ГРУППА ДИАГНОСТИКИ

С 25 сентября по 16 ноября прошли занятия по курсу «Основы соционической диагностики». Преподаватели: Е. Удалова и Е. Олькова.

В группе собралось полное кольцо контроля, и мы ожидали, что увидим много интересного. Работа была жесткой, активной но позитивный настрой удалось сохранить и даже развить.

Спасибо, ребята.


Типируемые иногда могут озадачить, а порой — и удивить.


Курс успешно завершился — ура!

 


Собралось несколько отзывов о работе группы, в которой было полное кольцо контроля. Не все оказалось так грустно, как написал Г. Рейнин.

НАБЛЮДЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ КОНТРОЛЯ

В книге Григория Рейнина «Соционика» описана группа «Кольцо социального контроля», состоящая из типов Дон Кихот, Максим, Наполеон и Достоевский. Вот это описание.

Волею судьбы такая группа собралась у нас в октябре-декабре 2006 года. Два Наполеона, два Достоевских, два Дон Кихота, Максим, Есенин, Гамлет. Не то, чтобы мы ожидали самого худшего, но приготовились. Ведь нам предстояло провести вместе 48 часов учебного времени.

Студенты не знали, как им «повезло», но атмосфера ревизии давала себя знать. Конечно, в такой группе всегда есть, кому заметить твои ошибки. Но соционика дает возможность принимать их не как уродство, а именно, как характерные черты типа, которые человека не портят. Просто, его нужно в этом секторе сюжетов поддержать.

Именно такой настрой мы установили в группе с самого начала. И хотя, работа этой группы отличалась жесткой активностью, никто из более, чем сорока типируемых не пострадал, группа сдружилась, навыки были освоены. Поскольку в группе активно проявлялись и активно замечались как слабые, так и сильные функции типов, эта группа учила сама себя чрезвычайно эффективно.

Контакты после обучения не заглохли: ребята собираются на практику типирования, переписываются, встречаются.

Через три месяца мы собрали отзывы участников группы. Они представлены ниже.


Отзыв о пребывании в кольце контроля Саши Тимохиной (Наполеон)

Елена Андреевна, прочитала Рейнина… мда, что-то не припомню, чтобы у нас кто-либо хотя бы курить во время занятий выходил, а не то чтобы по снегу босиком бегал :), ощущение, что они там не с нормальными людьми, а с психопатологией работают… в общем, сначала изучила материал с интересом, а потом уже повеселилась от всего сердца. :)

Пишу об ощущениях, которые возникали В этой группе и БЕЗ этих людей. Хотя, если честно, сейчас мне описать что-либо уже довольно сложно и мысли достаточно дискретны.

По-моему, группа была классная. Достаточно умных людей и достаточно тактичных людей :). Было реально и с кем все пообсуждать, обменяться мыслями, прислушаться к точке зрения, узнать ценные комментарии. И было с кем от души посмеяться. В целом, работа в группе шла, на мой взгляд, очень плодотворно и при этом достаточно весело, не замороченно. Вечер после работы все-таки, а мы в группе, по-моему, не только учились, но и отдыхали, восстанавливались :).

Для Напа в группе был Максим, но это был единственный человек, на которого я старалась не обращать внимания :), как-то естественным образом фокусируясь на остальных. Не люблю Максимов, хоть ты тресни! не переношу органически и не могу с собой что-либо по этому поводу поделать.

Очень запомнилась Сона: по-моему, вот тот человек, в жизни которого после учебы на соционике уж точно наступили глобальные изменения! Она разобралась с конфликтом отцов и детей, и решилась на отношения со своим Мастером :). Вообще, люблю Донов :) и безумно за нее рада.

И еще Лена (Ес) и Женя (ДК) запомнились. У меня к этим людям теплая симпатия, хотя мы особо не общались.

Когда учеба окончилась, было как-то грустно думать, что больше не увидишь этих замечательных людей, и в мыслях я желала каждому из них счастья и удачи в дальнейшей жизни и верила, что у них все получится.

Я уважаю индивидуальности, а группа состояла из очень самобытных людей, ярких, передовых и гармоничных. И люблю людей, у которых пытливый ум и которые интересуются многим и хотят от жизни большего. И еще, по-моему, группа принимала каждого таким, какой он есть и поэтому в ней всем нашлось место и было достаточно комфортно.

