Дорогой Родитель!
Ваш ребенок — не такой как вы, он воспринимает и перерабатывает информацию иначе. Даже если он похож на вас внешне, нейронные связи у него в мозгу устроены совершенно иным образом. То, что для вас элементарно и естественно, может вызывать у него серьезные затруднения и разрушить самооценку. И наоборот, то, что вам представляется чрезмерно сложным, а иногда лишним и ненужным, остро необходимо ему для нормального развития, для наполнения его сильных информационных функций.
Переделать тип информационного метаболизма человека при всем желании невозможно. Обилие информации по слабым каналам все равно не разовьет их до уровня сильных, а лишь перегрузит и оттянет энергию от настоящих сильных каналов.
В деле, выбранном по слабым функциям, человек на всю жизнь останется не более чем старательным исполнителем, постоянно и неминуемо зависящим от внешних оценок, от одобрения начальства.
Профессия, выбранная по сильным функциям, открывает совершенно иную перспективу: вдохновение, радость творчества, независимость от чужого мнения, высокая самооценка.
Для того, чтобы ваш ребенок смог реализоваться в области своих талантов и стал не исполнителем, а творцом, желательно как можно раньше развивать его сильные функции.
Ваш ребенок — рационал, то есть его базовая функция, основа личности является рациональной — логика либо этика. Это означает, что в оценке действительности он опирается не столько на непосредственное считывание обстановки, сколько на накопленные знания и опыт. Не только свой собственный, но и всего человечества.
Как родителю-иррационалу вырастить ребенка-рационала? В помощь вам — эта подсказка.
Маленькие рационалы склонны к упорядоченности, к соблюдению привычного режима. Они довольно легко привыкают к графику сна и кормления (если родители такой график устанавливают), просыпаются, засыпают, просят есть в одно и то же время. Причем важно не только время, но и соблюдение определенного ритуала: одно и то же положение на руках у мамы во время еды; одинаковые бутылочки; обязательное купание перед сном; одна и та же песенка, под которую ребенок засыпает. Если ритуал нарушается, малыш-рационал чувствует себя некомфортно и может капризничать.
Со временем маленький рационал начинает сам участвовать в выработке ритуалов. А если ритуал принят — требует от родителей его соблюдения. Иногда эти ритуалы бывают довольно сложными. Например, вечером сначала мультфильм, потом вместе с родителями чтение книжки, потом слушание рассказываемой мамой или папой сказки, а потом, уже с закрытыми глазами, слушание колыбельной песенки.
Читая ребенку детские книжки и рассказывая сказки, обратите его внимание на то, что одни герои более склонны к соблюдению правил и традиций, а другие — к нарушению. Но миру нужны и те, и другие, каждая из стратегий в определенной ситуации ведет к успеху. Пусть малыш с детства знает, что и он, и его безалаберный друг-иррационал, и такой же иррациональный родитель — хорошие, хотя и разные.
Дети-рационалы охотно усваивают правила вежливости и этикета (здороваться, прощаться, благодарить, желать приятного аппетита), такие правила тоже становятся для них традиционными ритуалами. Изменять ритуал или вводить новый лучше постепенно, небольшими этапами, чтобы малыш-рационал успел спокойно перестроиться.
К новшествам маленького рационала надо готовить заблаговременно. Заранее рассказать, что через несколько дней он пойдет в театр, на выставку или в гости. Если запланированное событие отменяется, желательно сообщить об этом ребенку не в последний момент, обосновать причину (она должна быть уважительной) и предложить достойную замену.
Если в жизни ребенка предстоят серьезные перемены — переезд на дачу, приглашение няни и расставание с родителями, поступление в детский сад — готовьте маленького рационала к ним за несколько недель, а то и месяцев.
Вам, несомненно, кажутся занудством его постоянные уточнения и вопросы о деталях предстоящего события. Вы, иррационал, легко ориентируетесь по месту, всегда готовы к неожиданному повороту, который кажется вам часто более интересным, чем запланированное событие. Занудство ребенка может раздражать, нескончаемые повторные рассказы надоедают. Но то, что вы легко бы обошлись без такого, не означает, что малыша надо «затыкать».
Обязательно ответьте на все его вопросы, чтобы не осталось неясностей. Неясности рационала тревожат (а некоторых из них даже сильно травмируют).
Справиться с незнакомой обстановкой рационалу помогут те же ритуалы. Так, расставаясь с вами утром в детском саду, он может прощаться строго определенным образом, с использованием кодовых жестов и слов и требовать соблюдения аналогичных правил от вас. Эту просьбу ребенка лучше выполнить. Когда он освоится и привыкнет, его беспокойство уменьшится, а прощальный ритуал редуцируется, станет короче и гибче.
