Елена Удалова
В наше время способность человека эффективно усваивать новую информацию становится важным фактором успеха. Но что мы знаем об этом явлении? И особенно о том, как в этом огромном мире, наполненном информацией, чувствует себя каждый отдельный человек?
В самом общем виде эту проблему изучает наука СОЦИОНИКА. Эта наука о том, как человек воспринимает, перерабатывает и выдает информацию. Оказывается, то, что является важным и ключевым для одного человека совершенно не впечатляет другого. Почему мозг каждого человека действует избирательно в общем потоке информации?
Соционика базируется на наблюдениях швейцарского психолога К. Г. Юнга. Именно он открыл фундаментальные законы восприятия и переработки информации и описал их в своей книге «Психологические типы» в 1921 году.
Далее литовский педагог Аушра Аугустинавичюте применила к описаниям Юнга элементы аналитического моделирования и создала науку об информационном метаболизме человека.
Оказалось, что существует 16 различных типов восприятия информации. И это нормально. Одни типы экспертно воспринимают информацию одного вида, другие совершенно противоположную.
Применяя законы восприятия информации человеком, мы должны помнить, что собираясь донести до человека какую-то мысль, скажем, составить важный документ, мы обязаны учитывать, легко или трудно дается формальная логика данному типу, интерес или отвращение она вызывает. И это как раз типовые, а не индивидуальные особенности людей.
СОЦИОНИКА утверждает, что наша информационная система (наш «бортовой компьютер») совершенно реальная часть психики. Она поддается наблюдению и изучению. Результаты этого изучения привели к созданию моделей 16 типов информационного метаболизма человека.
Понять, кто ты есть, выбрать профессию и партнера, наладить отношения в команде далеко не полный перечень возможностей успешного применения соционики.
Как это ни странно звучит, но не каждый взрослый человек знает о своих талантах и слабостях. Оказывается, непростая это задача отыскать в себе скрытый талант и признать свои слабости. Бывает, что на это не хватает и целой жизни! Чаще хочется, преодолевая себя, доказывать всем, что «я это умею и я не хуже других».
Признание своей слабости и желание принять помощь оказывается непростой задачей для человека. Необходимо известное мужество, чтобы положиться на партнера в ситуациях, которые самому недостаточно ясны.
Хорошо, когда стандартные пути решения жизненных вопросов совпадают с сильными осознанными функциями человека. Тогда принимаемые решения будут адекватными, творческими и ответственными. Они только укрепят самооценку человека. Если же одобряемые обществом методы не лежат в области сильных функций типа, вопрос превращается в проблему, которая для своего решения требует от человека жертв и разрушений его информационной структуры. Он вынужден опираться на слабые функции, а сильные при этом не получают развития.
СОЦИОНИКА помогает в короткие сроки понять и принять свои типовые особенности, научиться их использовать, оберегать свои слабые стороны и повысить самооценку, опираясь на свои естественные таланты, присущие каждому без исключения человеку.
Человек, воспринимающий ситуацию адекватно и осознанно, хорошо видит отдельные ее компоненты и динамику. Трезво оценив свои силы, он в состоянии творчески воздействовать на нее или отказаться от участия в ней. Более того, если ситуация развивается не в области его сильных функций, человек гармоничный (в соционике он называется «дуализированный») в состоянии признать свою слабость и воспользоваться помощью партнера, не испытывая при этом чувства неполноценности.
Еще один плюс дуализации заключается в том, что человек испытывает искреннее восхищение и благодарность к людям, обладающим противоположными (дополняющими) талантами. Это улучшает его отношения с окружающими. А отказ судить других людей по своим слабым функциям, и некоторое смирение своих амбиций в этой области, освобождают от многих недоразумений в отношениях. Правда, при этом придется признать, что половина мира для тебя практически невидима, и положиться в этом на дополняющего партнера.
Зато именно дополняющий партнер наполняет нашу жизнь ощущением праздника и заботы, защищенности и востребованности.
СОЦИОНИКА занимается типовыми закономерностями информационного метаболизма человека. И самыми главными из этих тем, по сути, являются механизмы взаимопонимания.
Работы Юнга позволили сделать вывод о том, что в человеческом обществе существует информационное разделение труда. Одни люди экспертно воспринимают одни аспекты информации, другим доступна вся информационная картина других аспектов. И это не причуда эволюции, а жесткая необходимость. Поскольку эволюционное преимущество человека это творческая работа с информацией, сообщество должно было обеспечить ее всестороннюю обработку. Но каждый отдельный человек не в состоянии адекватно воспринять ВСЕ стороны мира, что очень ясно показал в своих работах Юнг.
Поэтому эволюция и пошла по пути специализации. Но, чтобы вся информация, добытая разными «специалистами», дошла до каждого, необходима развитая коммуникация между людьми различных типов.
И мы на практике видим, что там, где понимание себя, взаимопонимание и толерантность появляются, происходят значительные рывки в освоении реальности. Там, где этого нет наблюдается застой и развал.
Информационная система человека была «задумана» эволюцией именно как «орган коммуникации». И если взаимопонимания человека с партнерами не происходит, значит, система настолько повреждена, что не выполняет свою основную функцию связывать человека с миром и другими людьми.
Поэтому, знание о том, как воспринимается информация окружающими людьми это верный путь к улучшению взаимопонимания и отношений. Это утверждение много лет доказывают наши практические наблюдения.
Всем известны примеры быстрых и приятных контактов или беспричинно возникающей антипатии к мало знакомому человеку. Так проявляют себя информационные взаимодействия людей. СОЦИОНИКА уже более 40 лет изучает различные аспекты этих взаимодействий, успешно их описывает и прогнозирует. Сейчас можно сказать очень многое, как о конкретных свойствах типа, так и о его успешности в отношениях с другими типами.
Кажется, что такие вещи невозможно предугадать. Но это не так. Все вышеперечисленное и многое другое надежно и быстро можно определить с помощью СОЦИОНИКИ или информационного психоанализа.
СОЦИОНИКА дает четкие критерии для выбора такого претендента на данную работу, который сможет сочетать интересы фирмы с интересами собственного развития.
И, наоборот, становится ясно, в какой информации ему будет трудно ориентироваться, потому что она проходит через его систему восприятия с потерями и искажениями. В этом случае человеку трудно получить правильное представление о предмете, и работа становится для него изматывающей и очень трудоемкой. При этом падает самооценка человека, он теряет веру в себя, его отношения с окружающими разрушаются.
К какому типу относится конкретный человек, в чем в связи с этим раскроются его таланты, насколько хорошее взаимопонимание ожидает его с другими типами, как грамотно построить отношения с ними всё это и изучает новая наука. А также и многое другое.
Чтобы научиться определять все вышеперечисленное и многое другое, необходимо усвоить основные принципы соционической диагностики. Удивительно, но базовых понятий в соционике не так уж много. Восемь функций информационного метаболизма, модель А, некоторые дополнительные признаки вот набор сведений, которые легко усвоить за 50 часов. Но они открывают необъятные возможности в пространстве нашего взаимопонимания.
Более простая, чем таблица умножения, но не менее необходимая людям для счастья эта наука должна стать достоянием каждого человека.