий. Кажется, что не полученное в моменте не произойдет уже никогда.
Н.А. Прахов
…Михаил Александрович не любил ждать. Раз увлекшись какой-нибудь новой идеей, он спешил ее осуществить, не медля ни минуты, и потому, случалось, писал и рисовал на чем и чем попало, что первое подвернется под руку. Так, например, на хуторе М.К. Тенишевой, около Смоленска, прочитав рассказ Анатоля Франса «Святой сатир», Врубель счистил почти совсем законченный портрет своей жены, оставив только вечерний пейзаж, и написал на том же холсте своего «Сатира», теперь называемого «Пан».
…На волосах с левой стороны есть мазок масляной краской, светлой охрой, это Врубель, увидав свой рисунок (портрет Э. Праховой) у нас дома, сказал:
— Я сейчас перепишу все лицо масляной краской, — открыл свой ящик с красками и мазнул.
По счастью, мать позвала всех завтракать. Михаил Александрович пошел вперед, а мы с сестрой решили, что он только испортит при переписке рисунок, и спрятали его за шкаф. Мы знали уже по наблюдениям, как он был непостоянен в работе, часто начиная и бросая, если что-нибудь отвлекало хотя бы на короткое время. Так было и теперь. Не найдя на месте рисунка, Врубель не стал спрашивать, куда он исчез, закрыл свой ящик с красками, простился со всеми и ушел домой.
М.А. Врубель письмо В.Е. Савинскому
…Потом, я большой медлитель (кажется, ты с этим не согласен, но ты увидишь, что я много изменился) — не могу быстро справляться с тем, что меня теснит: новизна на меня сначала производит холодное впечатление декорации, потом она мне делается противной необходимостью всегда иметь ее перед собой, потом, уже исподволь между работой и в повторяющихся невольно прогулках из своего внутреннего мирка (где у меня всегда более всего привязанностей и воспоминаний и почти ни одного стремленья), я начинаю привыкать и чувствовать теплоту.
Референтная функция с удовольствием осваивает навыки грамотного пользователя. Она хорошо работает в качестве ученика, усваивая навыки, подающиеся мелкими дозами. Деловая логика в этой позиции хорошо перенимает приемы работы, технологические находки, способы достижения желаемых эффектов. К деловой логике относятся так же, финансовые манипуляции, разработка методик, просто работа руками и понимание истинной цены любого явления или объекта. В референтной позиции деловая логика довольно слабая, и все эти вопросы решает по шаблонам, которые должен дать учитель. Или принимает собственные решения, часто далекие от разумности.
Мы видим в нижеприведенных отрывках, что М. Врубель, будучи отличным учеником, схватывавшим довольно сложные приемы и идеи живописи, был, тем не менее, никудышным учителем. В целостном, образном, неразделенном сознании этика не выделяются отдельные методические моменты, работа не делится на цепочки последовательных элементарных действий. То же происходит и с деньгами. Ни истинной цены своей работы, ни реальной ценности полученных денег он не чувствовал.
Художник Л.М. Ковальский (в те годы студент Киевской рисовальной школы), работавший с Врубелем на реставрации в Кирилловской церкви, вспоминал, как он подменял их обычного ментора: «Я уже понимал кое-что и хотел порисовать под руководством Врубеля, который уже был в то время провозглашен между нами удивительным рисовальщиком, но быстро убедился, что дело у нас не пойдет. Разочарование было полное. Врубель требовал форму прежде всего. Но, кроме того, хотел, чтобы все эту форму так понимали, как он. Ему и в голову не приходило, что кто-либо может иначе делать или понимать данный предмет. Он не довольствовался голословным замечанием, как это делают французские профессора, нет! Он брал кисть и просто переписывал часть этюда. Хотя этюд после этой корректы терял всякое значение, а переписывать не имело смысла, потому что завтра придет Врубель и, не заметив непокорности ученика, вновь переделает по-своему».
Н.И. Забела. Письмо сестре в медовый месяц.
Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние. Деньги я у него все отбираю, так как он ими сорит.
И.И. Мурашко. Воспоминания старого учителя.
Пишу это для характеристики Врубеля. Он давал, не помышляя о возврате. Сам брал, думал всегда, что свободно возвратит, но если это не складывалось, он как-то не огорчался. Денежная математика у него прямо была слаба: это черта, присущая многим артистам.
Н.А. Прахов
Для Михаила Александровича эти уроки были одновременно и небольшим материальным подспорьем и тяжелым испытанием. Педагогического опыта у него не было. Сам он великолепно владел акварелью, но как передать это уменье другим, тем более — не будущим профессиональным художникам, а скучающим «светским» дамам, как научить их видеть и работать, Врубель не знал. Чувствуя, что теоретические объяснения и разговоры о форме и колорите не достигают цели, он просто начал сам писать цветы вместе со своими ученицами.
Л.М. Ковальский
В Киеве Врубель давал уроки светским дамам Н.Я. Манцевой и Е.П. Бунге, обратившихся к художнику с просьбой научить рисовать акварелью. И хотя техникой акварели он владел великолепно, опыта преподавания у него не было: учитель просто садился и рисовал перед ними цветы.
Работами своими Врубель не дорожил, он их бросал, расточал, для него имела только значение работа — творчество; в школе Мурашко была масса акварелей и рисунков М[ихаила] А[лександровича], которые часто валялись без присмотра и потом были проданы за крупную сумму. В соборе, в ризнице, валялся также долгое время удивительный картон углем к «Гефсиманскому саду».
В данной модели ограничительной функцией является сенсорика ощущений. По ней мы успешно и убедительно ограничиваем неприятные нам проявления окружающих в данном случае, привлекая физиологическую лексику (включая нецензурную) или проявляя, например, усталость, болезненные состояния, зевая, чихая, жалуясь на головную боль и т.п. В предельном случае, когда действительность кажется крайне недружественной, человек может в качестве самоограничения уйти в болезнь. У типов Наполеон и Жуков такие явления не редкость.
Ниже приведены рассказы людей, которые стали очевидцами проявлений ограничительной сенсорики ощущений Михаила Врубеля. Это сильная функция, эффективное оружие защиты, и на окружающих, конечно, производит яркое впечатление.
К.А. Коровин
Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. «То были большие белые шрамы, их было много», записал Коровин в своих воспоминаниях, ему Врубель объяснил разрезы так: «Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались…»
В.Я. Брюсов
Д-р Усольцев принес бутылку вина и предложил стакан Врубелю.
— Нет, мне нельзя пить, — возразил он.
— Немного можно, если доктор позволяет, — сказал Усольцев.
— Я все свое вино уже выпил, — ответил Врубель, отодвигая стакан.
И.С. Остроухов. Воспоминания о М.А. Врубеле
Вещь была очень интересная, хотя с большими НО. На одно из этих НО часто по-товарищески указывал Врубелю Серов. Это был крайне неправильный рисунок правой руки Демона. Врубель, сильно побледнев, прямо закричал на Серова не своим голосом:
— Ты ничего не смыслишь в рисунке, а суешься мне указывать! — И пошел сыпать прямо ругательствами. Дамы: Боткина и жена Врубеля сильно смутились.
«Придешь к нему, — рассказывал живописец Николай Пимоненко, — а у него страшный холод, вода для умывания замерзла, а он работает, как ни в чем не бывало.
— Как вы можете это выносить?
— А ничего! — махнет рукой и переводит разговор на другую тему».
К.А. Коровин
…Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни. Такие милые шутки жизни не проходят даром, и Михаил Александрович стал попивать вино. Но никогда, нигде этот человек не сказал ни про кого худо, не сказал, что нужно было сказать, — «подлецы».
