Дорогой Родитель!

Ваш ребенок — не такой как вы, он воспринимает и перерабатывает информацию иначе. Даже если он похож на вас внешне, нейронные связи у него в мозгу устроены совершенно иным образом. То, что для вас элементарно и естественно, может вызывать у него серьезные затруднения и разрушить самооценку. И наоборот, то, что вам представляется чрезмерно сложным, а иногда лишним и ненужным, остро необходимо ему для нормального развития, для наполнения его сильных информационных функций.

Переделать тип информационного метаболизма человека при всем желании невозможно. Обилие информации по слабым каналам все равно не разовьет их до уровня сильных, а лишь перегрузит и оттянет энергию от настоящих сильных каналов.

В деле, выбранном по слабым функциям, человек на всю жизнь останется не более чем старательным исполнителем, постоянно и неминуемо зависящим от внешних оценок, от одобрения начальства.

Профессия, выбранная по сильным функциям, открывает совершенно иную перспективу: вдохновение, радость творчества, независимость от чужого мнения, высокая самооценка.

Для того, чтобы ваш ребенок смог реализоваться в области своих талантов и стал не исполнителем, а творцом, желательно как можно раньше развивать его сильные функции.


РОДИТЕЛЬ РАЦИОНАЛ, РЕБЕНОК ИРРАЦИОНАЛ

Родитель Рационал, Ребенок ИррационалВаш ребенок — иррационал, то есть его базовая функция, основа личности является иррациональной — сенсорика либо интуиция. Это означает, что в оценке действительности он опирается скорее на схватывание конкретных обстоятельств, требования текущего момента, чем на накопленные человечеством знания, опыт и традиции.

Как родителю-рационалу вырастить ребенка-иррационала? В помощь вам — эта подсказка.

Маленькие иррационалы очень спонтанные и гибкие. Они легко приспосабливаются к новой обстановке, к изменению графика сна и кормления. Ещё лучше, если ребеночка кормят не по графику, а тогда, когда он голоден. Хотя вам как рационалу, конечно, гораздо проще жить по графику.

Малыши-иррационалы, в отличие от рационалов, менее зависимы от ритуалов, их не пугает неизвестность. Они легко засыпают в незнакомой обстановке, им не нужна одна и та же колыбельная песенка перед сном.

Иррационалу нет необходимости заранее знать, что ждет его сегодня, завтра, через неделю. Он всегда открыт новому опыту.

Для маленького иррационала гораздо приятнее, когда каждый день не похож на предыдущий. Постарайтесь разнообразить его жизнь хотя бы в мелочах: вместо привычной на ночь книжки вместе сочините сказку, а на следующий день — посмотрите мультфильм. Не по графику «книжка-сказка-мультфильм», а по настроению.

Радуйте его маленькими, не обязательно дорогими, сюрпризами. Это может быть даже не вещь, а какое-то приятное впечатление. Выбирайте новые маршруты для прогулок. Для собственного спокойствия вы, конечно, можете заранее наметить путь, но желательно не предупреждать об этом вашего иррационального ребенка «Завтра мы с тобой пойдем туда-то». Он больше обрадуется импровизированному «А не пойти ли нам…»

Если маленький иррационал ведет себя плохо и заслужил ваше порицание, оно должно следовать сразу, немедленно. Воспитательный эффект стремится к нулю, если между проступком и его осуждением прошло много времени, для малыша — целая жизнь. Он уже другой, все что он натворил, где-то далеко в прошлом. Почему ему сейчас об этом напоминают, ребенку не понятно. То же самое с похвалой, хорошие поступки надо замечать и поощрять сразу.

Родитель Рационал, Ребенок ИррационалВследствие вашей рациональности вы всегда останетесь для ребенка воплощением занудства, совершенно для него самого излишнего. А он, даже когда вырастет, будет казаться вам разгильдяем. Не пытайтесь его исправить, приучить к порядку, стихийность и готовность к переменам заложена в самой его природе. Такие люди очень нужны миру, особенно в наше время.

Сдержать собственную рациональность, безусловно, нелегко, при всем старании она будет пробиваться. К тому же и в детском саду, и школе ребенку будет встречаться разные люди — рационалы и иррационалы.

Постарайтесь на примерах героев сказок и рассказов привить ребенку о том мысль, что каждый из этих разных способов существования имеет свои достоинства. И разведчики, и хранители традиций — хорошие. И те, и другие могут достигать успеха и помогать друг другу.

Детям-иррационалам желательно иногда позволять нарушать правила там, где это нарушение не критично. Например, в походе или на пикнике определенную еду удобнее (и вкуснее) есть руками, без столовых приборов. Поощряйте их гибкость, умение действовать по обстановке.

Вам кажется правильным настроить ребенка на будущие мероприятия, чтобы он был к ним готов и не тревожился. Однако ребенок-иррационал и так всегда готов к новому. Предупреждать его за много дней о том, что он пойдет в театр, на выставку или в гости нет необходимости. Более того, слишком подробные, с деталями рассказы могут привести к тому, что ребенок «насытится» предстоящим событием еще до его наступления. В глазах маленького иррационала оно потеряет ореол внезапности, сделается обыденным.

В результате интерес ребенка иссякает, он не почувствует настоящей радости. В отличие от вас, ваш иррациональный ребенок не наслаждается предвкушением, планы для него не опора, а сковывающая свободный полет решетка.

Если запланированное событие внезапно отменяется, замена его на другое равноценное для иррационального ребенка не проблема. Скорее веселое приключение.

Иррационалы любят приключения и сюрпризы. О самых кардинальных, серьезных переменах — переезде на дачу, приглашении няни и расставании с родителями, поступлении в детский сад — ребенка все-таки лучше предупреждать. Но лишь в общих чертах, без мелких деталей, если он сам не просит их уточнить.