БЕЗ этих людей… Часто с улыбкой и теплом на сердце, иногда с грустью их вспоминаю. И буду рада встретиться вновь. В этой группе хорошо и работалось, и отдыхалось, я рада что мы снова собираемся.

Саша Тимохина


Отзыв Виктории Никитиной (Наполеон)

25 сентября 2006 года начались наши занятия по соционике в группе Елены Андреевны Удаловой и Елены Ольковой. Устав после рабочего дня, мы примчались на занятия, которые проходили на Страстном бульваре — в самом центре Москвы. Очень поразил колорит помещения: старинная неотреставрированная мебель, вещицы разных калибров и назначений, высокие потолки, старинная посуда, афиши артистов с их росчерками.

Привыкшая работать на Тверской в офис-центрах с евроремонтом, я была немного ошарашена. «Картину маслом» дополняли сама хозяйка, женщина интересных объемов и лет, 2 кота и пудель. Атмосфера сразу создалась расслабленная, так как мы сидели не как в классе, а за обеденным столом и бурно занимались приготовлением к чаепитию. Каждый сказал несколько слов про то, как попал на группу, и я запомнила, что не успела сказать ничего из подготовленного, так как прозвенел звонок и кто-то пришел.

И вот началась лекция. То, что говорила Елена Андреевна, казалось настолько естественным и понятным, что удивляло, как это не получилось самостоятельно дойти до таких, казалось, простых истин. По мере продвижения в постижении знаний, истины уже не казались простыми, а на самых сложных местах теории мой этический мозг отключался в целях самозащиты.

Вот что мне действительно нравилось, так это типировать и обсуждать случаи из жизни. Этим наша группа могла бы заниматься, по-моему, без перерывов несколько суток, а может быть и лет, так как в группе преобладали этики. Мне как-то сразу все понравились, захотелось поближе познакомиться и подружиться. Очень забавляло, что у каждого члена группы наметился свой «стиль» поведения и у многих он был очень даже свойственен своему типу.

Не могу сказать, что обошлось без раздражения, стычек и наездов — все-таки мы действительно разные, Наполеон без грязных шуток и Дон Кихот без ляпов в общении — это не Наполеон и не Дон Кихот, а Максим без наездов хоть на кого-нибудь и наведения ясности во всем — это не Максим. А у нас в группе были и Дон Кихоты, и Максимы, и Наполеоны, и Достоевские, что составляло страшное с точки зрения корифеев соционики сочетание: «Кольцо социального контроля».

Однако, умение ведущих рулить беседой и обсуждением помогало не обижаться друг на друга, а лучше понимать свойства каждого типа. Кольцо контроля часто превращалось в веселый балаган, когда на типирование приходили жизнерадостные Есенки, или наоборот Жуковы, которыми интересовалась наша Есенка. Типируемые Максимы получали по болевой от контролеров Дон-Кихотов, но тут же имели поощрения от Гамлетов в виде каких-нибудь комплиментов — и ситуация стабилизировалась. Достоевские должны были страдать от нас, Наполеонов, но почему-то первые приглашали к общению после занятий.

В общем-то, я сделала вывод, что тот, кто предупрежден соционикой, тот вооружен! А кто силен, вооружен, но при этом еще и умен и мудр, тот никогда не будет себя плохо чувствовать ни в каком «кольце социального контроля», потому что чутко чувствует людей и умеет управлять своим поведением. Еще раз большое спасибо за это нашим ведущим двум Еленам за то, что создали атмосферу, в которой было приятно и учиться, и общаться.

Виктория. Типирована Е. А. Удаловой как Наполеон.

P.S. Очень забавно. Пишу, а сама думаю: это у меня с творческой, это с базовой идет. Смех один или паранойя уже?


Отзыв об обучении в школе соционики в сентябре 2006 Евгения Никитина (Дон Кихот)

Летом 2006 года новая подруга увлекла нас с супругой соционикой, о которой до этого мы слышали лишь через призму MBTI.