Эмоции типа Наполеон — это сильная, экспертная оценочная зона. Он чувствует атмосферу и малейшие нюансы ее колебаний, видит энергетическое состояние людей и может его настраивать. Абсолютно различает подлинность передачи чувств или имитацию волнений. Поэтому ценит хорошую глубокую музыку, талантливую актерскую игру, высокую поэзию и наполненную подлинными чувствами живопись.
Мы видим этот подлинный накал страстей в работах Врубеля, даже в набросках. Художнику удается передать глубокие переживания своих персонажей так, что мы чувствуем этот заряд энергии, который буквально захлестывает зрителя, притягивает и сметает защитный настрой «стороннего ценителя» художественного произведения. Та глубокая эмпатия, которую Врубель проявляет к своим персонажам, как бы, заряжает полотно, переживания героев передаются зрителю, создают настроение картины.
М.В. Нестеров
В них, (эскизах) более чем в чем-либо предыдущем, Врубель вышел совершенным, самостоятельным творцом таких тем, как «Воскресение Христово», «Положение во гроб». Евангельская трагедия оживала здесь в потрясающих сердце, незабываемых образах, положениях, и если можно где найти подобное - это у таких мастеров, как Мантенья, или в эскизах нашего гениального Александра Иванова.
Н.И. Забела
«Мне пришлось петь Морскую Царевну около 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: «Неужели тебе не надоело?» — «Нет, — отвечал он, — я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона», — вспоминала Надежда Забела-Врубель.
Рисунки к теме «Демон и Тамара» М. Зичи, В. Полякова, В. Серова
Г.Г. Бурданов
…один замысел врубелевского Демона низвел бывшие до него создания типа этого рода до степени бутафорской театральности, фигуры кукольной и смешной. В своих поисках Демона Врубель провел чуть ли не всю жизнь. Его так увлекал этот странный лик, стихийное проявление сверхъестественной силы и человеческой слабости одновременно, что он бесконечно формировал его в бесчисленных набросках, в глине, акварелях, и, наконец, пройдя через всю жизнь своего творца, через всю цепь творческих исканий, он воплощает в лике упавшего странного существа, распластанного на своих фантастических крыльях, павлиньих радужных цветов, на высотах неведомых гор.
Отдельно хочется обсудить еще иррациональность типа Наполеон. Иррационалы призваны к нестандартным решениям, мгновенной перемене планов, скептическому отношению к традициям и общепринятым нормам. Они быстрее реагируют на изменения мира, могут выработать новые способы жизни в новых условиях. И они открыты любой случайности, которая для них привлекательнее вчерашних решений. Все это не дефект, а достоинство этих типов.
В культуре сейчас эти свойства не приветствуются. Называются разгильдяйством. В лучшем случае, вызывают снисходительную иронию. В худшем — упорные усилия «перевоспитать», требовать планов, договоров и надежности. К.Г. Юнг писал, что если пытаться переделать врожденные свойства человека, в частности, рациональность/иррациональность, то появляются неврозы. Возникают проблемы с самооценкой. Но надо сказать, что и человечество, искореняя иррациональное поведение, многое теряет. Особенно, способность выжить в меняющемся мире.
Н.И. Мурашко
О Врубеле нет среднего мнения. Он для одних гений, для других нечто весьма странное, ни на что не похожее из того, к чему так привыкли. Врубеля очень трудно объяснить другому, его только можно показать и спросить: приемлется это или нет. Приемлется он — ладно, а не приемлется, лезть из-за этого на стену, как я вижу из опыта, совсем не следует. Вот его кусочек моря со всеми цветами, со всеми переливами. Сумбурно это, бесформенно, странно, я сам это видел в натуре, но я и не подумал и не посмел это изобразить, а он сделал. Мне нравится, я ценю то, что он посмел взяться и сделать совершенно своеобразно то, за что никто не брался.
М.В. Нестеров
…А он, невинный, отсутствующий с нашей планеты, витал в своих видениях, грезах, а эти грезы, посещая его, не оставаясь его гостями долго, уступали свое место новым мечтам, новым образам, еще не виданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника «нездешних стран».