Иррационалу может быть скучно ходить в детский сад, когда там изо дня в день повторяется одно и то же. Поэтому постарайтесь, чтобы в его жизни все-таки случалось что-то неожиданное и спонтанное. Поскольку вам без планов неуютно, для себя в душе вы можете эти спонтанности запланировать. Но не рассказывайте о них ребенку! Это не сделает его жизнь легче, а напротив, лишит ее ярких красок и даже невротизирует. «Подготовка и расчет помогают избежать неприятностей» как ни странно, для иррационалов, таких, как ваш ребенок, этот закон не действует.

Он никогда не «повзрослеет» (в вашем понимании) — не приучится с вечера собирать портфель и готовить одежду на завтра. Ведь завтра у него может быть совсем другое настроение, другие желания. Да и погода может измениться. Не беспокойтесь за своего ребенка, он всегда быстро ориентируется по ходу дела.

Временное возрастное смещение интересов не затрагивает дихотомию рациональность/иррациональность. Человек иррационального типа всегда готов к самым неожиданным вызовам судьбы. Он может строить планы, если это необходимо для скоординированности своей деятельности с другими, но все планы моментально корректируются или отменяются, если появляется лучшая возможность. Относитесь к данному свойству ребенка с пониманием, это его образ жизни. С иррационалом лучше не обсуждать планы на выходные и каникулы. Если все уже размечено, предсказуемо, значит, ждать больше нечего… скучно.

Иррационалы иногда составляют графики и списки нужных для путешествия вещей — но лишь затем, чтобы раз и навсегда покончить с этим унылым занятием. Если ему комфортно собираться без списка — не настаивайте и не навязывайте ему эту нудную обязанность. Самое важное он не забудет, а остальное можно приобрести на месте. Ваш ребенок быстро и без стресса справится с любыми вызовами. Поддерживайте его веру в себя.

Иррационал не ставит цели, не анализирует прошлый опыт, не подводит итоги. Он живет здесь, сейчас и немножко вперед. Что еще преподнесет ему жизнь, какие пути откроет — туда он и устремится.

Если вашему иррациональному ребенку разонравилось его увлечение по слабым функциям, не запрещайте ему бросить данное занятие прямо сразу. Не настаивайте, чтобы он продолжал заниматься до конца года или еще какой-то заметной вехи. Никаких положительных результатов, если он уже принял решение, это не принесет. Подскажите ребенку идеи других, соответствующих его сильным функциям, занятий. Если есть возможность, помогите ему прямо сразу туда и записаться, чтобы не терять время.

А вот если ваш иррационал разочаровался в чем-то, что соответствует его сильным функциям, постарайтесь удержать его от резких решений, которые могут оказаться опрометчивыми. Здесь придет на помощь вся ваша рациональность.

Необходимо разобраться, что произошло, что мешает ребенку получать удовольствие от деятельности? Возможно, вкрался травмирующий фактор, попадающий ребенку на слабую функцию, который вообще этой деятельности не свойственен? Если дело в преподавателе, поговорите с ним, попытайтесь решить, как исправить ситуацию. Не помогает — меняйте класс или группу, ищите другое, но тоже развивающее сильные функции занятие. Может статься, оно найдется очень быстро.

Вашему рациональному сердцу спокойнее, когда ребенок заблаговременно выбирает будущую профессию. Соционика позволяет это сделать. Зная тип ребенка, можно наметить магистральный путь профессиональной реализации и готовить к нему малыша еще с детского сада: развивать сильные функции и не напрягать по слабым. А вот с конкретным факультетом и специализацией остается определенная свобода выбора. К тому же новые специализации появляются ежегодно.

Вас может раздражать то, что ваш иррациональный ребенок до последнего затягивает с выбором или, уже выбрав, вдруг неожиданно его меняет. Но у такой стратегии есть свои плюсы — новый выбор может оказаться лучше прежнего. Ваша задача — подстраховать ребенка в тех вопросах, где условия требуют длительных и планомерных действий.

Напоминайте ребенку об олимпиадах по профильным предметам, днях открытых дверей, полезных курсах, возможностях получить дополнительные конкурсные баллы. Если идея поучаствовать в олимпиаде пришла к нему лишь накануне — поддержите, не критикуйте и не отговаривайте. Возможно, ему повезет, и он покажет хороший результат сходу, без тщательной подготовки.

Если что-то не получается, ваш ребенок может поменять решение и выбрать другую специальность в последний момент. Ваша задача — проследить, чтобы она приходилась на его сильные функции. Рационалам и иррационалам с одинаковыми сильными функциями подходят близкие виды деятельности. Но иррационалам (особенно интуитивным) труднее дается рутина, регламент, им ближе задачи, требующие внезапного реагирования.

Не проблема для них и многозадачность, они легко делают одновременно несколько разных дел, запросто срываются в срочную командировку, прямо на ходу меняют маршрут. А вот если руководство требует сначала составить по пунктам план, а потом так же по пунктам ежедневно отчитываться за каждую рабочую минуту — такая работа их крайне раздражает.

Повзрослев, ваш ребенок научится видеть разницу между рационалами и иррационалами, уважать альтернативный способ бытия, понимать, почему вам нужен план, а ему — нет. Не страшно, если эта разница будет поводом для легких, проникнутых симпатией взаимных шуток. Главное — сохранить теплые доверительные отношения, которые помогут вам подстроиться друг к другу.

Рассчитывая подробные планы для себя, оставляйте для него свободу импровизации, согласовывая лишь самые важные, жизненно необходимые моменты. А он привыкнет о таких ключевых моментах предупреждать вас.