В первое время тема меня почти не заинтересовала, но однажды подруга таки затащила нас на типирование к гуру соционики Елене Удаловой. Елена Андреевна оказалась весьма интересным и увлеченным собеседником, и одного разговора с ней оказалось достаточно, чтобы захотеть узнать о соционике как можно больше. В результате в сентябре мы два раза в неделю стали посещать довольно продолжительный курс «Основы соционической диагностики». Первым примечательным фактом стало то, что в группе из девяти человек я оказался единственным мужчиной (это меня не удивило, так как за последнее время на разных курсах и семинарах похожая ситуация складывалась уже не в первый раз).

Справедливости ради, надо сказать, что это было скорее случайностью, и обычно мужчин здесь бывает не меньше, чем женщин. Другим удивившим меня моментом стало то, что вести курс Елене Андреевне помогала Елена Олькова. Такую практику — вести курс вдвоем, я встретил, пожалуй, впервые, и это мне пришлось по душе, поскольку преподаватели разных соционических типов очень удачно дополняли друг друга.

Как выяснилось несколько позже, в группе оказалось сразу два Дон Кихота, два Достоевских, два Наполеона, Есенин, Гамлет и Максим. Кроме того, что подавляющую часть группы составляли женщины, две трети оказались этиками, в результате чего я нередко ловил себя на мысли, что не понимаю, что сейчас происходит и зачем. Это чувство особенно усилилось на первых типированиях, в ходе которых группа под руководством ведущих пыталась определять соционический тип специально приглашенных гостей, задавая им разные интересные, по их мнению, вопросы и советуясь друг с другом. Поскольку к этому моменту мы прошли еще не всю теорию, часто сложно было понять, зачем задаётся какой-либо из вопросов и какую информацию может дать ответ типируемого.

Иногда создавалось впечатление, что наши этики получают удовольствие от самой беседы, не особо заботясь о её цели (в сущности, им так и положено :)). Между тем, логик Елена Андреевна строго следила за тем, чтобы мы успевали двигаться вдоль программы курса, и иногда для этого приходилось задерживаться на занятиях. Еще одним любопытным фактом было то, что в группе присутствовало так называемое кольцо социального контроля, сформированное Дон Кихотами, Достоевскими, Наполеонами и Максимом. В одной из своих статей Григорий Рейнин указывает, что этот вид интертипных отношений не может быть эффективным для совместного решения задач и даже способен оказывать пагубное влияние на психику составляющих кольцо контроля людей. В нашем случае ничего подобного я не заметил.

Вероятно, сказался профессионализм преподавателей или лояльность участников группы. Немаловажным, по-моему мнению было и то, что способный разжечь серьезный конфликт Максим (Лена) был не согласен со своим диагнозом типом, и напоминал жесткого и неуступчивого Максима только в тех случаях, когда пытался доказать, что он не Максим. :) Да и наши Достоевские выглядели на удивление гармоничными людьми, не особо провоцируя своих контролеров Наполеонов на нападение. В результате курс из 16-ти занятий (в рамках которого было проведено более 40 типирований) пролетел незаметно. На последнем занятии участники очень сожалели, что приходится расставаться и обещали встретиться на следующей ступени обучения — курсе интертипных отношений.

Лично мне «Основы соционической диагностики» дали очень многое. Как говорила Елена Андреевна, одними из первых ступеней в освоении соционики являются самоидентификация (осознание и признание своих сильных и слабых сторон) и толерантность (признание того, что другие люди могут отличаться от нас и иметь свои сильные и слабые стороны и умение оставлять за ними это право). Мне еще очень далеко до совершенства, но определенные шаги в этом уже сделаны.

Следующей ступенью является умение создавать эффективные команды, способные решать большие задачи, но для этого надо повышать свои навыки типирования, которые пока оставляют желать лучшего. К счастью, в школе прикладной соционики нередко проводятся практикумы типирования, предназначенные для поддержания и улучшения соответствующих навыков. Еще одним из результатов обучения стало то, что в голове поселился особый прибор, который теперь постоянно пытается оценить любое происходящее общение с соционической точки зрения. Кроме того, соционика дарит много новых друзей и неисчерпаемые темы для общения, что тоже немаловажно даже для нас логиков.

Никитин Евгений


Как видим, далеко не всегда «страшные» теории об интертипных отношениях соответствуют действительности. То же относится и к «прекрасным» теориям.

Е. Удалова