Н.А. Прахов
Врубель не собирался писать ни «Боярина», ни «Ивана Грозного». Ему понравился кусок старинной украинской парчи, купленный отцом на толкучке. Он увидел ее и загорелся желанием написать акварелью. Положил боком на стол «венский» стул, набросил на него парчу, чтобы легла свободными складками, и начал писать, с увлечением, на наших глазах. Начал с центра, с большого букета, и пошел от него вверх и вниз. Когда уже было написано довольно много, стал говорить:
— Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный.
Написал пояс, длинные рукава рук, лежащих на поручнях кресла, и стал намечать лицо от подбородка кверху.
— Пусть у меня он будет похож на Ивана Николыча (Терещенко). Он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным.
Н.А. Прахов
…Раз явилось желание — надо было немедленно приниматься за дело, не теряя времени на поиски более подходящего материала. Нетерпение заставило его бросать рисунок в том случае, если ломался карандаш от сильного нажима, или акварель — если случайно получался затек в том месте, где он берег света.
Образ, который Врубель рисовал в своих автопортретах, с точки зрения соционики несколько не соответствует его типу. Не похож он и на фотографии художника. Описания впечатления друзей: мягкий, деликатный, интеллигентный и общительный — тоже не вяжутся с автопортретами. Больше всего худощавый, демонический, жесткий образ напоминает впечатление, которое оставляет тип Дон Кихот. А этот образ соответствует блоку суперэго типа Наполеон. Это наводит на грустные мысли.
Блок суперэго модели А активизируется, когда человек социально не адаптирован и его самооценка потеряла устойчивость. Как видим, вопросы социальной адаптации не были решены у Врубеля в полной мере. Постоянная досада отца, видевшего не успешность сына, не могла скрыться от глаз тонкого этика. Зависимость оценки своей работы и личности от некомпетентных, консервативных людей, важная роль косного общественного мнения в его жизни, видимо тяготила его.
Это заставляло Врубеля изменять своим базовым функциям, пытаться ублажать публику и страдать от невозможности компромисса. Ведь могучий талант не так просто утоптать в угоду толпе.
Соционика говорит нам, что, именно Наполеон и Жуков, в силу своей ограничительной сенсорики ощущений, могут уйти в болезнь при невозможности преодолеть сопротивление среды. Так действует у этих типов ограничение, направленное на себя самого. Есть о чем подумать.
Мы видели выше, что Врубель хотел бы быть богатым и любимым всеми, устраивать балы и приемы, радоваться с друзьями красоте и талантливым произведениям музыки, литературы, театра, живописи… Он, безусловно, заслуживал такой жизни своим талантом и огромным трудом, своей отдачей любимому делу. И понимал это.
Как обычно, мы видим, что даже при великолепно развитых сильных функциях, решения, принятые по слабым функциям, ведут в тупик. Деньги, цены, деловая логика, распоряжение финансами и работой не должны быть предметом самостоятельных решений типа Наполеон. Другой человек, с сильной деловой логикой, любящий его, должен был заботиться о том, какие заказы он брал и когда сдавал, договаривался бы о ценах, выставках, поездках. Он должен был бы обеспечивать его материалами, чтобы не приходилось в минуту вдохновения творить, на чем попало, контролировал бы траты и здоровье художника.
Немыслимо представить, чтобы настроенный на престиж Наполеон, согласился бы на такое ограничение его «свободы» при нынешнем состоянии умов. А ведь это и есть дополняющая поддержка, остро необходимая всем нам от окружающего мира. Иначе — выгорание от перегрузки по слабым функциям, усталость от регулярных ошибок и тяжелые расстройства своих отношений с окружением. Так дорого нам обходится воображаемая ценность воображаемой «независимости».
Врубель М.В. Переписка. Воспоминания о художнике. Л. // Искусство, 1963
Брюсов В. Я. За моим окном. М., 1913
Коровин К. А. Моя жизнь. Москва, Берлин // Директ-Медиа, 2019
Москва 2022