Заведенный в детском саду порядок — каждому занятию свое время — хорошо подходит рациональным детям. Легко приспосабливаются рационалы и к школьному расписанию. Им не сложно (даже нравится) с вечера выбирать себе одежду на завтра и заранее складывать в портфель всё, что понадобится на занятиях.
Часто дети-рационалы берут с собой дополнительные принадлежности на всякий случай: несколько ручек, несколько карандашей, пара ластиков, запасная тетрадь. Поощряйте эту привычку, она пригодится им в жизни.
Временное возрастное смещение интересов не затрагивает дихотомию рациональность — иррациональность. На протяжении всей жизни человек рационального типа опирается на план, хотя бы приблизительный. Ваш ребенок-рационал никогда не станет (и даже не будет казаться) абсолютно гибким и спонтанным. Вы всегда будете замечать в нем характерную странную ригидность. Относитесь к данному свойству ребенка с пониманием, это его образ жизни.
Рационал любит предвкушать будущие события, а точное воплощение плана в реальность для него настоящее удовольствие. Постарайтесь заранее намечать и доводить до ребенка информацию о предстоящих мероприятиях, обсуждайте с ним планы на выходные дни и каникулы. Перед поездкой ваш ребенок может составить список вещей, которые надо взять в дорогу. Похвалите его, попросите помочь составить аналогичный перечень для вас, а потом поблагодарите за помощь. Ребенку необходимо понимать, что его способ бытия — естественный и правильный.
Новый год, день рождения, переход в следующий класс, окончание путешествия и многие другие события для маленького рационала — повод подвести итоги. Обсуждайте с ребенком полученный им опыт, в чем именно он стал старше, мудрее, чему научился. А чему еще он хотел бы научиться в будущем?
В других разделах наших рекомендаций мы рассказываем о том, что ребенку надо разрешать бросать увлечения по его слабым функциям, как только интерес к ним начал угасать. Однако люди рациональных типов (и дети тоже) склонны доводить своим планы до конца, особенно если это поощряется окружающими. Ребенок-рациональный логик может по собственной инициативе, хотя и без особого желания продолжать ходить в музыкальную школу, а рациональный этик — в кружок робототехники.
Спокойно и ненавязчиво обсудите с ребенком перспективы. Вместе с ним оцените, какой уровень навыков по слабым функциям достаточен «для общего развития», то есть для того, чтобы быть по ним грамотным потребителем. Попросите ребенка принять решение, до какой заметной вехи он считает нужным доучиться: выступить на концерте, завершить проект, закончить учебный год. Вместе с ребенком предупредите преподавателя о ваших планах — рационалу важно идентифицировать себя как надежного и обязательного человека.
Помогите ребенку заранее выбрать другие, соответствующие его сильным функциям, а значит, более подходящие для него занятия, чтобы он видел перспективу, понимал, чем будет заниматься в будущем и уже начинал готовиться.
С еще большей ответственностью следует походить к выбору будущей профессии и делать это задолго до получения аттестата. Помогите ребенку заранее сориентироваться с вузом, факультетом и конкретной специализацией. Определите траекторию поступления. Найдите информацию об олимпиадах, дающих преимущественное право зачисления, и других льготах. Помогите ребенку составить план участия в таких олимпиадах, подготовки к этим олимпиадам и к экзаменам. Именно так, по плану, методично, шаг за шагом подростку-рационалу комфортно строить свое будущее.
Рассчитайте запасные варианты, чтобы случайная неудача не помешала вашему ребенку достичь цели. Если план не удается, помогите ребенку его скорректировать. Не требуйте от него гибкости, не высмеивайте его склонность все планировать.
В выборе профессии следует ориентироваться на сильные функции. В принципе, рационалам и иррационалам с одинаковыми сильными функциями подходят близкие виды деятельности. Но рационалам следует избегать должностей с высоким уровнем мультизадачности и внезапности. Срочные командировки и необходимость выполнять несколько дел одновременно их напрягают и выматывают. Гораздо лучше работа по заранее составленному плану.
С возрастом ваш ребенок уяснит разницу между рационалами и иррационалами.
Ваши отношения, построенные на взаимном уважении и доверии, помогут вам подстроиться друг к другу. Ваш взрослый ребенок будет знать, что, рассчитав план для себя, совсем не обязательно сразу оповещать о нем вас и других иррационалов. В свою очередь, вам лучше заранее согласовывать и обсуждать с ним хотя бы ключевые предстоящие события, чтобы он мог включить их в свой план.